Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От структурализма к философии постмодернизма.




Само понятие «постмодерн» содержит в себе широкий спектр деятельности людей в культуре, искусстве, политике, морали. Слово постмодерн означает то, что следует за периодом модерна, где модерн понимается как совокупность идей, характерных для Нового времени. Философия постмодернизма предлагает свое теоретическое обоснование новых процессов и явлений в культуре, опирающихся не на научные парадигмы, а на литературоведческую деятельность. В целом постмодернизм берет свое начало от структурализма, выступая, изначально, его критикой. Для структурализма, объектом исследования является культура – как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама и т.п.). Основа структурного метода – выявление структуры, как относительно устойчивой совокупности отношений. Например, элементом общества выступает не человек (как в атомизме), а его отношения в структуре общества. В этом случае, человек понимается как некая точка, на которой концентрируется совокупность отношений с различными людьми в социальной системе. В центр внимания структуралистов ставится язык, как социальная знаковая система. Либо изучается сам язык, либо, параллельно ему, структуры, так называемые «вторичные знаковые системы» (выражение Ю.М.Лотмана), т.е. определенная смысловая нагруженность знака (слова в языке, обычаи в культуре и т.п.). С позиции структурализма, смысл любого знака зависит не от человека и не от предметов внешнего мира, а от связи этого знака с другими знаками. Например, в культуре они анализируются в системе бинарных оппозиций: жизнь – смерть, война – мир и т.п. Представителями структурализма являются К.Леви-Строс, Ж.Лакан, Р.Барт и др. Так, Клод Леви-Строс рассматривает в качестве вторичных знаковых систем отношения первобытного родства, для Жака Лакана это бессознательное, для Ролана Барта – явления культуры.

Идеи структурализма получили свое развитие в постмодернизме. Представители: М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, и др. Следует сказать, что творчество этих философов весьма богато и разнообразно. Здесь лишь затрагиваются основные философские позиции.

Важнейшим понятием Мишеля Фуко (1926-1984) становится «дискурс». Дискурс представляет собой, в одном случае, набор условий, правил, предписаний и запретов, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, в другом случае – правила принимающие игровой характер, не имеющие жестких ограничений. Все, что человек узнает, выработано в дискурсах. Иногда дискурсы могут пересекаться и входить в конфликт. Любой научный дискурс основан на стремлении к знанию, состоящему из набора инструментов для поиска истины. В этом случае дискурс подгоняет реальность под свои представления, укладывая их в жесткие рамки. Следовательно, дискурс является насилием, формой контроля над сознанием и поведением человека, а это есть проявление власти над ним. Поэтому знание – есть проявление власти, а не истины. Эта власть безлична, она разлита в системе используемого языка и текстов науки.

Жак Деррида (1930-2004) особенностью европейской культуры считает логоцентризм – признание разума и логики в определении истины и общего характера Бытия. Новая граматология, предлагаемая философом, основанная на критике и деконструкции, позволит пересмотреть старые позиции понимания знака, слова и письменности. Деконструкция предполагает снятие жестких рамок и установок, которые сформировались в результате традиционного и догматического мышления в языковой системе. Если традиционный текст основан на строгой интерпретации метафизической стабильности, то новый текст открывает сферу бесконечных переносов, перетолкований, переосмыслений и интерпретаций значений, тем самым, меняя конфигурацию текстуальных взаимоотношений. Подобная знаковая игра предваряет человеческую жизнь и действительность, делает ее созидательной.

Основная позиция Жана Бодрийара (1929-2007) – теория симулякров. Симулякром он называет «образ, копирующий то, чего никогда не существовало». По мнению философа, знаково-символическая система создает особую сферу человеческой жизни. В современности слова отсылают нас к другим словам, а те в свою очередь к другим словам и понятиям, не имеющим под собой конкретного предмета. Современная западная культура, паразитированная вторичными смысловыми образами, отрывает человека от подлинной реальности, создавая гиперреальность. В этом искусственном мире мода становится прекрасней, чем сама красота, терроризм больше, чем насилие, политика сексуальна, бизнес – это спорт, экономика превращается в политику. Сфера симуляции проявляется в технической оснащенности общества, также в бесконечной репродукции образа, текста, звука, видео, утрачивая уникальность мира. Этот мир перестает быть самим собой, а это есть катастрофа, ведущая к смерти реального мира.

Жиль Делез (1925-1995), рассматривая процесс понимания смыслов понятий, вводит термин «номадическая сингулярность». Если классический рационализм строго фиксирует бинарное толкование текста (мужское – женское, добро – зло, прекрасное – безобразное и т.д.), основанное на логике, то номадология характеризуется чистым проявлением воли, рассматривается не просто отрицание, а переосмысление структуры мира. Номада сравнивается с образом кочевника, который смотрит на мир не с оседлой (фиксированной) позиции, а с позиции человека, странствующего по просторам мира. Мир представляется как пространство, лишенное центра и четкой структуры, все события случайны и неповторимы – сингулярны. Такой взгляд на мир заменяется метафорично образом «ризомы» – спутанное корневище луковицы.

Термин «ризома» введено Делезом в соавторстве с Феликсом Гваттари (1930-1992). Мир с позиции «ризомы» аструктурен, не имеет ни начала, ни конца, а только середину, ни единства, ни множественности. «Мир потерял свой стержень» – утверждают мыслители.

Вопросы для повторения.

1) Какие проблемы затрагиваются в философии структурализма?

2) Что Фуко понимал под понятием «дискурс», и какую роль дискурс играет в жизни общества?

3) В чем заключается принцип деконструкции Жака Деррида?

4) Охарактеризуйте теорию симулякровБодрийара?

5) Раскройте номадалогию Делеза. Что означает ризома в понимании Делеза и Гваттари?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.