Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теории внимания в отечественной психологии. Высшие и низшие формы внимания по Л.С. Выготскому. Интериоризация как психологический механизм формирования произвольного внимания.




Внимание имеет высшие и низшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным. Непосредственное внимание – также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культур­но-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Итак, история развития внимания ребенка, по мнению Л.С.Выготского, есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по принципу доминанты. При этом следует учитывать, по мнению Выготского, что у новорожденного есть только две доминанты – пищевая и связанная с переменой положения. Этот процесс занимает преобладающее место в первые годы жизни ребенка в дальнейшем как бы отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития внимания, качественно отличными именно по типу именно процессами культурного развития внимания. Под культурным развитием внимания понимается в данном случае эволюция и изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Следовательно, в истории внимания можно наметить две основные линии развития: линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания.

Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми.

Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы необходимо искать не внутри, а вне личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда бы не привело бы к развитию произвольного внимания. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вни­манием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных сти­мулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направля­ет свое собственное поведение и внимание.

С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внима­ния идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более нату­рального внимания. При этом в школьном возрасте наступает пе­релом в развитии, который характеризуется тем, что первоначаль­но внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тен­денцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так назы­ваемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направ­ляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части ока­зывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начи­нает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Выготскому состоит в следующем: Сначала люди действуют по отношению к ребенку, а затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование предметной структуры деятельности в структуру внутреннего плана сознания. В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:

1. взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2. ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Позднее понятие интериоризации было распространено Гальпериным на формирование умственных действий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1468 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2266 - | 2089 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.