Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество как развивающееся система. Источник и движущие силы общественного развития. Субъекты истории.




 

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, в отличие СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ, рассматривает общество, как саморазвивающуюся систему. Основными проблемами этого раздела социальной философии являются; проблема источников и движущих сил общественного развития, характер и особенности социальных процессов, направленность развития общества, проблема смысла и назначения человеческой истории.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии в целом, и социальной философии в частности. В социальных теориях по этому поводу высказывались различные мнения, где в качестве движущих сил называли как природные факторы (географическая среда и др.), а также и сугубо субъективные - (революции, деятельность групп людей или выдающихся личностей).

В ХIХ веке проблема движущих сил и источников развития получила свое отражение в гегелевско-марксистской концепции. Суть ее состоит в том, что источником движения являются основные противоречия, их борьба и разрешение этих противоречий. Сегодня подобной точки зрения придерживается большинство философов и обществоведов.

Разделяя данную позицию, следует уточнить понятия «источники» и «движущие силы ». Разграничение источников и движущих сил связано с тем, что сами причины делятся на: непосредственные и опосредованные.

ИСТОЧНИКэто непосредственная, наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно.

ДВИЖУЩАЯ СИЛАэто опосредованная причина, действующая как стимулятор, ускоритель, мотив движения. Она как бы движет сам источник развития.

Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, противоречие не ограничивается таким импульсом, а представляет собой, постоянно действующую, силу движения и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные общественные явления: 1) социальные противоречия; 2) производительные силы; 3) способ производства и обмена; 4) разделение труда; 5) действия больших масс людей, народов, классов; 6) классовая борьба; 7) революции; 8) потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.

В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, интересы и цели.

ПОТРЕБНОСТИ – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, индивида, социальной группы или общества в целом, внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества и условий, в которых действует человек. Они являются основой общественного развития и носят объективный характер. Стимулирующая роль потребностей определяется их особенностями. Дело в том, что всякая потребность требует удовлетворения и, в то же время, всякая удовлетворенная потребность порождает новые потребности и т.д. Такую особенность называют законом возвышения потребностей.

ИНТЕРЕСЫ – это осознанные (обществом классами, социальными группами или индивидами) потребности. Социальный интерес – это реальная причина социальных действий, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями людей. Социальные интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию.

ЦЕЛИ – это идеальные образования в сознании людей, выражающие предвосхищение результатов своей деятельности. Возникающие до начала или во время деятельности, они выступают в качестве ее непосредственного мотива, инициируют, стимулируют и направляют эту деятельность в заданном направлении. Цели могут быть ближайшими или относится к отдаленной перспективе, служить интересам отдельных личностей, социальных групп или общества в целом. Выражая активную сторону человеческого сознания, цели должны находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями конкретных условий, а также возможностям самого человека. Иначе они останутся лишь благими пожеланиями и несбыточными мечтами.

Субъекты истории. В социальной философии открытым остается вопрос о субъектах истории. Кто является подлинным творцом человеческой истории – общество в целом (народные массы), его меньшинство (классы, партии, элита) или индивиды (выдающиеся личности)? Так называемые, элитарные теории исходят из того, что не все общество, а только ее меньшая, но более активная и творческая часть (элита) является подлинным творцом истории. Народ же представляет собой инертную, пассивную массу, простой материал истории.

Другой крайностью является преувеличение роли отдельных личностей в истории. К таковым относят монархов-правителей, полководцев, духовных и политических лидеров. Однако деятельность отдельной личности, какой бы гениальна она ни была, всегда имеет достаточно определенные рамки возможностей и средств своего воздействия на исторический процесс. Более того, так называемые, выдающиеся личности появляются в «переломные» моменты человеческой истории, в эпохи больших перемен и, если по каким-либо причинам они уходят, то появляется необходимость в их замене. И такая замена находится. Так что, скорее всего, не великие личности творят великие эпохи, наоборот – великие эпохи таврят великих личностей. Действия личности могут придавать историческому процессу определенную «окраску», в результате чего история может иметь личностный отпечаток.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 843 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.