Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура московского царства в 16-17 вв.




В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:

1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

3. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.

4. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

5. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

Для развития просвещения огромное значение имело появление книгопечатания. Первой русской книгой считается «Апостол», который был напечатан в 1564 г. в типографии Ивана Федорова, русского первопечатника.

В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги. Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI-XIII в.).

Устное народное творчество отразило время Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею Ермака. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре. Выдающийся публицист и оратор протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе Никона, оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Значительный размах имело городское и храмовое зодчество. Альтернативой жилым домам из дерева, которые постоянно гибли в общегородских пожарах, стало каменное строительство, которое могли себе позволить князья, бояре, купцы. В честь присоединения Казанского ханства в Москве был построен Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного, в честь знаменитого юродивого, похороненного в соборе. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенское под Москвой.

Иконопись после предписания Стоглава (1551) – «писать иконы, как Андрей Рублев» - стала терять свою самобытность. В то же время в XVII в. в русской живописи появляется такой новый жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец.

Национальные традиции, обычаи, особенности быта получили отражение в «Домострое». Это универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной Рады.

Официальной идеологией стала апология, т.е. неумеренное, чрезмерное восхваление самодержавной формы правления. Церковь, народные гулянья, семья и кабак составляли основные элементы культурно-бытовой среды для большинства народа.

Петровские реформы.

Главным тормозом для экономического развития страны в конце XVII в. являлось отсутствие выходов к Балтийскому и Черному морям. В 1700 г. Северной войне (в союзе с Данией и Саксонией) русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьезных реформах. Первые реформы были проведены сразу после поездки молодого царя за границу в 1697 г. По возвращении из-за границы Петр Алексеевич Романов начал энергично вводить европейские обычаи и моду. Петр I родился в 1672г., был провозглашен царем вместе со старшим братом Иваном V в 1682. После смерти Ивана в 1696г. Петр стал единоличным правителем и правил до 1725 г. Реформы проводились без какого-то четкого плана, но затрагивали самые разные сферы жизни общества. В 1699 г. появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других городах. Были расформированы стрелецкие полки, которые показали свою ненадежность в ряде стрелецких бунтов. После восстания 1698 г. больше тысячи стрельцов было казнено, сотни сосланы. Стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. Петр приступил к созданию регулярной армии. В 1699 г. был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 г. Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не с 1 сентября, а с 1 января. Реформы в правление Петра I во многом обуславливались военными задачами, проводились непрерывно одновременно с Северной войной. В политической сфере происходило становление абсолютной монархии. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрировалась в руках царя. Для абсолютизма были характерны централизация, концентрация власти, дифференциация функций управления. Вместо Боярской думы в 1711 г. был учрежден Сенат, законосовещательный и распорядительный орган, члены которого назначались царем и действовали от его имени. Вместо приказов в 1717-1718 гг. появились 12 коллегий, состав которых определялся царем, а полномочия и направления работы – регламентами. За Сенатом с 1722 г. наблюдал генерал-прокурор, «око государево». Вместо патриаршества для руководства делами церкви был создан Синод, во главе которого стоял назначаемый царем обер-прокурор. Для удобства управления страну разделили на восемь губерний во главе с губернаторами, которых также назначал царь. Для абсолютизма были характерны милитаризация, опора на силовые структуры. Петр I создал регулярные армию и флот. Появилась полиция, главной функцией которой было поддержание порядка. Политическим сыском занимались Преображенский Приказ (с 1695), а с 1718 г. – Тайная канцелярия. Важной чертой абсолютизма стала опора на бюрократию. Принцип служебной годности «по породе» (заслугам предков) Петр заменил принципом личной выслуги. В 1722 г. была введена Табель о рангах. Все военные и гражданские служащие делились на 14 рангов (классов). Повышение в ранге давало большее жалование, при определенных условиях – личное или потомственное дворянство. Было положено начало наградной системе. В сфере социально-экономических отношений резко возросла роль государства, которое активно вмешивалось в промышленность, торговлю, социальные отношения. Государство всячески стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечивавшего нужды армии. Интересы отечественного купечества государство защищало высокими таможенными пошлинами на импортные (ввозимые) товары, проводило политику протекционизма и меркантилизма (накопления в стране золота и серебра за счет активного торгового баланса). Петр ликвидировал разницу между боярством и дворянством. Поместья были приравнены к вотчинам, могли передаваться по наследству как полная частная собственность. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в десять лет и были основой для налогообложения. В духовно-культурной сфере также появилось много новшеств. Дворяне посылались на учебу за границу. Появились учебные заведения для дворян и других слоев в самой России. Была основана Академия наук, а при ней университет. Первым музеем стала Кунсткамера. Стала выходить газета «Ведомости». Новой столицей страны стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. В новом городе велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу. Реформы способствовали быстрому усилению России, прежде всего в военном отношении. Критики считают, что наибольшую часть западного опыта, форм организации общества Петр проигнорировал. В России не был создан парламент. Частное предпринимательство полностью зависело от государства. Человек оставался бесправным, беззащитным. Реальностью стало создание полицейского, деспотического государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1046 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.