Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О смысле истории и жизни человека




1. Есть ли у истории цель?

Один из самых волнующих вопросов для человека - это вопрос о смысле его жизни и смысле самой истории. Если мы пришли в этот мир, то не означает ли это какую-то необходи­мость, какое-то предназначение? Омар Хайям поэтически вопро­шал:

«Кто мы? Откуда мы?

Зачем мы в этот мир пришли?

В чем нашей жизни смысл?

Увы!.. Он нам непостижим».

Но вряд ли сможем удовлетвориться такой агностической метафорой. Давайте обратимся к размышлениям по этому сокро­венному вопросу выдающихся русских мыслителей и зарубежных философов. Период с 1892 по 1925 гг. называют «серебряным» веком русской философии и культуры вообще. Невиданный всплеск гениальных творений русских мыслителей во всех облас­тях человеческого духа как будто прозвучал заключительным аккордом в великолепном реквиеме могущественной империи.

Проблема смысла жизни на исходе XIX века буквально ви­тала во всей напряженной духовно-религиозной жизни российско­го общества. Статья В. В. Розанова (1856-1918) «Цель человече­ской жизни», опубликованная в 1892 г., положила начало серии выступлений русских философов. С оригинальными работами выступили В. С. Соловьев, В. И. Несмелое, А. И. Введенский, М. М. Тареев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк. В своей совокупности философские размышления о смысле человеческой жизни на­званных авторов по праву можно назвать «русской философской симфонией», что представляется весьма символичным [1]. Как утверждается в Библии: «Премудрость построила себе храм, вы­тесала семь столпов его...» (Книга Пр. Сол. IX.1).

Под смыслом следует понимать идеальное и целостное содержание, выражающее предназначение и конечную цель че­ловеческой жизни и исторического процесса. Смысл не стоит сводить к значениям отдельных составляющих сторон жизни че­ловека и истории. Его необходимо усматривать в качестве обще­го, определяющего и регулирующего значения всего строя жизни общества и человека. Смысл дает обоснование, оправдание и истолкование воспринимаемых идеалов, целей, ценностей и норм, предписывающих главное назначение и направленность человеческой жизнедеятельности в целом.

При характеристике общества как развивающейся системы (см. гл. 14.4) была дана типология и периодизация общественно­го развития как исторического процесса в его линейно-прогрессистском и циклическом вариантах, цивилизационных и формационных моделях, культурно-историческом и технико-технологическом аспектах.

Для понимания смысла истории весьма важным представ­ляется принцип триадности (трех стадий) исторического развития народов и в целом мировой истории. Уже Блаженный Августин (354-430) с христианско-теологических позиций осмысляет нача­ло, середину и конец истории в своем учении о «Двух градах».

В начале XVIII в. итальянский философ Джованни Батиста Вико (1668-1744) излагает всеобщую теорию исторического кру­говорота, состоящую из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой.

Огюст Конт (1798-1857) выделяет в поступательной ин­теллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида) также три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (научно-положительную).

У Гегеля идея триадности пронизывает всю его философ­скую систему, особенно в ее философско-исторической части.

В марксистском учении об общественно-экономической формации можно выделить «большую» триаду. Она включает в себя первобытно-общинный строй без частной собственности, его антитезу - антагонистический строй частной собственности рабовладения, крепостничества и капитализма; и наконец, бес­классовый общественный строй коммунистической формации.

На исходе XX века заявила о себе концепция «конца исто­рии», сформулированная современным американским филосо­фом-футурологом Ф. Фукуямой. Он считает, что история исчер­пала весь возможный арсенал форм общественного устройства и остановилась на либерально-демократической модели. Либе­ральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой не могут противостоять ни коммунизм, ни фа­шизм, ни национализм, ни другие какие-либо идеологии.

В связи с этим напомним проницательное замечание Ф. Эн­гельса: «История так же, как и познание, не может получить окон­чательного завершения в каком-то совершенном, идеальном со­стоянии человечества». «Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низ­шей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех усло­вий, которым она обязана своим происхождением. Но она стано­вится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом но­вых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах» [2]. Согласно марксизму все предшествую­щее развитие общества - только его предыстория и царство не­обходимости. В царство свободы человечество вступает только с коммунизма, с установления общества социальной справедливо­сти и равенства в целях всестороннего и гармоничного развития человека.

В философском постижении смысла истории весьма эвристичны идеи провиденциализма и прогресса. Провиденциализм (от слова «провидение» - судьба, божественный план) в историософии усматривает в истории человечества внутреннее законо­мерный процесс, развивающийся по определенному плану и ве­дущий к некоей конечной цели. В качестве такой цели Гегель по­нимает «царство свободы», которая будет свободой для всех.

Смысловой стержень мировой истории и ее явно выражен­ная цель заключается по Гегелю в нарастающем прогрессе в осознании свободы. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга этапах истории у различных народов Гегель усматри­вал в том, что дух или мировой разум неуклонно движется к сво­ей цели, воплощаясь в конкретном духе того или иного народа, в его национальном характере, государственном строе, искусстве, религии, философии.

Идея прогресса была выдвинута в философии Возрожде­ния и окончательно сложилась в эпоху Просвещения в учениях Д. Вино, Руссо, Кондорсе, Гердера и Канта. Г. Гегель понятие про­гресса связывает с развитием человеческого духа, идеей свобо­ды. Прогресс виделся в возрастании человеческого разума, дос­тижениях науки и техники, развитии производительных сил. Ком­плексным критерием прогресса выступает развитие и совершен­ствование самого человека, его самостояние в Истине, Добре и Красоте как деятеля и сотворца в различных сферах жизнедея­тельности.

Все общества находятся в постоянном процессе изменения и перехода из одного состояния в другое. Рассмотрим суть про­грессивного и регрессивного направлений в общественном разви­тии.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) оз­начает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, на­пример, в совершенствовании средств производства, в развитии общественного разделения труда и росте его производительно­сти, в новых достижениях науки и культуры, улучшении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т. д.

Регресс (от лат. - regressus - обратное движение), напро­тив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эф­фективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населения, увеличении смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т. д.

Для человечества в целом характерно развитие по восхо­дящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в частности, могут быть не только рост материального благосос­тояния и социальной защищенности людей, но и ослабление конфронтации между классами и народами разных стран, стрем­ление к миру и сотрудничеству, утверждение демократических начал, нравственности и подлинности гуманистической культуры, всего человечного в человеке.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.