Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-философское понимание личности




Вопрос о соотношении личности и общества может быть решен путем осмысления их диалектического взаимодействия. На формирование и становление личности человека решающее воздействие оказывают сложившиеся общественные отношения и условия социальной жизни. Отсюда и вывод о том, что невоз­можно жить в обществе и быть свободным от него. В этом нас убеждают не только повседневная жизнь каждого человека. Но и экстраординарные, исключительные примеры, вроде ставших Маугли или Робинзонами ввиду драматических обстоятельств, добровольных отшельников и т. п. Но и на них лежит печать об­щества, его устоев и принципов, дух определенной культуры и своего времени. Человек - существо общественное, поэтому и все проявления его жизни так или иначе происходят под воздей­ствием и в связи с обществом. Личность - есть индивидуализи­рованное бытие общественных свойств человека.

Само общество состоит из конкретных людей, из различных индивидов. Каждый из них обладает своим неповторимым духов­ным миром, социальным обликом, волей и представлениями. На основе своих глубинных потребностей, интересов и конкретных побуждений люди совершают поступки и действия, вступают в разнообразные связи и взаимоотношения. Так образуется, под­держивается и постоянно возобновляется социальная ткань об­щественной жизни, вершится человеческая история.

Личность в своей целостности и уникальности является ор­ганической и автономно реализующейся системой с неповтори­мой комбинацией разнообразных элементов общественных от­ношений и ценностей.

Личность и общество невозможно разорвать и абсолютно противопоставить друг другу. Они предстают как взаимосвязан­ные, взаимообусловленные и взаимодополняемые сферы чело­веческого бытия. Становление человека как личности происходит в обществе, в определенных социальных условиях макросреды и непосредственной микросреды его жизнедеятельности. В широ­ком социально-историческом плане нельзя разорвать и противо­поставлять личность и общество: это не изолированные друг от друга, не раз­новременные и не параллельные стороны. Это одновременный и взаимообусловленный процесс (антропо-био-социо-психо-генез) человеческо­го становления. Нельзя не согласиться с глубоким замечанием Маркса о том, что сущность «особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» [1].

Глубокую диалектическую трактовку взаимодействия лич­ности и общества в историческом процессе дает В.С.Соловьев в статье «Личность». (подготовленной для словаря Брокгауза и Эф­рона) [2]. Личность, по Соловьеву, имеет в принципе безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического про­гресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в личности, действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная или восполненная личность, также как лич­ность есть сосредоточенное или сжатое общество.

Личность в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Ко­гда личность чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего об­щественного сознания, которое рано или поздно упраздняет дан­ные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих [3].

Что такое «личность»? Каждый ли человек является тако­вой? Правомерна ли постановка вопроса, существует или не существует «личность вообще»? Этот вопрос аналоги­чен вопросам о существовании «человека вообще», «общества вообще» и других более абстрактных вопросов типа «материи вообще». Тем более, что в реальной жизни мы чаще, нагляднее и предметнее оперируем конкретными понятиями. Так, мы говорим «студент», «рабочий», «врач», «предприниматель», «гражданин» и т.д. Но редко кто скажет - «я - человеческая личность».

Из множества подходов к определению личности наиболее распространенными стали нормативный и социологический под­ходы. Нормативный подход к личности заключается в ее опреде­лении с позиций подбора положительных ценностей, характери­стик и черт.

Личность определяется здесь через общее родовое понятие «человек» и характеризуется через такие основные при­знаки, как социальность, сознательность, деятельность, актив­ность, нравственность, чувства, эмоции и т. д.

В качестве отличи­тельных принципов при этом называются самостоятельность мысли, т. е. не наличие вообще сознания, разума, а именно са­мостоятельности (!) мысли, определенность оценок и взглядов, оригинальность чувств, сила воли, внутренняя собранность, стра­стность, умение управлять собой и властвовать над своими чув­ствами и страстями… Перечень положительных качеств можно продолжать до бесконечности.

