Форсированное строительство государственного социализма. В 1928 г. с НЭП было покончено. Сталинское руководство перешло к форсированному строительству социализма. Оно поставило цель ускоренно осуществить индустриализацию страны и массовую коллективизацию сельского хозяйства.
Курс на социалистическую индустриализацию был задан еще XIV съездом ВКП(б), состоявшимся в декабре 1925 г. Этот курс проводился в жизнь в годы предвоенных пятилеток. Приоритет отдавался тяжелой промышленности и ее сердцевине – машиностроению. На этой основе планировалось осуществить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства, укрепить обороноспособность страны и обеспечить экономическую независимость СССР.
Плановыми заданиями на первую пятилетку (1928-1932) предлагалось увеличить промышленное производство по сравнению с 1928 г. почти в три раза, а за вторую пятилетку (1933-1937) – в два раза от достигнутого в 1932 г. На третью пятилетку (1938-1942) намечалось новое удвоение промышленного производства. За 12 довоенных лет (1928-1940 гг.) страна совершила беспрецедентный рывок в росте промышленной продукции. В стране вступило в строй около 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Производство электроэнергии возросло с 5 млрд. кВ-ч – в 1928 г. до 48 млрд. кВ-ч – в 1940 г.(в десять раз); добыча нефти увеличилась с 11,6 млн.т до 31,1 млн.т (почти в три раза); выплавка чугуна возросла с 3,3 млн.т до 14,9 млн.т (в четыре раза). По абсолютным объемам производства СССР уже в 1937 г. вышел на первое место в Европе и на второе месте в мире после США.
Индустриализация страны обеспечила Советскому Союзу экономическую самостоятельность, создала условия для реконструкции всех отраслей народного хозяйства, укрепила обороноспособность, способствовала количественному и качественному росту рабочего класса и научно-технической интеллигенции.
Ускоренными темпами осуществлялась и массовая коллективизация сельского хозяйства. Она проводилась насильственно, с применением мер террора и беззакония. В течение 1930-1931 гг. было выселено в отдаленные районы страны 381 тыс. кулацких семей.
Результаты массовой коллективизации свидетельствуют о том, что к концу первой пятилетки в СССР было коллективизировано 61,5%, а к концу второй пятилетки – 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло падение сельскохозяйственного производства. Так, например, поголовье крупного рогатого скота с 1928 по 1934 г. сократилось с 60 до 33 млн. голов. Политика форсированной коллективизации привела в 1932-1933 гг. к голоду в районах Северного Кавказа, Поволжья, Украины, Западной Сибири и Казахстана. В этих житницах страны несколько миллионов (по оценкам историков, от 3 до 7 млн.) человек умерли от голода. Однако следует от-метить, что за годы предвоенных пятилеток среднегодовое производство зерна в СССР, составлявшее в 1928-1929 гг. 73,6 млн.т, в 1938-1940 гг. возросло до 77,9 млн.т, мяса в убойном весе – с 4,3 до 4,5 млн.т, молока – с 26,3 до 27,6 млн.т.
Несмотря на то, что коллективизация проходила болезненно, при серьезных перегибах и ошибках в темпах и методах ее осуществления, она способствовала росту производительности труда, увеличению объемов сельскохозяйственного производства, обеспечила возможность создания надежного продовольственного фонда, что имело немаловажное значение для экономической победы в Великой Отечественной войне.
Но вместе с тем массовая коллективизация привела к значительному изменению уклада жизни крестьянства, подчинив его командно-волевым методам сталинского режима.
Изменения в обществе, которые произошли за первые две пятилетки (1928-1937), нашли отражение в Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. В этой Конституции политической основной СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, а экономической основой – социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти (вместо съезда) стал Верховный Совет, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Изменилось также избирательное право: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании.
Конституция СССР 1936 г. являлась скорее демократическим фасадом тоталитарного государства, чем отражением реальности. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что именно на 1936-1938 гг. приходится пик массовых сталинских репрессий. Именно в эти годы по приказу Сталина были проведены громкие судебные политические процессы.
В итоге первых двух пятилеток в СССР была создана социальная система, которая определяется как «государственный социализм». Социализм – потому что произошли обобществление всех средств производства, ликвидация частной собственности. Государственный – функции распоряжения собственностью и политическая власть стали осуществляться партийно-государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени их вождем – И.В. Сталиным.
Планово-централизованное управление экономикой. Сталинское руководство страной осуществлялось через «приводные ремни» – партию, Советы, профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. В центре разрабатывались и принимались пятилетние, годовые, квартальные планы, которые имели силу закона и подлежали неуклонному выполнению. Они дополнялись директивами, решениями, указаниями.
Сначала командно-директивные методы руководства сложились в промышленности. Планы-директивы доводились не только до отраслей, но и до отдельных предприятий. В ходе массовой коллективизации директивное планирование и руководство распространились и на аграрный сектор, а затем постепенно и на все народное хозяйство, и на все общество. Это означало, что в конце 20-30-х гг. в СССР сложилась планово-распределительная экономика, в которой преобладали директивные и внеэкономические методы руководства, жесткая централизация управления. Этому способствовали сращивание партии и государства, огосударствление общественных организаций, режим личной власти Сталина, формальная демократия, массовые репрессии.
Складывание такой системы управления было тесно связано с образованием и укреплением культа личности Сталина в конце 20-х – 30-е гг. Явление культа личности – это возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, подмена руководства партии, ликвидация демократии, установление диктаторского режима.