Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ценности. Человек в мире ценностей.




 

Под ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ОБЩЕСТВА обычно понимают ту область общественной жизни, которая выходит за пределы предметной деятельности, производства материальных благ, элементарных средств существования. Духовная жизнь – это область, в которой раскрывается сущность самого человека. Человек и общество связаны с миром не только материальными процессами обмена, производства и потребления. Кроме материально-преобразовательной деятельности человек способен производить нематериальные сущности: идеи, образы, догмы, понятия, теории, идеалы. Это – целый мир, мир идеальных, духовных ценностей. Однако, духовная жизнь не сводится только к производству идеальных ценностей. В совместной жизни люди могут потреблять их или производить обмен. Таким образом, духовнаяжизнь обществаэто активная целесообразная деятельность людей по производству, обмену и потреблению идеальных, духовных ценностей.

Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как дополнительное средство ориентации и взаимодействия с ним. При этом создаваемый человеком идеальный мир обладает относительной самостоятельностью, автономностью. Кроме того, у духовных творений есть еще одно свойство. Однажды возникнув и доказав свою значимость, они могут неограниченно долго сохранятся в социальной памяти человечества в опредмеченном виде, в форме знаков, символов, звуков, изображений.

Поскольку духовная жизнь общества происходит и отталкивается от сферы материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовные потребности, духовные интересы, духовная деятельность, духовные блага (ценности) и т.д. Кроме того, в духовной сфере возникают свои особые общественные отношения (нравственные, религиозные, эстетические и т.д.)

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ -(нравственные, религиозные, эстетические) для человека являются существенной чертой и объективной необходимостью, иначе он не был бы человеком. Это не врожденное свойство человека, оно формируется в процессе социализации, приобщения его к человеческой культуре. Осознанные духовные потребности выступают для человека как духовные интересы.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИэто идеальные духовные образования, своеобразная форма отражения общественным сознанием окружающего его мира. В духовных ценностях (понятиях добра и зла, прекрасного и безобразного, истины, справедливости и др.) выражается особое отношение человека к наличной реальности. Этой реальности противопоставляется некое иное, идеальное, более совершенное состояние мира и общества, которое может быть установлено. Духовные ценности это не только оценка мира существующего, они содержат в себе цель, желание, надежду, то есть нечто должное, а не сущее. Вырабатываются духовные ценности в процессе духовного производства.

Под ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ обычно понимают выработку духовных ценностей в особой общественной форме, осуществляемую, профессионалами умственного труда, хотя в этом процессе задействовано общество в целом. Результатом духовного производства являются д уховные продукты. Среди них можно выделить: 1) духовные ценности (образы, идеи, теории и др.), 2 ) духовные общественные отношения, 3) сам человек, как продукт духовного производства.

В духовном производстве обычно выделяют три его вида или отрасли: эстетическое, религиозное и научное. Политика, право и мораль не являются особыми видами духовного производства потому, создаваемые там ценности и отношения не создаются отдельными специалистами, они есть результат взаимодействия многих людей и поколений.

Особенности духовного производства: 1)его конечным продуктомявляются нематериальные, идеальные образования; 2) духовное производство носит всеобщий характер; 3) сами средства духовного производства (образы, идеи, теории) неотделимы от непосредственного производителя; 4) духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Она обладает значимостью даже безотносительно к результата. Иначе говоря, она самоценна.

Таким образом, подводя итог всей темы можно сказать.

1. В философском плане общество – это особая, социальная форма движения материи.

2. Особенностью этой формы движения материи является то, что она есть способ жизнедеятельности людей, Поэтому социальная философия это другая сторона философской антропологии.

3. В социальной философии отображаются наиболее общие проблемы, происхождения и сущности общества, его взаимосвязь с природой.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

  1. Что изучает социальная философия?
  2. Что такое общество?
  3. Каковы основные сферы общественной жизни?
  4. Что представляет собой материальная жизнь общества?
  5. Что такое способ производства?
  6. В чем суть закона соответствия производственных отношений и производительных сил общества?
  7. Что такое духовная жизнь общества и какова ее структура?
  8. Что такое духовное производство и чем оно отличается от материального?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 950 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.