Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современные футурологические модели и сценарии будущего




Человечества.

 

Исследование характера и направленности развития общества в будущем (футурология) приобретает все больший интерес, как со стороны современной науки и философии, так и со стороны государств, политиков, общественных деятелей. И это далеко не праздный интерес, а практическая необходимость. Такой интерес порождает разные позиции, оценки, теории.

Начиная с 60-х годов ХХ века, возникает целый ряд международных, государственных и неправительственных организаций по изучению глобальных проблем, моделей и сценариев будущего человечества. Можно отметить такие, как «Институт проблем будущего», «Институт наблюдения за состоянием мира» и, так называемый, «Римский клуб». Под эгидой этого клуба были представлены доклады: «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Пересмотр международного порядка», «За пределами века расточительства». Основной смысл этих докладов сводиться к тому, что истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и культурного характера.

В исследованиях характера и направленности развития человеческой цивилизации в современной западной футурологии выделилось несколько направлений: апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.

В 60-е годы ХХ века преобладало апологетическое (апологетика – защита, оправдание чего-либо) направление. Оно опиралось на, разного рода, теории индустриализма, сводившие социальный прогресс к росту уровня технико-технологического и экономического развития. Представители этого направления обосновывали жизнеспособность такого общества, при условии определенной модернизации. К ним относятся: Р.Арон, З.Бжезинский, Г.Кан, Ж.Фурастье, Б.де Жувеналь и др.

Представители реформистского направления доказывали необходимость изменения существующих форм общественного устройства, «трансформации капитализма», его «конвергенции» (объединения) с социализмом. Это: Д.Белл, А. Тоффлер (США), Ф.Бааде (ФРГ), Р.Юнг (Австрия), Ф.Полак (Нидерланды) и др.

Леворадикальное направление – А.Ускоу (США) и др. – обосновывали возможность КАТАСТРОФЫ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ пред лицом научно технического прогресса.

В начале 70-х годов ХХ века на передний план выдвинулись новое течение, которое выступило с концепцией не только возможности, но и фатальной неизбежности всеобщей, ГЛОБАЛЬНОЙ КАТАСТРОФЫ при существующих тенденциях развития общества.

Что касается оценки перспектив социального развития, то исследователи здесь разделились на два основных направления. Одни из них, развивали и развивают идеи СОЦИАЛЬНОГО ПЕССИМИЗМА (Дж.Форрестер, Д.Медоус, Р.Хайлбронер), другие - идеи СОЦИАЛЬНОГО ОПТИМИЗМА. Оптимисты (Тоффлер, М.Масарович, Э.Ласло и др.) пытаются опровергнуть неотвратимость катастрофы путем реформирования, «оптимизации» государственно-монополистического капитализма.

Таким образом, современная цивилизация переживает глубокий кризис, нашедший свое выражение в глобальных проблемах. Однако, вопреки имеющимся пессимистическим настроениям по поводу возможности решения этих проблем, можно сказать, что они в принципе разрешимы. Уже в современных условиях многие глобальные проблемы могут успешно решаться. Разумеется, что решение глобальных проблем настоятельно требует осуществления крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ социально-экономического и культурного развития, как отдельных регионов, так и мирового сообщества в целом.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Чем характеризуется техногенная цивилизация?

2. В чем выражается кризис современной цивилизации?

3. Каковы основные глобальные проблемы современности?

4. Каковы основные причины глобальных проблем?

5. Что такое футурология и социальное прогнозирование?

6. Каковы основные типы и методы социальных прогнозов?

7. Каковы основные модели и сценарии будущего человечества?

8. На чем основаны теории социального оптимизма и социального оптимизма?

 

 

Приложение 1.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Тема Новые понятия Содержание  
       
