Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Динамика глобальных проблем: имплицитные (внутренние) и эксплицитные (внешние) факторы. 8 страница




На первый взгляд «открытое общество» – это общество высокой социальной мобильности, соревновательности замыслов и проектов, энергичной самореализации творческих людей. Но его понимание будет не полным, если мы, вслед за А.С. Панариным[446], не учтем антропологический и геополитический аспекты его функционирования. В первом случае речь идет о доминировании в жизненном процессе личностей экстравертного типа [447], направляющих свою волю и знания на переделку мира под субъективно созданный стандарт, над личностями интровертами [448], всегда обязывающими себя к совершенствованию внутреннего мира, установлению первоначальной гармонии в душе, а затем и поиска равновесия между собой и миром. Проще говоря, экстраверт сориентирован на внешний объект, а интроверт – на субъективные факторы[449]. В культурно-историческом смысле первый тип – это тип деятеля, а второй – созерцателя. Но «открытое общество» в своём бытии опирается на искателей формулы внешней гармонии, не всегда осведомленных и ответственных за последствия такого предприятия, в то время как традиционные цивилизации – Китай, Индия, группа исламских обществ и православный мир – тяготеют к формированию устойчивого типа личности, способной стать гарантом социокультурного процесса.

Правоту этого взгляда, т.е. доминантности экстравертов в истории человечества, представленной западной цивилизацией, подтверждает современная психология. Так, польский психолог Ю. Козелецкий развивает идею трансгрессии, или присущей человеку страсти к преодолению границ. Он, в частности, утверждает: «Люди не только выполняют консервативные акты, направленные на самосохранение, но и стремятся к постоянному преодолению прежних своих достижений и результатов. Они стараются выйти за пределы того, чем обладают. Благодаря этим актам трансгрессии, благодаря движению вперед, этой своеобразной жадности, люди расширяют свой мир, создают новые материальные и символические ценности, развивают науку и технику, искусство и организационную деятельность»[450] (курсив мой, - Д.М.). Разумеется, Козелецкий стоит на позиции универсальности трансгрессии, или идеи о том, что её культивируют все люди. Но это утверждение не подтверждает история человечества, зато в полной мере подтверждает история Запада. Кстати, сам Козелецкий пишет о таком варианте трансгрессии, как экспансия[451], которую целесообразно рассмотреть в мировом геополитическом масштабе, поскольку антропокод западной цивилизации не может не быть выявлен вовне, в пространстве истории.

Во втором случае, рассматривая геополитическое преломление идеи «открытого общества», уместно обратиться к идеям немецкого политического мыслителя К. Шмитта о планетарном дуализме Земли и Моря [452] и их практическому преломлению в англо-саксонской и американской геополитике (в работах А. Мэхэна, Х. Макиндера, Н. Спайкмена, Д. Мейнинга и З. Бжезинского[453]).

У самого Шмидта теллурократическая ориентация мировоззрения и жизни (ее социомофных проявлений) является первичной, поскольку именно Номос Земли способен организовать большие массы людей на органической основе. Недаром столицы теллурократических империй и цивилизаций имели твердую привязку к Континенту (Китай, Индия, Россия). В то же время талассократическая ориентация, она же техноморфная ориентация, порождает технический прорыв, который открывает эру индустриализма и капитализма, т.е. невиданную ранее эксплуатацию природы и находящихся в зависимости от Номоса Земли народов и цивилизаций. Столицы талассократий, как правило, расположены на векторе внешней экспансии, идущей от Моря – через береговые зоны вглубь Континента. Так Океан, вместо Степи, становится основной средой жизневоспроизводства и коммуникации. Победа Моря над Землей, Корабля над Континентом стала «геополитической революцией», предопределившей дальнейшую судьбу мира. Имеется в виду, что она привела к конституированию большого геополитического пространства, в которое была привнесена (вложена) капиталистическая «мир-экономика» и которое обязан был освоить представитель западной цивилизации – «западоид». Для него это мировое пространство – вожделенный приз, который нужно добыть во что бы то ни стало.

