Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метафизика, онтология, сущее, бытие, реальность, субстанция, материя, движение, покой, формы движения материи, пространство, время, единство мира




ЧАСТЬ 2

Предисловие

Раздел 3. Философия бытия

Тема 3.1.Метафизика и онтология

Тема 3.2. Философия природы

Раздел 4. Философская антропология

Тема 4.1. Проблема человека в философии и науке

Тема 4.2. Сознание человека как предмет философского анализа

Раздел 5. Теория познания и философия науки

Тема 5.1. Познание как ценность культуры и предмет фило­софского анализа

Тема 5.2. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус

Раздел 6.Социальная философия

Тема 6.1. Природа социальной реальности и основные стра­тегии ееисследования в философии

Тема 6.2.Философские проблемы социальной динамики

Тема 6.3. Философия культуры

 

Раздел 7. Заключение.

Тема 7.1.Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

 

Литература - Список литературы ко всем темам смотри в аналогичном пособии - Часть1.

 

Приложения:

 

Приложение 1. Глоссарий

 

 

 

Предисловие

 

Настоящее пособие является продолжением аналогичного выпуска «Философия. Учебный материал для студентов всех специальностей и форм обучения БФ БГЭУ. Часть I. Бобруйск, БФ БГЭУ, 2009.” В нем рассмотрены основные проблемы и понятия изучаемого курса философии, начиная с раздела 3. “Философия бытия” и заканчивая разделом 7. “Заключение”. Настоящий выпуск охватывает 10 учебных тем, которые соответствуют тематике рабочей программы по философии.

Структура и форма изложения материала аналогичны предшествующему выпуску. В приложении к пособию имеется глоссарий основных понятий. Рекомендуемая литература ко всем темам учебного курса содержится в предыдущем выпуске под наванием Часть I. В принципе деление пособия на Часть I Часть 2 является условным. Обе части следует рассматривать как единое целое пособие. Такое его разделение обусловлено чисто техническими причинами. В будущем пособие будет обновляться путем изменений, дополнений как по форме, так и содержанию, по мере поступления замечаний пользователей.

Все замечания, предложения и пожелания по улучшению качества пособия (ЧастьI и Часть2) просьба передавать на кафедру общественных дисциплин и права.

Раздел 3. Философия бытия

Тема 3.1. Метафизика и онтология.

 

 

Вопросы

 

3.1.1. Философский смысл категории «бытие». Уровни и виды бытия.

3.1.2. Понятие материи в философии и науке. Материя и движение.

3.1.3. Пространство и время – формы существования материи.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ, СУЩЕЕ, БЫТИЕ, РЕАЛЬНОСТЬ, СУБСТАНЦИЯ, МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПОКОЙ, ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ЕДИНСТВО МИРА

 

 

3.1.1. Философский смысл категории «бытие». Уровни и виды бытия.

 

 

Понятие метафизики и онтологии. В первом разделе настоящего пособия рассматривался вопрос о структуре философского знания. Возвращаясь к данной проблеме, отметим, что с самого момента своего возникновения в философии сформировалось особое центральное ядро, то есть, основополагающие идеи, которые средневековые последователи Аристотеля назвали Метафизикой. (Метафизика – буквально означает то, что идет после «физики», природы). МЕТАФИЗИКА, в ее традиционном понимании, является учением о глубинных, неизменных первоосновах всего существующего. Ее иногда называют теоретической философией, тем самым, противопоставляя ее более конкретным, практическим проблемам. О содержании самой метафизики до сих пор ведутся споры. Чаще всего в метафизике выделяют три составные части: онтологию, гносеологию и аксиологию. В марксистском понимании метафизика, как учение о неизменных основах мира, противопоставляется диалектике, то есть учению об изменчивости, развитии мира и познания.

ОНТОЛОГИЯ представляет собой раздел метафизики, направленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой разновидности бытия идет речь – природной, социально-культурной или личностной. Любая онтология – материалистическая или идеалистическая пытается выявить всеобщие структуры и закономерности изменения вещей и процессов, оставляя в стороне вопросы об их познании и ценностных отношений к ним. Основными понятиями онтологии являются: «сущее», «бытие», «реальность», «субстанция», «материя» и др.

