Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная статика и динамика




Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологи­ческой теории — социальную статику и социальную ди­намику. Первый имеет своим предметом принципы со­циального порядка и законы существования устойчи­вых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувства­ми солидарности, договорными отношениями, взаимны­ми интересами, морально-правовыми и политико-идео­логическими нормами. К таким структурам Конт отно­сил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство. Социальная динамика — это область изучения законов последовательности, эволюции соци­альных форм, сменяемости структур и систем, обуслов­ленной естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов.

Конт сформулировал «закон трех стадий», согласно которому вся история мировой цивилизации предстает как динамика трехступенчатого прогрессивного восхож­дения. Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с пред­ставлениями о божественном происхождении правите­лей, с различными формами веры в сверхъестествен­ное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом.

Вторая, метафизическая эпоха, начавшаяся вместе с Возрождением, породила философские теории, объясняю­щие сущее при помощи различных абстрактно-спекуля­тивных принципов, расшатывающие веру в божествен­ную природу верховной власти, плодящие разрушитель­ные воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка.


Третья, позитивная ступень берет свое начало в се­
редине XIX в. В этот период ведущими методами позна­
ния становятся наблюдение и эксперимент. Теории ут-
рачива -±ую абстрактность и приближаются к нуж-

дам практики. Интенсивно развивается промышленность, оказывающая все большее влияние на социальную жизнь. С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, сво­бодных от влияний религии и метафизики, Конт связы­вает надежды на установление надежных, устойчивых форм правопорядка.

В условиях господства позитивных знаний меняет­ся взгляд на историческую динамику нормотворчества. Все новое в этой сфере и в первую очередь законы права рассматриваются теперь уже не как нечто произ­водное от трансцендентных или априорных представ­лений, а как результат непосредственного социального опыта.

К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС:

СОЦИОЛОГИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО АКТИВИЗМА

Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основопо­ложник влиятельного философского и политического направления — марксизма. Родился в прусском городе Трире, в еврейской семье адвоката, принявшего проте­стантскую веру. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Защитил в Иенском университете докторскую диссертацию по философии Демокрита и Эпикура. Мечтал о карьере университет­ского профессора, но власти, считавшие его политиче­ски неблагонадежным, не позволили ему заниматься преподавательской деятельностью. Значительную часть жизни провел в эмиграции, в Англии.

Основные сочинения: «К критике гегелевской фило­софии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Немецкая идеология» (1846); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848);. «Классовая борьба во Франции» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «К критике политиче­ской экономии. Предисловие» (1859); «Капитал» (выход

• 189 •


в свет трех томов в 1867, 1885, 1894 гг.); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской програм­мы» (1875) и др. Часть работ была написана Марксом совместно с Ф. Энгельсом.

Методологические принципы

Маркс — рационалист и систематик, стремившийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические и, в ча­стности, нормативно-ценностные построения подчиня­ются нескольким исходным принципам.

1. Принцип позитивизма (антиметафизичности). Для
Маркса не существовали ни метафизическая реальность,
ни сверхчувственные абсолюты. Он воспринимал только
сугубо земные реалии и был уверен в их познаваемости.
Не ведавший чувства робости перед непознаваемыми глу­
бинами бытия, он находился во власти гностического
сверхоптимизма, чреватого иллюзиями фиктивного все­
знания и всемогущества. Он рассматривал общество как
объект преобразовательных усилий человека, а в чело­
веке видел живую «сверхмашину», приспособленную для
осуществления социальных авантюр. Его не занимала
экзистенциальная проблематика, вытесненная из поля
зрения убежденностью в однозначной социальной задан-
ности и ориентированности всех человеческих устремле­
ний. Отвергая метафизику как миросозерцательную па­
радигму, Маркс не смог, однако, элиминировать метафи­
зическое содержание из собственной доктрины, которое
присутствовало в ней, по словам Н. А. Бердяева, в виде
мрачного демонизма, веры в творческую силу зла, нена­
висти к Богу, враждебного отношения к вечности, при­
вязанности к бытию временному и бессмысленному, а
также как отрицание абсолютной ценности человечес­
кой личности.