Тема 3.1. МЕТАФИЗИКА   - учение о глубинных, неизменных первоосновах всего существующего. Ее иногда называют теоретической философией.  
  ОНТОЛОГИЯ - раздел метафизики, направленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой разновидности бытия идет речь – природной, социально-культурной или личностной.  
СУЩЕЕ - относительно обособленное проявление отдельных вещей, предметов, явлений, процессов и т.д. составляющих единый Мир. Мир – это всеединство сущих.  
БЫТИЕ - философская категория для обозначения всеобщего начала, свойства вещей, предметов, явлений, процессов – существовать, присутствовать, быть в наличии.  
ДВИЖЕНИЕ - всякое изменение материальных объектов, процессов, систем, на каком бы уровне, и в какой бы форме, оно ни происходило.  
ПРОСТРАНСТВО - это форма существования материи, характеризующая: 1) взаимное расположение материальных объектов и систем, 2) их величину и размерность, 3) их внутреннюю структурность.  
ВРЕМЯ -форма существования материи, характеризующая:1)последовательностьматериальных процессов, 2) их длительность, ограниченность, 3) их внутреннюю структурность.  
Тема 3.2. ПРИРОДА - весь окружающий мир, в том числе и тело человека или, как сказал бы философ, объективная реальность, материя, существующая независимо от сознания. В науке всю природу принято называть КОСМОС, вселенная. В узком смысле под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человечества.    
СРЕДА ОБИТАНИЯ - все то, с чем взаимодействует человек непосредственно, то есть, то, на что он может влиять и что оказывает непосредственное влияние на него.  
ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА - среда обитания человека (или «первая природа») охватывает, возникшую и существующую независимо от его сознания, природу в виде литосферы (литос – камень), геосферы, гидросферы, биосферы, атмосферы и т.д.  
ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА - среда обитания человека(«вторая природа») появляется в результате материальной и духовной деятельности человека: несуществующие в дикой природе, т. есозданные человеком, неодушевленные вещи, процессы; выведенные им породы растений и животных; сложившиеся социальные общности иотношения внутри их.  
КОЭВОЛЮЦИ - тесное переплетение, взаимодействие и взаимовлияние двух сил – природной и социальной,    
ЭКОЛОГИСЕСКИЙ КРИЗИС - ситуация, когда природа уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать, нарушаемое человеком экологическое равновесие.    
Тема 4.1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ -попытка ответить на такие вопросы: как и откуда человек появился; как в нем взаимосвязаны материальное и идеальное, природное (биологическое) и социальное?  
АНТРОПОГЕНЕЗ - происхождение (становление) человека. Поскольку человека невозможно рассматривать вне общества, то становление человека и общества следует рассматривать как единый процесс, то есть, как АНТРПОСОЦИОГЕНЕЗ.  
БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - врожденные особенности анатомии, физиологии, психики, в виде задатков и способностей. Они передаются в виде генетического кода от родителей к детям, внукам и т.д.  
СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ - все то, что человек получает от общества в процессе социализации: игра, общение, воспитание образование, умственное и нравственное развитие и т.п.    
Тема 4.2. ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство материальных объектов воспроизводить (отражать) структуру и особенности других объектов в процессе их взаимодействия.  
ПСИХИКА -совокупность всех сложных процессов отражения и адаптации живых организмов и среды обитания.    
СОЗНАНИЕ - высшая форма психического отражения, свойственная сложным, высокоорганизованным социальным системам, для осуществления адаптивных, приспособительных функций.    
БЕССОЗНАТЕЛЬ- НОЕ - часть психики, в которой можно выделить: 1) психические процессы и состояния, никогда не осознаваемые и 2) ранее осознаваемые процессы, перешедшие потом в разряд неосознаваемых, как, например, автоматизмы.    
ИНДИВИДУАЛЬ-НОЕ СОЗНАНИЕ - сознание отдельного индивида-субъекта, с его личным опытом.    
ОБЩЕСТВЕН-НОЕ СОЗНАНИЕ - сознание общества в целом или его части, как коллективного субъекта. Оно представляет собой, сложившиеся и господствующие в обществе идеи, теории, принципы, нормы, традиции, настроения, чувства, оценки.  
САМОСОЗНАНИЕ - сознание, которое отражает собственные чувства, мысли, мотивы, интересы, цели, действия, поступки человека.  
ЯЗЫК - система упорядоченных знаков. Знаки могут быть словесные и несловесные, а языки, соответственно, вербальные, невербальные, синтетические.    
МОЗГ - уникальное и сложное образование, тончайший нервный аппарат, материальный носитель сознания.    
     