Целостный мир – это всеобщее единство вещей, предметов, организмов, явлений, процессов и т.д. Если отвлечься от их конкретных свойств, но, в то же время, не сливать их в однородную массу, то каждое из этих составляющих мира в философии принято называть СУЩЕЕ. То есть, СУЩЕЕэто относительно обособленное проявление отдельных вещей, предметов, явлений, процессов и т.д. составляющих единый Мир. Мир – это всеединство сущих. Причем каждое сущее уникально и неповторимо. Мир в целом в философии называют «сущее как таковое». И вот здесь встает проблема, почему, при таком бесконечном многообразии суших, мир не разваливается, а предстает нам, как Единый, целостный мир? Значит, в каждом сущем есть нечто общее для всех сущих, то, что объединяет их в сущее как таковое. Попытка выявить это общее основание мира привела к появлению в философии такого предельно общего понятия, как БЫТИЕ.

Что же такое бытие? Вопрос этот не простой. Он требует отвлечения от конкретных представлений о предметах и явлениях этого мира и перехода в сферу предельных обобщений. Итак, как бы не отличались друг от друга отдельные проявления этого мира, общим для них является то, что каждое из них существует («есть» в этом мире), присутствует, наличествует, то есть обладает тем, что, обычно, выражается глаголом «быть». Можно сказать, что всякое сущее обладает бытием. Именно бытие объединяет все сущие в Единый мир. Более того, Благодаря Бытию сущее обнаруживает себя, как данное сущее ибо, потеряв бытие, сущее куда-то исчезает. Таким образом, бытие это то, что, во-первых, позволяет вещам существовать в этом мире, а во-вторых, бытие объединяет, связывает мир, придает ему единство и целостность.

Таким образом, БЫТИЕ, это философская категория для обозначения всеобщего начала или всеобщего свойства вещей, предметов, явлений, процессов – существовать, присутствовать, быть в наличии. Бытие – это предельно обобщенное и предельно абстрактное понятие философии. Все существующее в мире есть проявление бытия. Бытие проявляется (обнаруживается) в мире на разных уровнях, многими способами и в разных видах. Следовательно, можно говорить об уровнях и видах бытия.

Уровни бытия. Уровни бытия можно выделять по различным основаниям. Например, «бытие мира в целом» и «бытие вещей в мире». Или такие уровни, как «бытие общего», «бытие особенного» и «бытие единичного». Существенным является выделения таких уровней бытия, как «актуальное бытие» и «потенциальное бытие». Актуальное – это действующее бытие, а потенциальное – это свернутое, возможное бытие.

Виды бытия. Они весьма разнообразны. Можно отметить такие, как «природное (или естественное) бытие» и «искусственное», «материальное» и «идеальное». Особым видом является «общественное (социальное) бытие» в котором можно, в свою очередь, выделить «материальное общественное» и «духовное общественное». Уникальным видом бытия является «человеческое бытие». В нем также можно выделить – бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие. Весьма важным является отличие объективного и субъективного бытия. Объективное – это самодостаточное бытие, не нуждающееся в своем бытии в ином бытии. Напротив, субъективное бытие существует только у субъекта, благодаря субъекту и для субъекта. Кроме отмеченных, основных видов бытия, можно выделять множество других видов. Фактически бытие - это не одна категория, а целый веер понятий, отражающих разные стороны и моменты проявления бесконечного многообразия и богатства этого мира, его бытия.

Таким образом, можно сказать, что бытие в широком смысле слова есть РЕАЛЬНОСТЬ, которая может проявляться на различных уровня и в разных видах, что дает основание некоторым авторам употреблять понятия «бытие» и «реальность как синонимы. Философское понятие бытия, равно как и производные от него понятия, имеют важное методологическое и мировоззренческое значение для объяснения мира в целом, места и роли в нем человека и общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 892 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.