2. Принцип негативизма. Теория Маркса — феномен
постклассической культуры нарождающегося модерна.
Она возникает на почве распада классических тради­
ций. Марксу ближе всего антагонистически ориентиро­
ванный способ мироотношения, содержащий в себе силь­
ный деструктивный компонент и предполагавший сугу­
бо негативистское отношения к тем нормам и ценностям,

190*


которые не вписывались в круг его агрессивно-авангар­дистских представлений. Его не устраивал тот путь, ко­торым шла до сих пор мировая цивилизация. Он резко отрицательно относился к большинству классических социально-философских систем, построенных на «идеа­листической» основе, отвергал традиционную христиан­скую систему норм и ценностей, а с ней и принципы классического гуманизма, считая его «абстрактным», оторванным от реалий социальной практики. Не прини­мал универсальных принципов христианской нравствен­ности и естественного права.

3. Принцип социоцентризма. Ранний Маркс являлся
антропоцентристом, видел в человеке высшее существо,
которое способно не просто самоутвердиться в мире за
счет своих сущностных сил, но и преобразовать его в
соответствии со своими притязаниями и нуждами. Зре­
лый Маркс переместил доминанту, в результате чего его
доктрина обрела черты социоцентризма, где социальное
довлеет над индивидуальным, исчезло право личности
на нравственную автономию, пропали основания для ува­
жения к ней и интерес к исследованию ее глубинных
структур. Проблемы существования социальных общно­
стей и в первую очередь классов с противоположными
экономическими интересами стали главным предметом
его исследований.

4. Принцип экономического детерминизма. Соглас­
но философии Маркса, миром правят не любовь и не
голод, а социальная необходимость в форме материально-
экономических интересов, безраздельно владеющих
людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден,
как и диктат инстинктов. Характер экономической де­
терминации всепроникающ и определяет тип общества,
его культуру и все стороны социальной и духовной
жизни. Существует пять исторических разновидностей
социальных отношений и столько же типов обществен­
ных систем или общественно-экономических форма­
ций — первобытнообщинная, рабовладельческая, фео­
дальная, капиталистическая и коммунистическая. Они
связаны между собой логикой линейного, поступатель­
ного прогресса, где каждая последующая ступень выше
предыдущей.

• 191 •


5. Принцип внеморальности. Будучи конкретной м<> дификацией более широкого принципа негативизма, дан ный принцип позволил Марксу оправдать насилие кш способ достижения политических целей. Насилие пр-вратилось в ключевую формулу марксизма, придающу характерную направленность понятиям классовой бор) бы, революционного террора, пролетарской диктатурь В трактовке этих понятий Маркс шел по следам Маки; велли и Гегеля. От первого он взял принцип «цель onpai дывает средства», а от второго — идею зла как способ достижения добра. Важным свидетельством имморалист ских ориентации Маркса явилось его явное равнодушш к морально-этической проблематике, выразившееся в от сутствии сколько-нибудь существенных работ по этике Мотивы борьбы, принципы диктатуры, нетерпимости, идеи воли к власти не оставляли места для мотивов любви, милосердия, толерантности. Все они отвечали особенностям властной натуры самого Маркса, душа ко­торого была более открыта стихиям гнева и ненависти, чем любви (С. Н. Булгаков). В итоге марксизм обрел черты прямой апологетики «революционного» насилия и террора, подвел грандиозную теоретическую платфор­му под практику массовых политических преступлений.

