Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории единичного, особенного и всеобщего.




Категории единичного, особенного и всеобщего, как и все остальные, появились в результате практического освоения внешнего мира и познания его. В своей жизнедеятельности люди взаимодействуют с конкретными единичными вещами и явлениями. Каждый предмет воспринимается сначала как единственный в своем роде, обладающий специфическими свойствами и признаками. Люди замечают не только признаки, отличающие один предмет от другого, но и сходные общие для предметов и явлений. Единичное – это отдельный предмет, явление, событие, факт, рассматриваемые как сами по себе, так и в своих отношениях со всеми другими предметами, явлениями. Общее – это то, что свойственно многим единичным предметам, целому классу явлений, это выражение тождества между ними.

Единичное не существует само по себе, изолированно от других явлений и предметов, оно связано с ним общими признаками и поэтому есть проявление общего. Вопросу о происхождении общих понятий в истории философии уделялось много внимания. В период средневековья философы разделялись на реалистов и номиналистов. Реалисты утверждали, что общее существует самостоятельно и появилось раньше единичных предметов, что оно вечно и неизменно. Единичное, согласно реалистам, или вовсе не существует, если оно всё же существует, то порождается общим. Поясним это на примере. С точки зрения реалистов сначала существует, скажем понятие «плод», потом это понятие порождает конкретные единичные плоды (яблоко, грушу и т.д.). К реалистам относятся все объективные идеалисты (Платон, Гегель и другие). Общие понятия бывают разного рода: менее общие и более общие. Они сопоставимы, как сопоставимы признаки и свойства реальных предметов. Хотя указанные понятия являются противоположностями, они находятся в диалектическом единстве.

Начать с самого простого, обычного, массовидного и т.д., с предложения ЛЮБОГО: листья дерева зелёные; Иван есть человек; Жучка есть собака и т.п. Уже здесь … есть диалектика: отдельное есть общее… значит, противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведёт к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое сдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.п. и т.д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, процессами, явлениями) и т.д. Диалектика единичного и общего проявляется и через особенное. Особенное является как бы средним звеном между единичным и общим.

Диалектическая взаимосвязь единичного и общего проявляется в том, что каждое отдельное, единичное есть сторона, момент, проявление общего. Оно не может существовать иначе, как в той связи, которая приводит его к общему. В то же время общее не может существовать иначе, как только в отдельном и через отдельное. После этого преподаватель должен перейти к рассмотрению вопроса о значении категории единичного и общего для познания и практической деятельности.

Человеческое познание начинается с изучения какого-либо единичного предмета или явления. Познакомившись с его свойствами, человек сравнивает его с другими явлениями или предметами, отыскивая в них общее. При таком исследовании широко пользуются методом анализа, обобщения. В результате этого формируются общие понятия, которые объединяют множество предметов по их одинаковым свойствам. Очень хорошо можно проследить диалектику единичного, особенного и всеобщего на примере мелиораций водных объектов: «В процессе истории освоения этих ресурсов изначально реки преимущественно использовались для питьевых и бытовых целей, судоходства и как природные элементы обороны поселений («единичное»; автор). В последующем расширенное использование долин рек для расселения и хозяйственного освоения природных ресурсов (преимущественно лесных, земельных) привело к изменению внутригодового стока (уменьшение его в меженный период), активизации эрозионных процессов, увеличению мутности и стока растворённых веществ при росте бактериального загрязнения («особенное»)».

В последующем пресс антропогенных нагрузок на бассейны реквозрастал. Росли объёмы грузоперевозок, на реках строились плотины, водяные мельницы, мосты, шлюзы и другие сооружения, увеличивалась плотность населения, застроенность и распаханность долин, вырос сброс сточных вод («всеобщее»). Приведём другие примеры. Например, ещё в глубокой древности знали, что огонь излучает тепло. Потом установили, что тепло излучают любые нагретые тела. Ещё позже, с развитием научных знаний, было установлено положение, имеющее ещё более общий характер: любое тело излучает определённое количество тепла. Так было установлено всеобщее свойство тел – их способность излучать тепло. Процесс познания в этом случае шёл от единичного к общему. Но познание идёт не только от единичного к общему, но и от общего к единичному. В этом случае человек проникает в сущность, во внутреннюю природу объекта. Например, Д.И. Менделеев, сравнивая химические элементы, нашёл сначала их общее свойство – атомныйвес и расположил их в порядке возрастания их атомного веса. Затем он установил зависимость от него всех других свойств химических элементов. Таким образом, процесс исследования шёл от общего к единичному. «Знание общего противоречиво: оно мертво, оно не чисто, неполно…, но оно только и есть ступень к познанию конкретного». Познание, таким образом, движется от единичного к общему, от менее общего к более общему, к всеобщему. На этой ступени формируются общие понятия. На следующей ступени это общее применяется к исследованию отдельного, что позволяет проникнуть в глубь явлений, вскрыть их конкретную природу. Очень велико значение категорий единичного и общего в практической деятельности. От правильного соотношения общего и единичного зависят не только теоретические вопросы, но и сама практика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 897 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.