Тема 5.1. ГНОСЕОЛОГИЯ - или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются: познание, его природа и возможности, отношение знания к действительности, условия и пути достижения достоверного знания.  
ПОЗНАНИЕ - процесс отражения окружающей действительности в идеальных формах. Это общественно-исторический, процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире, себе, о своем отношении к миру.    
ЗНАНИЕ - результат процесса познания, значимая для человека информация. Знать что-либо означает иметь некоторое идеальное представление о предмете    
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - тот, ктопознает, то есть, человек, индивид, а также группа людей или общество в целом. Субъект всегда выступает, как активный элемент познавательного процесса. Его деятельность избирательна и направлена на значимые для него объекты.    
ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ О - то, что познается, то есть фрагмент действительности (отдельный предмет, свойство, явление и т.д.), на который направлена познавательная активность субъекта.  
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - познание, осуществляемое при помощи органов чувств. Оно выражается в формах: ощущения, восприятия, представления.  
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - познание, осуществляемое при помощи разума – выражается в формах: понятия, суждение, умозаключения и др.  
ИНТУИЦИЯ -способность прямого, непосредственного проникновения в сущность вещей, находить решения, минуя промежуточные логические ходы.  
ИСТИНА -адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального постижения и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - содержание знания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.  
ЛОЖЬ - недостоверное знание, которое человек сознательно выдает за достоверное, то есть сознательно вводит других людей в заблуждения в своих корыстных интересах.  
ПРАВДА - достоверное, истинное знание. Это понятие несет в себе не только гносеологическое содержание, но и положительную нравственную оценку субъекта этого знания (праведник), в противоположность лжецу.  
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ - то средство, с помощью которого можно отличить истину от заблуждения.  
ПРАКТИКА - чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на объекты с целью их преобразования или познания для удовлетворения своих потребностей.  
Тема 5.2. НАУКА - система объективного, рационального, обоснованного знания; особый вид исследовательской деятельности по производству нового знания; особый социальный институт со своими учреждениями, специалистами, средствами познания, принципами, нормами идеалами.  
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - научное познание,связанное с чувственным опытом, но не сводимое к простому чувственному восприятию. Результатом эмпирического познания является получение научных фактов.  
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - научное познание, связанное с рациональной деятельностью. Оно анализирует, обобщает, интерпретирует, объясняет факты. Результатом теоретического познания является выделение объективных, существенных связей и отношений действительности.  
НАУЧНЫЙ ФАКТ - утверждение о существовании объектов, процессов, явлений, а также их свойствах и отношениях, основанное на прямых или косвенных наблюдениях и зафиксированное средствами объективного контроля (инструментов или приборов).    
НАУЧНАЯ ИДЕЯ - ясное, четкое и непротиворечивое утверждение о наличии или отсутствии существенных фактов, явлений, свойств, отношений, тенденций, которые могут быть подтверждены или опровергнуты в научном исследовании.  
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - особая задача, вопрос, пробел, затруднение, противоречие, которое нужно преодолеть. Это граница между известным и неизвестным или - знание о незнании.  
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА - достаточно обоснованное предположение о фактах, свойствах, отношениях, предмета исследования. Это вероятностное знание, которое может быть либо подтверждено, либо опровергнуто.    
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ - система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование выдвинутых положений и сводящая все законы и закономерности в данной области к единому основанию.  
МЕТОД ПОЗНАНИЯ - совокупность приемов, способов, правил познавательной деятельности.  
СЦИЕНТИЗМ - преувеличение роли науки и научного знания в жизни общества.  
АНТИСЦИЕНТИЗМ - отрицание роли науки и научного знания в жизни общества  
  ОБЩЕСТВО - это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.    
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их.  
  МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - осуществляемое в обществе, производство, распределение, обмен и потребление материальных ценностей (разного рода предметов, товаров и услуг).    
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - единство производительных сил и производственных отношений на данной ступени социально-экономического развития общества.  
Тема 6.1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-НЫЕ СИЛЫ - силы, участвующие в производстве. Это, в первую очередь орудия труда, техника, используемые технологии, транспорт, вся необходимая для производства инфраструктура.  
ПРОИЗВОДСТВЕН-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения собственности на средства производства, отношения в сфере обмена деятельностью, отношения распределения, и потребления, создаваемых в обществе предметов и услуг.  
  ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - область жизнедеятельности людей, в которой раскрывается сущность самого человека (образование, искусство, наука, религия и т.д.)  
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - нравственные, религиозные, эстетические потребности человека и общества. Это не врожденное свойство человека, оно формируется в процессе социализации, приобщения его к человеческой культуре.  
  ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ - идеальные духовные образования, своеобразная форма отражения общественным сознанием окружающего его мира. В духовных ценностях (понятиях добра и зла, прекрасного и безобразного, истины, справедливости и др.) выражается особое отношение человека к наличной реальности.  
  ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОЩДСТВО - выработка духовных ценностей в особой общественной форме, осуществляемая, профессионалами умственного труда, хотя в этом процессе задействовано общество в целом. Результатом духовного производства являются духовные продукты.  
  ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ - это непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.    
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ - опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития.    
Тема 6.2.   ПОТРЕБНОСТИ - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности.  
ИНТЕРЕСЫ - осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности.  
ЦЕЛИ - это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности.  
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований.  
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни.  
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - направление развития, для которого характерно поступательное движения общества от низших и простых к более высшим и более сложным формам общественной организации.  
ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕСС - противоположен прогрессу, для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.    
Тема 6.3. АРТЕФАКТЫ - совокупность всех искусственных предметов, производимых человеком, в отличие от предметов и явлений, существующих в природе. с овокупность    
КУЛЬТУРА – совокупность всех форм жизнедеятельности людей и результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.    
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность всех видов материальной производственной деятельности и материальных ценностей.    
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА   - духовная деятельность людей и духовные ценности.  
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА - (элитарная) –это профессиональная деятельность представителей науки, философии, литературы, искусства и лучшие образцы результатов этой деятельности (изящное искусство, классическая музыка и литература).  
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА -коллективное творчество народа или его непрофессиональных представителей. Она включает: мифы, сказки, песни, предания, пословицы, поговорки и т.д.  
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - культура, продукты которой стандартизируются и становятся доступными не только «избранным», но и самым широким народным массам.    
СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих отдельную группу от большинства общества.  
ЦЕННОСТИ - предметы или качества человеческой жизни, которые являются значимыми для человека и могут носить как материальный, так и духовный характер.  
КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ - преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей культурной деятельности  
КУЛЬТУРНОЕ НОВАТОРСТВО - введение нового в области культуры, создание новых культурных образцов, норм и стандартов.  
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС - процесс поступательного развития культуры, характеризующийся переходом к новым, более сложным, формам общественной жизни, отвечающим высшим потребностям человека и общества.    
КУЛЬТУРНЫЙ РЕГРЕСС - процесс нисходящего развития культуры, ее отката, сползания назад, к более простым, примитивным формам, образцам и стандартам. Этот процесс получил название декаданс.    
АНТИКУЛЬТУРА - выход на поверхность животных страстей и инстинктов человеческой психики, что ведет к его дегуманизации, расчеловечиванию; создание антиценностей.  
ДИАЛОГ КУЛЬТУР - отношение между культурами, когда одна культура общается, ведет диалог с другой культурой.  
ЭТНОЦЕНТРИЗМ - такое отношение между культурами, когда одна культура судит о других культурах с позиции превосходства своей собственной.  
КСЕНОФОБИЯ - страх и неприязнь к чужой культуре, чужим взглядам и обычаям.    
КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - такое восприятие чужой культуры, когда ее пытаются понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.  
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это способ существования и усвоения культуры. Культура может существовать как цивилизованным, таки нецивилизованным способом.  
  ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - цивилизация, порожденная техникой, ее бурным развитием.  
Тема 7.1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ - проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование.  
ФУТУРОЛОГИЯ - в широком смысле слова – исследование будущего, представление о будущем человечества. В узком смысле – область знаний о перспективах развития человека и общества.  
ПРОГНОЗИРО- ВАНИЕ - выработка прогноза, т.е. вероятного суждения о состоянии какого- либо явления в будущем. В более узком смысле прогнозирование – специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками, указаниями условных сроков изменений этого явления.  
ПРОГНОСТИКА - наука о законах и способах разработки прогнозов.  
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВА-НИЕ - прогнозирование относительно развития социальных явлений. Оно тесно связано с контролем, планированием и управлением социальными процессами.  
СОЦИААЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗ И СОЦИАЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ - два основных направления оценки перспектив развития человечества. Пессимисты выдвигают концепции неизбежности всеобщей, глобальной катастрофы. Оптимистыпытаются опровергнуть неотвратимость катастрофы путем реформирования, «оптимизации» государственно-монополистического капитализма.    

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1501 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.