Нормативность рассматривается в положительном и сози­дательном ключе, которым личность открывается только в таком человеке, который обладает самосознанием и четким мировоз­зрением, пониманием своих социальных функций, своего места в мире, осмыслением себя в качестве субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, эстетических и этических норм познания и преобразования мира [4]. В данном ракурсе речь идет уже об оценке и характеристике уровня развития индивиду­альности, особенностях личности, степени приближения к опре­деленному образцу и идеалу. *

Если же говорить о личности, ее понимании в строгом со­циальном смысле, то это понятие неправомерно связывать только с положительными чертами и устремлениями. Есть немало людей, которым трудно ответить на вопросы: име­ются ли у них «самостоятельность мысли», «определенность оценок», «сила воли», «осмысление себя в качестве субъекта исторического творчества», каково их «личностное отношение к обществу, человеку и т. п.

Социологический подход к личности основан на выявлении социально-ролевой, функциональной и статусной определенно­сти личности. Понятие личности всегда наполнено социальным смыслом, оно отвечает императивам гуманизма (человечности) и демократизма. Под социальным углом зрения личность рассмат­ривается как ядро и носитель всего спектра общественных отно­шений. В ней, как в фокусе, преломляются и проявляются соци­альные условия макро- и микросреды жизнедеятельности людей. Личность конкретного человека всегда выступает в диалектиче­ском взаимодействии общего, особенного и единичного. Каждый человек как личность обладает определенными социальными чертами, присущими всем людям без исключения - способностью трудиться, мыслить и говорить, отправлять физиологические функции и т. д. Вместе с тем каждый конкретный человек облада­ет и особенными чертами, общими с другими людьми, но уже только с людьми как членами данной социальной общности (группы, слоя, класса, нации, конфессии, конкретного социально­го окружения). И, наконец, человеку как личности свойственны свои специфические, только ему присущие черты, которые харак­теризуют его индивидуальность (производственная квалификация, образование, культура, семейное положение, особенности психики и т. д.). У каждого человека есть своя индивидуальная история как социального, биологического и духовно-нравственного существа. Своя автобиография в ее полноте, ко­торая пишется всегда набело и переписи не подлежит. Даже те­лесность человека выступает не только как объект собственного интереса, но в известном смысле и как социальная проблема (физическая привлекательность или уродство, смена пола, би­сексуальность и т. д.). Поэтому необходим учет биологических и психологических факторов, но главным в социологическом под­ходе остается социальность. Она проявляется, с одной стороны, в детерминированности личности данной социальной средой, а с другой, - как конкретная социальная жизнедеятельность лично­сти.

Понятие социального статуса размежевывает научно-философское понимание личности с ролевой концепцией лично­сти, которая сводит положение личности к ситуации актера, кото­рому заранее предписан ход действий. В одной из своих пьес У. Шекспир писал: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Младенец, школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик...» Личностное, субъективное выражается здесь только в способе исполнения ролевых предпи­саний и форме получения соответствующих социальных экспектаций (ожидаемых результатов).

Однако люди не только актеры и зрители на представлении социальной жизни. Они и режиссеры, авторы и действующие ли­ца их собственной человеческой драмы.

Социальный статус личности, конечно, зависит во многом от материальных, социокультурных и духовных условий, создан­ных в обществе на различных уровнях его социальной организа­ции. Вместе с тем, какими бы благоприятными ни были условия, от самого человека зависит, как они освоены. От самосознания, культуры, активности, желания и умения трудиться, работать, как следует, волевых и нравственных начал самой личности зависит ее становление. Личностью не рождаются, ею становятся, зачас­тую не благодаря, а вопреки существующим обстоятельствам, путем их преодоления. Ссылкой на объективные условия нередко оправдывается пассивность, равнодушие, бездеятельность, а то и просто лень.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.