Социальная история

Исходная посылка социальной теории Маркса отда­ленно напоминает евангельский тезис «мир лежит во зле» и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено не­справедливо. Отсюда следовал решительный практичес­кий вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикаль­ных революционных средств. Человечеству потребова­лось миновать три общественно-экономические форма­ции — первобытнообщинную, рабовладельческую, фео­дальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения неспра­ведливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Уста­новив в ходе революции собственную диктатуру, он нач­нет продвигаться к бесклассовому обществу — комму-

192»


низму. Рассуждая в этих терминах о социально-истори-чгском процессе, Маркс фиксировал в основном его внеш­нюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, револю­циях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользала из ноля его зрения. В тех же случаях, когда все же заходи­ла речь об явлениях культуры, то его рассуждения огра­ничивались указаниями на их социально-экономическую детерминированность. Таким образом, для Маркса все­мирно-исторический процесс представлял собой исто­рию человеческой социальности, но не человеческой духовности.

Теория классовых антагонизмов

Согласно Марксу, индивиды, включившиеся в про­цесс общественного производства, наделенные противо­положными ролями владельцев средств производства и производителей и тем самым взявшие на себя обязаннос­ти по выполнению определенных социальных функций, оказываются разведенными по разным социальным по­люсам. Логика производственных отношений ставит их в положение взаимного отчуждения и диктует каждой сто­роне свою логику социального поведения и особый стиль мироотношения. В итоге складываются общественные от­ношения, когда любое единение между антагонистами выглядит как что-то случайное, а разъединение предста­ет как норма. При этом у той стороны, что присваивает результаты труда производителей, имеется возможность присваивать также и ценности культуры. Что же касает­ся эксплуатируемых, то они, не имея таких возможнос­тей, обречены двигаться по пути утраты своей человечес­кой сущности. Поэтому классы, которым отведена подчи­ненная, страдательная социальная роль, заинтересованы в уничтожении частной собственности, в разрушении об­щественного строя, основанного на социально-экономи­ческом неравенстве и антагонизмах, а классы, занимаю­щие господствующее положение, стремятся любой це­ной сохранить строй, позволяющий им господствовать. Эта противоположная направленность устремлений чре­вата как локальными классовыми конфликтами, так и грандиозными социальными потрясениями.

• 193 •


Социальный тип пролетария

Для Маркса высшая ценность — не человек, а соци­альная общность. Наиважнейшая среди всех типов общ­ностей — класс, объединяющий людей по их отноше­нию к средствам производства и характеру участия в производственных отношениях. А среди всех классов са­мый важный и наиболее перспективный — пролетариат. Поэтому фигура пролетария заняла центральное место в марксистской доктрине. Пролетарию, как существу, ко­торое обречено при капитализме на «слабоумие и крети­низм», одичание и вымирание, нечего терять в этом мире, кроме своих цепей. Будучи обездоленным, несчастным, отверженным продуктом развития промышленной циви­лизации и распада традиционных социокультурных струк­тур, он должен отомстить неправедному миру за свою униженность. Как воплощенный феномен «возмущающе­го поведения», он обязан стремиться не к постепенному реформированию социальных отношений, не к сглажи­ванию социальных конфликтов, а к их обострению. Его долг — восстать, начать революцию, которая станет праздником для трудящихся и страшным судом для экс­плуататоров и освободит мир от социальной несправед­ливости. Потребуются огромные усилия, придется прой­ти через ожесточенные классовые бои, но великая цель оправдывает все средства. Пролетарская революция по­зволит рабочим освободить мир от зла. Установив соб­ственную диктатуру, они будут неуклонно продвигаться к бесклассовому обществу социальной справедливости. Идею диктатуры пролетариата пронизывают месси­анские настроения и энергетийные импульсы воли к вла­сти. Одновременно обнаруживается и встречное воздей­ствие: революционная теория сама призвана будить в пролетариях эту волю, подвигать их на решительное из­менение своей социальной роли, на полное уничтожение господствующих классов, их социальной среды и культу­ры. Таким образом, Маркс противопоставил христианс­кой религии распятого Бога рациональную доктрину рас­пятого богоподобного пролетария, наделил последнего мессианской ролью Спасителя, освободителя, несущего в себе огромный заряд титанизма и «активистского ка-тастрофизма» (Э. Ю. Соловьев).

