Техника гораздо старше науки: первые технические устройства основывались на практическом опыте, а не научных знаниях. Но с возникновением и развитием науки её связь с техникой постепенно укреплялась и изменялась.
До 60-х годов ХХ века наиболее распространенной моделью соотношения науки и техники была линейная модель. Линейная модель рассматривает технику в качестве простого приложения науки или даже как прикладную науку. В таком случае считается, что наука производит знание, а техника его применяет. В результате возникает представление, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.
Другим вариантом той же линейной модели является утверждение, что нет различия между наукой и техникой как институтами, поскольку они используют одни и те же методы и средства. Утверждается, что многие ученые сделали вклад в технику, а многие инженеры стали признанными и знаменитыми авторитетами в науке. Или утверждается, что ученые и техники применяют одну и ту же математику, и что практически нет критерия для различения науки и техники. Иногда, правда, указывается, что у ученых большая широта кругозора и большая степень общности проблем, а технические проблемы более узки и более специфичны. Однако следует признать, что наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей.
Существует более взвешенная модель. Полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, а бывает и так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей. Предполагается, что техническое знание по-преимуществу носит эмпирический характер. И тем не менее, совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований которые проводятся не только в естественных науках, но и науках технических.
Помимо такого рода подходов существует эволюционная модель соотношения науки и техники. Эта модель выделяет три сферы: наука, техника и производство. Эволюционную модель мы находим у Стефана Тулмина. Он считает, что его дисциплинарная модель эволюции науки применима также и для описания исторического развития техники. Если модель эволюции науки рассматривает изменения теорий и понятий, то в случае исторического развития техники речь идет об эволюции инструкций, проектов, практических методов, приемов изготовления. Новая идея в технике часто ведет, как и в науке, к появлению совершенно новой технической дисциплины. Техника развивается за счет отбора нововведений из запаса возможных технических вариантов. Однако, если критериями отбора успешных вариантов в науке являются внутренние профессиональные критерии, то в технике важны не только внутренние критерии, такие как эффективность или простота изготовления, но и оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий. В технической сфере важную роль играет скорость нововведений – кто выше, кто быстрее, кто дальше, кто точнее.
По мнению С. Тулмина для техники справедлива та же схема, что и для развития науки. Создание новых вариантов (фаза мутаций) – создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции) – распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования).
С. Тулмин отрицает, что технику можно рассматривать просто как прикладную науку. Во-первых, не ясно само понятие «приложение». Можно ли рассматривать законы Кеплера как специальное «приложение» теории Ньютона? Во-вторых, трудно определить наука или техника дали первоначальный толчок той или иной идее. В-третьих, соотношение науки и техники и разных культурах различно. Греки развивали математику и физику, не заботясь о каких-либо приложениях в технике. В древнекитайском обществе, напротив, техника и ремесло были более плодотворны. Долгое время обработка металлов и врачебное искусство развивались без какой-либо связи с наукой. Положение изменилось сравнительно недавно, когда более тесное партнерство техники и науки привело к ускорению решения технических проблем, ранее считавшихся неразрешимыми.
Известный философ науки Д. Прайс обратил внимание на то, что продуктом ученого является публикация, а техника и инженера – машина, лекарство, продукт или определенный процесс. Для техника опубликованная статья не является конечным продуктом.
Таким образом, в каждом конкретном случае соотношения науки и техники требуется специальное обоснование и содержательный анализ развития технического знания, а не простой поиск аналогий между наукой и техникой. И, тем не менее, многие результаты, полученные в современной философии науки, могут быть использованы для объяснения и понимания механизмов развития техники.
Если мы обратимся к Новому времени, то заметим, что прогресс науки в значительной степени зависел от изобретения соответствующих научных приборов. Многие технические изобретения были сделаны до возникновения экспериментального естествознания. Например, телескоп и микроскоп. Без всякой помощи науки были реализованы крупные архитектурные проекты. Открытия Галилея и Торричелли были следствием практики инженеров, строивших водяные насосы. Термодинамика возникла на основе технического развития парового двигателя. Теория магнита Вильяма Гильберта основывалась на использовании компаса. В таком случае, наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов.
