Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Движение декабристов. Первые тайные организации.




 

Разложение феодально-крепостнической системы, обозначившееся в Рос- сии с конца XVIII в., вело к обострению социальных противоречий, что стиму- лировало стихийный протест широких народных масс, в первую очередь крестьянства, против существующих порядков. Значительную активность про- являли помещичьи крестьяне. В ходе открытых коллективных выступлений они попытались добиться освобождения от власти помещиков и перевода в разряд государственных крестьян. Встретив с оружием в руках наполеоновскую ар- мию, крепостные надеялись, изгнав захватчиков, получить волю.

 

Этим расчетам, однако, не суждено было оправдаться. В деревне нараста- ло недовольство обманутых в своих надеждах вчерашних ополченцев и парти- зан. Важным источником социальной напряженности в стране стали военные поселения. Уже летом 1819 г. вспыхнуло восстание чугуевских поселян на Ук-


 

раине, подавленное царскими властями. Насаждавшаяся в армии бессмыслен- ная и жестокая муштра вызывала протесты солдат. Широкий общественный ре- зонанс имело восстание в Семеновском полку в 1820 г., вызванное самодурством и произволом командира полка Ф.Е. Шварца. Первое в истории России организованное вооруженное выступление против самодержавия и кре- постничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности первых десятилетий XIX в. с ее феодально-абсолютистскими порядками, обрекавшими основную массу насе- ления на полнейшее бесправие, а страну - на застой; произведений передовой общественной мысли и прежде всего - трудов западноевропейских философов- просветителей (Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и др.); событий Фран- цузской революции и порожденных ею революционных выступлений в ряде стран Европы.

 

Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказала Отечест- венная война 1812г. "Мы были детьми 1812 года, - писал декабрист М.И. Му- равьев-Апостол. - Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм". Горячий патрио- тизм был в высшей степени присущ участникам декабристского движения, многие из которых, покрыв себя славой на полях сражений с Наполеоном, были преисполнены гордости за русский народ, сумевший разгромить могуществен- нейшего врага. "Вдумываясь в своеобразие их портретов в галерее русской ре- волюции, - писал о декабристах выдающийся русский философ Г.П. Федотов, - видишь, до чего они, по сравнению с будущим, еще почвенны. Их либерализм, как никогда впоследствии, питается национальной идеей". Свойственный Алек- сандру I и ряду представителей верхов настрой на проведение социальноэконо- мических и политических реформ, резко контрастировавший (особенно после

1815 г.) с практикой государственного управления, также способствовал утвер- ждению в сознании части просвещенного дворянства вольнолюбивых идей.

Нацеленные в принципе на преобразование общества на буржуазных началах, эти идеи опережали свое время, ибо в России еще отсутствовали сколько- нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю.

 

Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после оконча- ния заграничных походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, "артели" - объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами. Первые тайные офицерские организации "Орден русских рыцарей", "Священная артель", "Семеновская ар- тель" возникли уже в 1814-1815 гг. У их истоков стояли М.Ф. Фролов, М.А. Дмитриев-Мамонов и др.

 

В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество ис- тинных и верных сынов Отечества), основателями которого стали А.Н. Муравь- ев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы и И.Д. Якушкин. Впоследствии в общество вступили М.С. Лунин, П.И. Пестель и др.


 

Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру ма- сонских лож, которые в тот период активно действовали в России и были за- прещены лишь в 1822 г. Многие декабристы (А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, П.И. Пестель, С.Г. Волконский и др.) являлись членами лож. Масонские рассу- ждения о свободе и братстве привлекали молодых, прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся использовать член- ство в ложах для расширения круга своих единомышленников. Впрочем, на- пример, П.И. Пестель уже в 1817 г. с масонством порвал.

 

В состав Союза спасения к осени 1817 г. входило не менее 30 человек. Всех их объединяло неприятие самодержавия и крепостничества. При этом од- ной из задач Союза являлась борьба с засильем иностранцев. Последних, при- чем обычно отнюдь не выдающихся деятелей, было немало на государственной службе. На собраниях членов общества обсуждались планы цареубийства - ме- ры, способной обеспечить переход России к конституционной форме правле- ния. Но эти планы поддерживались не всеми. Некоторые члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формиро- вания благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.

 

В 1818 г. на базе Союза спасения возникла более широкая по составу тай- ная организация - Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что "сила общественного мнения" правит миром, члены Союза стремились овла- деть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества. В этой связи вокруг Союза благоденствия действовали разнообразные литератур- ные и иные общества, такие, как "Зеленая лампа" (ее членом являлся А.С. Пуш- кин), Вольное общество любителей российской словесности, Общество для распространения ланкастерских училищ и др. Состав Союза благоденствия в политическом отношении был довольно пестрым. В эту организацию входили и сторонники частичных улучшений существующих порядков, вовсе не склонные участвовать в антиправительственном заговоре, и приверженцы конституцион- ной монархии (или даже республики), допускавшие или считавшие просто не- обходимыми для реализации своих планов насильственные акции. В 1821 г. на Московском съезде Союза благоденствия было принято решение о самороспус- ке этого общества с тем, чтобы отсеять случайные элементы. Московский съезд заложил основы для возникновения двух новых организаций - Северного и Южного обществ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.