К группе внутренних факторов, отличных от внешних, экспансионистских форм активизма и, тем не менее, генерирующих глобальные проблемы, нужно отнести: 1) мировые религии (буддизм, три ветви христианства и ислам с их ценностными и целевыми установками), в т.ч. западную религию прогресса (для эпохи модерна) и религию потребительства (для эпохи постмодерна); 2) светские этические системы (утилитаризм, прагматизм, гедонизм); 3) идеологические проекты, так или иначе претендующие на статус глобальных (либерализм, консерватизм, марксизм, социализм, феминизм, экологизм, коммунитаризм, национализм и анархизм)[454]; 4) ментально-психологические структуры представителей различных цивилизаций. Замысловатая конфигурация этих внутренних факторов может выступать мощным рычагом воздействия на глобальные процессы, порождая новые формы историчности, а вместе с ними и ранее неизвестные проблемные поля. Это и есть главная основа нелинейности мировой истории, имманентный «механизм» создания её разнокачественных форм.

Нужно заметить, что каждый из названных элементов уже исследован по отдельности. Скажем, в западной социологии усилиями М. Вебера была доказана взаимосвязь конкретных религиозно-этических предпосылок конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства, ислама, иудаизма, а также социальной структуры и хозяйственных моделей[455]. Наиболее четко им обрисован переход западной цивилизации от традиционного общества к модерному, совершившемуся за счет реализации установок протестантской этики[456]. Западный капитализм и его культурные корреляты, такие как целерациональность, индивидуализм, ориентация на успех в земных делах, бережливость стали рассматриваться исходя из доминантности духовной сферы. С другой стороны, наука и техника как социокультурные институты, сформированные на Западе, своим появлением как будто обязаны именно христианству. В последнем Л. Уайт видел корни современного экологического кризиса[457]. Тем не менее, сегодня эта точка зрения преодолевается, становится ясно, что деятели науки Нового времени в большинстве своем не отстаивали «христоцентрический» взгляд на мир, а тем более, не питали интереса к идее Божественного Домостроительства. И только православие сохранило эту идею, причем, на уровне практики[458].

Отдельные и весьма точные наблюдения о роли индуизма[459] и буддизма[460] в блокировании нежелательных экологических практик содержатся в работах западных авторов. Выясняется, что в индуизме действует нормативный принцип «ахимса» – милосердие ко всем живым существам, в буддизме человек есть величина, всегда соотносимая со своим окружением, поскольку миру присущ принцип равноценности, а конфуцианская этика вообще несовместима с обособлением человека, его технологическим противопоставлением природе.

В свою очередь отечественные социологи предложили любопытную гипотезу о связи развития цивилизаций с «универсальным эпохальным циклом»: эволюция – революция – инволюция. Так, западное христианство находится на эволюционном этапе, а значит, оно готово – явно или неявно – поддерживать любые социокультурные изменения. Прежде всего, за счет рациональности, прагматичности, интенциональности. То же касается индо-буддийской традиции. Ислам и конфуцианско-даосистский комплекс пребывают в стадии инволюции, т.е. эмоционального, интернального (внутреннего) и интуитивного поиска ответов на существующие проблемы. И только православие пребывает в фазисе коэволюции, усматривая в природе Божье творение и обязуясь его сохранять в этом качестве[461].

Но есть и другой взгляд на роль религиозных движений в современном мире. Так, американский социолог О. Тоффлер полагает, что «хотя все религиозные движения, бесспорно, отличаются друг от друга, а отчасти и приходят в столкновение друг с другом, и хотя некоторые из них – экстремистские, а другие – нет, тем не менее, все религии, будь это христианство или «Нью эйдж», иудаизм или мусульманство, едины в одном – в их враждебности к секуляризму, философской основе массовой демократии»[462]. Естественно, что при такой экспозиции создается определенное внутреннее напряжение в структуре многих обществ, сочетающих в своем бытии тенденции к секуляризации и сакрализации.

