Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Биологическое и социальное в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.




Биологическое и социальное в человеке. Человек своим бытиемвключен одновременно в два мира – общество и органический мир природы. То есть в человеческой природе можно выделить биологическое и социальное начало. БИОЛОГИЧЕСКОЕ в человеке – врожденные особенности анатомии, физиологии, психики, в виде задатков и способностей. Они передаются в виде генетического кода от родителей к детям, внукам и т.д. Это хотя и исходное, но не достаточное начало для объяснения человека и его истории.

СОЦИАЛЬНОЕ в человеке – все то, что человек получает от общества в процессе социализации: игра, общение, воспитание образование, умственное и нравственное развитие и т.п.

И биологические и социальные различия людей выступают как факторы прогресса человека и общества, однако проявляются и действуют они по- разному. Возникает вопрос, какой из этих факторов доминирует в человеческой природе? Существуют две основные позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Все, то, что относится к человеческой биологии, воспринимается, как второстепенное, от чего можно отвлечься при изучении человека. Такая позиция получила названия социалогизаторская.

Согласно другой позиции - человеческая природа не только социальна, но биологически нагружена. Причем речь идет не о том, что человек во многом зависит и от биологических факторов (это очевидно). Речь здесь идет о том, существуют ли биологические запрограммированные (врожденные), схемы человеческого поведения или они приобретаются в обществе? Так, например, зависят ли аморальные и преступные модели поведения в, зависимости от расовых и других биологических различий, и передаются ли они по наследству генетическим путем?

Признание биологически врожденных моделей поведения людей и преувеличение их роли в жизни человека и общества называют биологизаторскими концепциями. К ним относятся социал-дарвинизм и расизм. Как социологизаторские, таки и биологизаторские концепции не состоятельны с научной точки зрения и носят чисто идеологический характер. Человек существо биосоциальное. Человеческая природа, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему биологической пользы: альтруизм, самопожертвование, милосердие и т.д. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные чувства, то, что делает его человеком.

Проблема жизни смерти в духовном опыте человека.

Издревле человек ставил перед собой вопросы о смысле бытия человека. Для чего он пришел в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти?

Что же такое смерть? О ней трудно говорить, так как наш опыт смерти не окончательный. Мы знаем только о смерти других, когда умирают наши близкие. Смерть – это отрицание жизни или ее необходимое условие?

Парадоксы смерти. Смерть парадоксальна по своей сути. СМЕРТЬ, с одной стороны, имеет положительный смысл, ибо она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом, сделала возможным прогресс органических видов. Наконец, сам человек никогда не появился бы, не будь смерти. Можно также говорить о положительном социальном значении смерти. Она объединяет нас всех, подчеркивает равенство наших конечных судеб, напоминает о всеобщем братстве людей, несмотря на разногласия и конфликты между нами.

Вместе с тем, смерть есть самое страшное зло, которого больше всего боится человека. Однако, несмотря на этот страх, он признает, что смерть совершенно естественное явление. Она, будучи злом, несет в себе некоторый положительный смысл, ибо через это зло раскрывается выход к вечной жизни. Парадокс смерти имеет в мире не только этическое (абсолютное зло), но и эстетическое выражение. Смерть безобразна и уродлива. Она есть предельное уродство, разложение, распад, торжество низших элементов материального мира над элементами высшими. И, в то же время, можно сказать, что смерть прекрасна. Она облагораживает даже самого последнего из людей и ставит его на одну высоту с самым первым. Именно смерть очищает прошлое и кладет на него печать вечности. В смерти есть не только разложение, но и очищение.

Смерть трагична. Трагедия смерти ощутима лишь потому, что личность в этом мире воспринимается и переживается как бессмертная и вечная, хотя человек в этом мире существо смертное. Смерть смертного совсем не трагична. Трагична смерть личности в человеке, потому что личностью не рождаются, личность творится Богом и самим человеком. БЕССМЕРТИЕ, есть торжество личности, борьба за личность. Она не дар человеку, она завоевывается личностью в борьбе со смертью. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными (духовными, божественными) силами.

Нравственный парадокс жизни и смерти можно выразить в следующем этическом требовании (императиве): относись к живым как к умирающим, к умершим относись как к живым, то есть помни всегда о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Таким образом, в истории философской мысли было сделано открытие человеком самого себя, его взаимосвязи с космосом, миром, обществом и самим собой.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Чем философская антропология отличается от научной и религиозной?

2. Каковы основные проблемы философской антропологии?

3. В чем суть основных подходов в понимании человека?

4. Что такое антропосоциогенез?

5. Что такое креационизм и эволюционизм?

6. Что такое биологическое и социальное в человеке?

7. В чем состоит парадоксальность смерти?

8. Как можно понимать бессмертие человека?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 994 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.