Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революцион- ное народничество.




 

На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает рос- сийская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные ва- рианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.


 

Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной органи- зации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышев- скому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного "Земля и воля". В его состав входили несколько сотен членов, а отделения су- ществовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и дру- гих городах.

 

По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления устав- ных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаган- ду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена неле- гальная издательская деятельность, создана типография в России, активно ис- пользовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

 

Однако крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже ле- том 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигриро- вала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были аресто- ваны (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскры- тое, самораспустилось.

 

Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смяг- чению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма на- пряженной.

 

Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановле- нию независимого государства, при этом значительная часть поместной шлях- ты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Ради- кально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифе- стаций в Варшаве и других польских городах.

 

Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на рус- ские гарнизоны.


 

Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководи- мое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд ли- товских и белорусских губерний.

 

Однако охвачено им было преимущественно городское население (опре- деленные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабо- чие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

 

Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на ра- дикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправ- дались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить воору- женное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

 

Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внут- риполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки мест- ным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользо- вании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

 

Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишути- ным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вме- сте с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллиген- ции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так на- зываемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. "Русские нигилисты

60-х годов... - отмечал Н.А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объ- явили борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум",

существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого... Материализм превратился (у нигили- стов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию... Наука, под которой пони-

мались главным образом естественные науки... стала предметом веры, она была превращена в идол". Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на стра- ницах романа "Отцы и дети" в образе Базарова.

 

Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярно- стью пользовались произведения Д.И. Писарева. Талантливый критик и публи- цист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание "но- вого человека" - "мыслящего реалиста". Писарев искренне сочувствовал "уни-


 

женным и оскорбленным", утверждая, что вне вопроса "о голодных и раздетых людях" нет "решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать". Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль ко- торого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь "пассивный материал", подлежащий "переработке". В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли "разрушителя эстетики".

 

В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначи- лась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интелли- генции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые дейст- вовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала "нечаевщина", связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации "Народная расправа". Нечаевский "Катехизис револю- ционера" призывал применять любые средства для торжества революции, кото- рая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство од- ного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реа- лизацией на практике принципов "нечаевщины". Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судеб- ного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика "нечаевщины" вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине про- видческого романа "Бесы",

 

Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Од- нако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях "нечаевщина" заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, полу- чив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступ- ки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тотали- тарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

 

Революционное народничество 1870-х гг. Преемниками революционе-

ров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было харак- терно негативное отношение к капитализму, признание самобытности

исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды,

в общину как основу для переустройства общества на социалистических нача- лах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышев- ский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу,


 

тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовно- сти пострадать за свои убеждения "стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века", а в представителях этого движения - преемников "мучеников двоеперстия", приверженцев неистового протопопа Аввакума, ко- торый, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал рас- шатывать основы созданной Петром I империи.

 

В рамках народнической идеологии существовали различные направле- ния - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланки- стское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

 

Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой изменен- ные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной вла- сти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин от- вергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет "свобод- ная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично- ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

 

Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководи- телей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая "критически мыслящую личность" дви- гателем общественного прогресса.

 

Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во гла- ве с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи соци- альной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заго-


 

ворщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захва- ченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сто- ронники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социа- листические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую стра- ну.

 

Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце

1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайков-

ский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских го- родов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся

молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельно- стью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое

общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров- народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

 

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и проклама- ции для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

 

Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хож- дение в народ". Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. По- пытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестья- нами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не по- желали, однако, признать "своими" выходцев из "культурных классов". Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

 

Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участ- ников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длитель- ное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в кото- рой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.


 

"Хождение в народ" стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего круп- нейшей организацией народников 1870-х гг.

 

Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения револю-

ционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Бело- руссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо

организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Ми- хайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколь-

ко групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".

 

Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требо- ваний, добиться которых можно было "только путем насильственного перево- рота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, спо- собная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность земле- вольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

 

Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и дру- гих губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и по- пытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых полити- ческих процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склоня- лась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу сред- ствами индивидуального террора.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 544 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2303 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.