Касательно идеологической сферы нужно ещё раз подчеркнуть: именно либерализм выступает ведущей идеологией в общей идеологической картине современности, в то время как все остальные, включая экологизм, по сути, представляют собой маргинальные явления. И рассуждения на тему постидеологической эпохи, постидеологических обществ и т.п.[463] являются пустыми в силу того, что фрагментация нынешних обществ – продукт либерализма, а никакой другой идеологии. Сейчас он существует на «клеточном» уровне социальной системы. Данное обстоятельство весьма убедительно доказал британской социолог З. Бауман в своей работе «Индивидуализированное общество»[464]. Дальше, в рамках темы 4 мы ещё раз коснемся природы либерализма, рассмотрев его в систематическом ключе.

Здесь же заметим, что моральная сфера западного человека представляет собой набор редукционистских норм[465], обеспечивающих ему выживание в условиях «войны всех против всех», неограничной индивидуальной свободы и желания обладать всем. Даже в случае наличия «общественного договора» этот тип общества представляется дерегулируемым. Стратегию обладания всем Э. Фромм и назвал «религией прогресса». Она, между прочим, включает в себя безграничное производство, абсолютную свободу и бесконечное счастье. Напротив, установка на бытие, на органическое раскрытие человеком своих способностей ведет к единству со всем миром[466]. Поэтому есть смысл остановиться на характеристике такого антропологического типа как «западоид», стремящегося к реализации установок «религии прогресса», или безальтернативного обладания.

Здесь нужно прислушаться к аргументам А.А. Зиновьева, создавшего его полноценный образ. Основными чертами «западоидности», по Зиновьеву, являются: практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкурентной борьбе, изобретательность, способность к риску, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму, повышенное чувство собственного достоинства, стремление к независимости и успеху в деле, склонность к добросовестности в деле, склонность к публичности и театральности, чувство превосходства над другими народами, склонность управлять другими, способность к самодисциплине и самоорганизации [467]. Конечно, часть из них делает этого человека привлекательным, но другая часть – отталкивающим. Но качества «западоида» распределены в людских массах в самых различных пропорциях и комбинациях[468]. В своей сумме эти качества дают нам картину западного социума, его структурных и функциональных особенностей.

Кроме того, можно допустить, что агрессивность и потребительство как два важнейших психологических механизма (доведенных до ментальных автоматизмов), присущих западному человеку и обществу[469], во внешнем плане предстают в виде устойчивой стратагемы,как правило, насильственного объединения природы и иных народов, «вмещающих ландшафтов» и живущих внутри них субъектов в новый, искусственный порядок, разумеется, с целью их максимальной эксплуатации для обеспечения жизни в собственном «раю».

Итак, предложенный эскиз эксплицитных и имплицитных факторов дает нам общий ориентир для понимания глобальной динамики и сопровождающих развитие миросистемы глобальных проблем. Но для уяснения фундаментальных, глубинных «механизмов» их генерирования нам следует перейти на сущностный уровень рассмотрения данной проблемы, которая предполагает детальное знакомство с индустриальным и постиндустриальным типами общества и релевантными им антропологическими сюжетами. Поэтому далее мы и приступаем к рассмотрению целого комплекса вопросов зарождения, оформления и развития новоевропейской и современной социальности.

 

Вопросы для самоконтроля:

Образуют ли глобальные проблемы систему?

Каковы основные варианты классификации глобальных проблем?

В чем суть философско-методологического видения структуры глобальных проблем?

Перечислите проблемы, входящие в интерсоциальный класс.

Какую из глобальных проблем можно считать наиболее древней и слаборазрешимой?

Перечислите проблемы, входящие в блок «человек – общество».

Назовите проблемы, образующие группу «общество – природа».

Почему современный человек является глобальной метапроблемой?

Какими внутренними и внешними факторами характеризуется динамика глобальных проблем?

Согласны ли Вы с утверждением, что «родиной» глобальных проблем является Запад?

