По мнению Канемана, количество ресурсов, лимитирующих умственные усилия, в каждый момент времени оказывается величиной постоянной, хотя оно и может изменяться в ограниченных пределах под влиянием активации. Умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи. По мере усложнения задач происходит некоторый рост активации, а также увеличение количества ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, что приводит к возникновению ошибок. Степень изменения ресурсоемкости основной задачи можно тестировать с помощью простой двигательной реакции на неожиданный сигнал другой модальности. Экспериментальное обоснование теории внимания как умственного усилия Канеман проводит на материале исследований одновременного выполнения двух деятельностей. Подавляющее большинство полученных результатов говорит о значительной трудности решения двух задач. Оценку результатов деятельностей в ситуации совместного выполнения сравнивают с продуктивностью, которая достигается в ходе раздельного решения. Были выявлены следующие закономерности: степень интерференции (отрицательного влияния решения одной задачи на другую) тем больше, чем сложнее задачи и чем они более сходны друг с другом. Канеман полагает, что существует единый ресурс внимания для любых задач, и интерферирует не только задачи, заданные в одной модальности или аналогичные по сути, но и такие совершенно различные деятельности, как ходьба и счет в уме.
Теория, направленная на изучение силовой характеристики внимания Д Канемана отвечала на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. Несколько тезисов этого подхода:
- Внимание - это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация: там где активация высока, там эффективность деятельности или трата внимания наиболее сильна. Там где активация низка, то мало и психической энергии, например при легкой, автоматизированной работе. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.
- Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания. Это блок контроля определяющие сложность, необходимость и т.д. задачи. Здесь же существует еще один блок 'постоянные правила', который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно. На активацию в общем виде влияют всякие факторы (arousal) - Детерминанты активации. Сама активация может проявляться не только в продуктивном решении задач при распределении внимания, но и в проявлении физиологических индикаторов активации (вызванные потенциалы, альфа-волны, изменения диаметра зрачка (наиболее важный и прямо коррелирующий с процессами внимания показатель)).
- Вопрос о возможности распределения внимания на несколько задач решается Канеманом введением гипотетического отношения затраченных и требуемых для задачи. Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения.
Внимание как перцептивное действие (теория У.Найссера)
Найсер определяет внимание как направленность основного потока нашей деятельности по переработке информации на ограниченную часть наличного входа. Люди, животные и другие познающие системы должны обладать способностью делить информацию на входе на адекватные части, т.е., т.е. они должны обладать способностью фокусировать внимание на переработке за один раз лишь части информации на своем входе так, как если бы эта часть была целым. Без этой способности система была бы беспомощной в мире реальных объектов.
Такое определение внимания включает в себя важное допущение: оно означает, что не все познавательные процессы включают в себя внимание. Должно существовать по крайней мере два типа «процессов предвнимания».
Один тип необходим для разделения входа на те части, на которые затем будет направлено внимание. В зрительной системе – это выделение «фигуры» и «фона». Аналогичные механизмы в слуховой системе различают звуки, идущие с разных направлений, из разных источников. Многочисленные исследования говорят о том, что такие механизмы являются врожденными.
Кроме механизмов разделения у человека должен существовать второй тип процессов предвнимания. Это – предшествующие вниманию процессы бдительности, действующие независимо от внимания и одновременно с ним.
Найссер, выделяет два основных механизма перцептивной селекции:
1. Процессы предвнимания, выполняющие как минимум две функции: выделение фигуры из фона и слежение за внезапными событиями (аналог бдительности)
2. Последовательные процессы фокального внимания