. 194 •


Государство

Важное место в марксистской доктрине заняло уче­ние о государстве. Возникнув из недр родового общества н эпоху активного классового расслоения, оно преврати­лось в могучий механизм власти, рычаги которого оказа­лись в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты повсеместно стали орудиями подавления эксплуатируемых масс, органами насилия, проводниками социальной несправедливости. Такой же характер обрело и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон. Государ­ство, присвоившее себе исключительное право на приня­тие всех видов управляющих решений и на контроль за их выполнением, осуществляет свою деятельность в на­правлении, далеком от интересов широких народных масс. Пролетариат должен в процессе революции разрушить буржуазную государственную машину и тем самым соз­дать предпосылки для народного самоуправления.

Ф. Энгельс — соавтор К. Маркса

Фридрих Энгельс (1820-1895) — соратник К. Мар­кса, принимавший активное участие в создании соци­ально-философской теории, получившей название марк­сизма. Родился в семье текстильного фабриканта. При­обрел обширные познания путем самообразования. Написал совместно с Марксом большое число работ, в том числе «Манифест Коммунистической партии», «Свя­тое семейство», «Немецкая идеология». Основные сочи­нения: «Революция в науке господина Евгения Дюрин­га», или «Анти-Дюринг» (1878); «Диалектика природы» (1872-1882); «Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства» (1884).

Для Энгельса исходный исторический пункт генези­са государства и права — разложение патриархальных отношений, возникновение частной собственности, со­циального неравенства и антагонистических классов. Гос­подствующий класс собственников создал для защиты своих интересов специальный аппарат насилия — госу­дарство. Наделенное властными функциями, имеющее в своем распоряжении специальные отряды вооруженных людей (полицию), системы судопроизводства и уголовных


наказаний, государство направило их в первую очереда против эксплуатируемых масс, чтобы держать их в Ц виновении. Государство в качестве социального инсти-1 тута ориентировано на несправедливые социальные цели.] Система права в классово-антагонистическом обществе! столь же далека от идеалов общественного блага и спра-| ведливости. Поэтому в будущем бесклассовом обществе! государство и право должны исчезнуть, а регулятивную! функцию будет выполнять мораль. Социально-истори-] ческим рубежом, отделяющим несправедливую государ-; ственность с ее лживым и продажным буржуазным пра­вом, от справедливого коммунистического общества, яв­ляется пролетарская революция.

Г. СПЕНСЕР: ОБЩЕСТВО КАК ОРГАНИЗМ

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский фило­соф и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса. Основные со­чинения: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896); «Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.

Органический подход к обществу

Спенсер опирался на идею сходства социальных сис­тем с живыми организмами. Органический подход к об­ществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостнос­ти, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволю-ционно-органического подхода главной задачей индиви­дов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологи­ческих организмов. Данное обстоятельство рождало важ­ное требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.

• 196>


Существование социального организма находится во ! Власти двух процессов — дифференциации и специали-i.iции. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению ■ груктур, позволяет материальным и духовным фор­мам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует чвозникновению специализиро­ванных социальных «органов». Из последних образует-ся целостная система жизнеобеспечения, где каждый ♦ орган» выполняет свои особые общественные функ­ции — управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет ду­ховные потребности сограждан и т. д.

В социальном организме существуют и активно функ­ционируют три системы жизнеобеспечения — произво­дящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и полити­ческого характера. Самым древним регулятивным сред­ством Спенсер считал «церемониальные нормы», вклю­чающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные цере­монии и т. п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходи­мой дисциплины. Основным психологическим механиз­мом, обеспечивающим действенность регулятивной сис­темы, является страх. С помощью «страха перед живы­ми» в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха перед мертвыми» — религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за суще­ствование. Борьба для него — это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, по­беждает сильнейший, т. е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2162 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.