Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-политическое развитие Киевской Руси.




 

Для того чтобы понять суть общественно-политической жизни Древней Руси надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерус- ский город. Города возникают в VIII-IX вв. как центры племен и союзов пле- мен, выполнявшие различные социальные функции, и, прежде всего редистрибутивные, т.е. сосредоточение и распределение прибавочного продук- та. Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиоз- ные святыни и кладбища («капища» и «требища»). В основе социального уст- ройства городов лежала община. Древнейшие города возникали в результате общинного синойкизма - слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города, о пра- вительственных функциях русских городов - Киева, Чернигова, Новгорода, По- лоцка и др. В IX-X вв. городская община была еще родовой, так как и само


 

общество переживало высший этап развития родо-племенного строя. Не слу- чайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X - начале XI в. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно бо- лезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов; уничто- жение старой родо-племенной знати - «старцев градских».

 

Городская община отныне основана на территориальных связях, проявле- нием чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родо-племенное общество. Параллельно шел рост городской округи - растут и крепнут города-государства.

 

Что же собой представляли эти социальные организмы? Ядро города- государства XI-XII вв. составлял старейший город - прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который вы- ступал как своего рода метрополия.

 

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча глав- ной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Нов- городцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають на том же пригороди ста- нуть». На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень ши- рокими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече, и вне его древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую си- лу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении кня- зей на княжение, так и в смещении их со «стола». Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерус- ских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тре- вогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности. Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой ко- торой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновре- менно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» - волостное ополчение, в которое входили сво- бодные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свобод-


 

ное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тыся- чу», в свою очередь состоявшую из сотен - более мелких территориально- административных образований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т.е. без пригородов и сел. Город и во- лость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость»,

«Смоленская волость» и т.п. Эти волости - города-государства имели свои го- сударственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно- политическом, культурном и религиозном отношениях.

 

Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы - собрания священников городских церквей и клиросы - коллективные органы управления при соборах, включав- шие в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собст- венностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом. Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи изби- рались на вече.

 

Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные го-

рода-государства направляли послов и в зарубежные страны.

 

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими го- родами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые - более мелкие. К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, тол- кала сама социально-политическая организация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии народа в деятельности народных вечевых собраний - верховного органа власти города-государства. Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского наше- ствия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2269 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.