Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ 2. –азвитие психики




ќсновные пон€ти€:

ƒуализм; вульгарный материализм; идеалистический монизм; материалистический монизм; психика; материальное; идеальное; отражение; нежива€ и жива€ матери€; раздражимость; чувствительность; психическое отражение; сенсорна€ психика; перцептивна€ психика; интеллект; сознание; личность.

‘илософские подходы к объ€снению психического

≈ще в раннем периоде человечества люди обнаружили тот факт, что их мир представлен как бы двум€ видами €влений:
1) окружающа€ природа, различные предметы, сам человек и другие люди; 2) образы предметов и людей, воспоминани€ о них, переживани€. ѕервые можно определить как вещественные,
а вторые как невещественные. Ёти невещественные €влени€ были всегда более труднообъ€снимыми, чем первые, казались, поэтому, таинственными. Ќо так как люди кое-что знали о вещном (вещественном) мире, то свои знани€ перенесли на невещественные €влени€, то есть стали считать невещественные €влени€, как и вещественные, существующими абсолютно самосто€тельно.
» даже вначале существующими отдельно от человека и независимо от последнего (и от окружающего мира в целом).

“ак, веро€тно, возникли, а затем в разных видоизменени€х дошли до нас, пон€ти€ Ђтелаї и Ђдушиї (позднее Ђматерииї и Ђпсихикиї) как самосто€тельных начал.

” одних авторов, как абсолютно независимых друг от друга, действующих параллельно, создающих как бы два параллельных мира, такой взгл€д на взаимодействие тела и души получил в философии наименование дуализма.

¬ середине 19 в. по€вилось философское течение, названное Ђвульгарным материализмомї. ≈го представители (‘охт, Ѕюхнер, ћолешот и др.) отрицали специфику Ђневещногої духа, сознани€, отождествл€€ его с материей. ќдин из их постулатов звучит так: Ђмозг выдел€ет мысль так же, как печень - желчьї.

Ѕольшинство же исследователей этой проблемы придерживались монистического взгл€да (гр. monos -один), признавали основой всего существующего одно начало. ќни выдвигали предположение об об€зательной зависимости одного от другого и разделились на два лагер€, хорошо известные и сегодн€.

»деалисты предпочитают говорить о зависимости тела от души. Ёто идеалистический монизм.

ћатериалисты, наоборот, подчеркивают зависимость души от тела. Ёто материалистический монизм.

¬ крайнем (ортодоксальном) про€влении этих двух направлений отстаиваетс€ жестка€, полна€ зависимость психики от материи, или, наоборот, материи от психики. ћы встретимс€ с такими подходами, когда будем рассматривать вопрос об абсолютной или относительной свободе воли, или детерминистическом взгл€де ‘рейда на развитие человека.

ќпределение психики (по ј.Ќ.Ћеонтьеву)

—реди советских психологов-материалистов наиболее четко выразил свою позицию в вопросе взаимоотношений между психикой и материей јлексей Ќиколаевич Ћеонтьев. ≈му принадлежит наиболее общее определение психики. Ђ ѕсихика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключаетс€ в их способности отражать своими состо€ни€ми окружающую их, независимо от них существующую действительность ї (ј.Ќ.Ћеонтьев, 1972. Ц с.18). ƒалее он подчеркивает, что психика не только Ђсвойство живых материальных телї, но вообще есть свойство материи. ¬от, что он пишет: Ђѕсихика Ц свойство материи. », как вс€кое свойство, раскрывает себ€ в определенной форме движени€ материи, в определенной форме взаимодействи€ї (“ам же, с.25) ћонографи€ Ђѕроблемы развити€ психикиї, из которой вз€то это определение, была удостоена Ћенинской премии в 1963 году.

ћатериальное и идеальное

‘илософское (материалистическое) понимание материи характеризует ее только как Ђобъективную действительность, существующую в пространстве и времени независимо от сознани€ и обладающую самодвижениемї (¬.».Ћенин). »з этого определени€ вытекал вывод о том, что весь мир един, и объедин€ет его Ђматериальностьї. —амодвижение снимает вопрос о первотолчке, освобождает от необходимости искать причинную св€зь дл€ всего существующего вне мира.  ак тогда относитьс€ к категории Ђидеальноеї?

»деальное Ц это, прежде всего, образ какого-нибудь предмета, процесса или €влени€. Ќо именно образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. ќбраз здесь открываетс€ как предмет, представленный только в своих существенных чертах.

—ледующий отличительный признак психического: образ существует только в психике, в то врем€ как материальное существует вне сознани€, независимо от психики. Ёто понимание отвечает известному определению идеального, данному  . ћарксом: ЂЕ идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в нейї. — его точки зрени€ идеальное Ц это специфическое материальное.

ѕон€тие отражени€

¬се материальное, по мнению материалистов, обладает всеобщим свойством, названным ими Ђотражениемї. »меет место и противоположное представление о всеобщей одушевленности природы, названное панпсихизмом (греч. pán Цвсе + psyche - душа).

Ђќтражение Ц всеобщее свойство материи, заключающеес€ в способности объектов воспроизводить с различность степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношени€ других объектов. ’арактер отражени€ зависит от уровн€ организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном миреї (ѕсихологи€. —ловарь,
1990. Ц с.258).

¬с€кое материальное €вление нами познаваемо по своему движению и взаимодействию. »х результат - отображение. ¬с€кое материальное €вление Ц это следы, что какое-то другое материальное тело изменило его энергию (например, лед под действием солнечного тепла превращаетс€ в воду; доска от соприкосновени€ с мелом покрываетс€ меловыми отпечатками, и т.п.). ћожно и психические следы получить, как следы от взаимодействи€ материальных предметов с нервной тканью (непосредственное прикосновение к нервным окончани€м дает иллюзию светового ощущени€ и т.п.). Ќо есть и различи€ при психическом отражении (мы о них уже начали говорить выше). ќни в первую очередь лежат в отличие живых систем от неживых.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

780 - | 687 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.