Литература:

Основная

1. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем / А.Н. Чумаков. – М.: Знание, 1994. – С. 122 – 125, 131 (табл. «Основные глобальные проблемы современности»).

2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 494 - 501.

3. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. Учебное пособие / В.А. Тураев. – М.: Логос, 2002. – С. 116 - 129.

4. Социальная философия. Учебник / Под общ. редакцией Андрущенко В.П., Горлача Н.И. – Киев – Харьков: Изд. дом «Единогрог», 2002. – С. 508 – 517.

5. Лукашевич В.М. Глобалистика: Учебное пособие / В.М. Лукашевич. – Львов: «Новий Світ – 2000», 2004. – С. 49 - 82.

6. Дергачев В.А. Глобалистика: Учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Дергачев. – М.: Юнити-Дана, 2005. – С. 148 - 168.

7. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. Курс лекций / М.Г. Делягин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 768 с.

8. Прыкин Б.В. Глобалистика: учебник / Б.В. Прыкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 59 – 114, 115 - 157.

9. Глобализация: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова и В.С. Буянова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 235 – 337.

10. Муза Д.Е. Введение в глобалистику: Учебное пособие / Д.Е. Муза. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2010. – С. 54 – 143.

11. Суліма Є.М., Шепєлєв М.А. Глобалістика: підручник / Є.М. Суліма, М.А. Шепєлєв. – К.: Вища школа, 2010. – С. 437 – 474.

12. Чумаков А.Н. Классификация глобальных проблем / А.Н. Чумаков // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С. 408 - 409.

13. Мелкоян Р.Г. Киотский протокол / Р.Г. Мелкоян, В.И. Морозов // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С. 403 - 406.

14. Мазур И.И. Риск экологический / И.И. Мазур // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С. 788 - 789.

15. Ключарев Г.А. Глобализация образования / Г.А. Ключарев, Е.А. Менон // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С. 197 - 198.

16. Кудашов В.И. Постчеловек / В.И. Кудашов // Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С. 709.

Дополнительная

1. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И.Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 291 – 382.

2. Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир» (Общемировые и региональные процессы развития) / О.К. Дрейер, Б.В. Лось, В.А. Лось. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 288 с.

3. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация / В.Л. Иноземцев. – М.: «Academia» – «Наука», 1999. – 724 с.

4. Толстых В.И. Глобализация в социокультурном измерении / В.И. Толстых // Практична філософія. – 2001. – № 2. – С. 23 – 72.

5. Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития / М.С. Горбачев, А.Г. Арбатов, О.Т. Богомолов и др. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – С. 249 – 444.

6. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие / В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 215 – 308.

7. Костин А.И. Экополитология и глобалистика: Учебное пособие для студентов вузов / А.И. Костин. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – С. 161 – 211.

8. Ришар Ж.-Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение / Ж.-Ф. Ришар. – М.: Ладомир, 2006. – С. 69 - 72, 73 - 75, 97 - 122.

9. Кьеза Дж. Война империй: Восток - Запад. Раздел сфер влияния / Дж. Кьеза. – М.: Эксмо, 2006. – 320 c.

10. Лейбин В.М. Традиционные и новейшие представления о войне и мире / В.М. Лейбин // Лейбин В.М. Глобалистика, информатизация, системные исследования. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – Т. 1: Глобалистика. – С. 110 – 129.

11. Пряхин В.Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества / В.Ф. Пряхин. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 14 - 59, 69 - 82.

12. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / Под общ. ред. В.А. Возженкова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 224 с.

13. Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 256 с.

14. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография / А.Н. Чумаков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – C. 103 – 157.

15. Муза Д.Е. Антропологический поворот ХХI века: контрапункт технологии и рынка / Д.Е. Муза // Ноосфера і цивілізація. Випуск 10-11 (12). – Донецьк: ДонНТУ, 2011. – С. 120 – 129.
Тема 4. Сущностное измерение глобальных проблем современности





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2249 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.