Четвертая модель – техника науки, т.е. измерение и эксперимент обгоняет технику повседневной жизни. Например, А. Койре оспаривал тезис, что наука Галилея представляет собой не что иное, как продукт деятельности ремесленника или инженера. Он подчеркивал, что Галилей и Декарт никогда не были людьми ремесленных или механических искусств и не создали ничего, кроме мысленных конструкций. Не Галилей учился у ремесленников, напротив, он научил их многому. Он был первым, кто создал первые действительно точные научные инструменты – телескоп и маятник, которые были результатом физической теории. При создании телескопа Галилей исходил из оптической теории, стремясь сделать невидимое наблюдаемым, а также из математического расчета, стремясь достичь точности в наблюдениях и измерениях. До Галилея пользовались ремесленными орудиями. Заслуга Галилея состоит в том, что он заменил обыкновенный опыт экспериментом, основанным на математике. Декарт и Галилей вывели ремесленников из мира «приблизительности» в мир точности и расчета. Благодаря этому выросло обдуманное и систематическое изобретение. Телефон на большие расстояния стал возможным только благодаря систематическим исследованиям в лабораториях Белла.
Отметим, что регулярного и систематического применения научных знаний в технической практике не было до конца Х1Х века. Тем самым, большую часть своей истории техника была мало связана с наукой. Люди делали изобретения, не понимая, почему они работают. До Х1Х века наука решала в основном собственные задачи, хотя зачастую отталкивалась от техники. Только в ХХ веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.
Пятая модель соотношения – технические и естественные науки – равноправные партнеры. В таком случае, техническая наука обслуживает технику, но является, прежде всего, наукой, т. е. направлена на получение объективного знания.
Инженеры ХХ века заимствовали не просто результаты научных исследований, но также методы и социальные институты научного сообщества. С помощью этих средств они смогли генерировать специфические, необходимые для их профессионального сообщества знания. Технические знания, полученные в промышленных лабораториях, иногда приводят к важным технологическим открытиям. Поэтому технические науки должны в полной мере рассматриваться как самостоятельные научные дисциплины, наряду с гуманитарными, естественными и социально-экономическими науками. Вместе с тем они существенно отличаются от последних по специфике своей связи с техникой.
К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются систематическая организация знаний, опора на эксперимент и построение математизированных теорий. В технических науках также появились особые фундаментальные исследования. И, тем не менее, следует определить строение технического знания и технических наук. Техническая наука может быть чисто технической наукой, либо представлять сложное единство науки и техники. Некоторые части технических наук могут иметь характер фундаментального, а другие – прикладного исследования.
5 Основные направления и тенденции развития философии техники.
В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское. социологическое, антропологическое и религиозное. Они анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом. человеком и верой.
Первое направление - сциентистское (от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы " наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.
Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая - техницизм утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая- антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга. Так, после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе.
Третье направление - антропологическое (от гр.anthropos- человек). Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.
Четвертое направление - религиозная философия техники. Оно является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога. Любая техническая система воплощает универсальную "упорядоченность" природы в соответствии с божественной целью. Изобретение рассматривается как "свободное" совпадение человеческой инициативы с волей бога. а технический прогресс - как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта. Вера в бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть.
В последнее время иногда в роли бога выступают пришельцы из далеких миров. Эрих фон Деникин, к примеру, утверждает. что развитие человечества осуществляется по "плану", заложенному в людях "богами-астронавтами". Авторы технических изобретений, пишет он, только мнят себя творцами. В действительности же сами того не ведая они извлекают из глубин своей генетической памяти информацию, унаследованную от "богов-астронавтов". Появление новых идей наверняка было запрограммировано с момента сотворения человека.
В возникновения и развития философии техники, прослеживаются две явно выраженных традиции. Исторически первая - инженерная философия техники, которая рассматривает технику в субъективном аспекте ее возникновения и указывает что является ее субъектом, деятельным носителем. Эта традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности. Первое выражение этой традиции восходит к Ньютону, к его натуральной философии и к "механической философии" Р. Бойля. Шотландец Э.Юр выдвинул другой термин-словосочетание "философия производства"(1835 г.). Через 40 лет после Э.Юра выражение "философия техники" использовал Э.Капп в своей теории органопроекции: "в орудии человек систематически воспроизводит самого себя", поэтому "собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа - изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки - чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. К этой традиции принадлежат и труды П.Энгельмейера, А. Дюбуа-Реймана, Э.Чиммера, Союза немецких инженеров.
Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Именно это техническое бытие является для этой традиции главным для понимания других типов человеческого мышления и действия. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.
Вторая традиция выражена в гуманитарной философии техники, которая рассматривает технику в объективном аспекте ее возникновения и представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания). Она пытается осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в ее связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим. Эта традиция зарождается уже в романтическом движении, в "Рассуждении о науках и искусстве" Жан Жака Руссо, находит свое продолжение в философии экзистенциализма и близких к ним философов - А.Бергсона, К. Ясперса, Г.Марселя, Г.Маркузе. Особенно ярко эта традиция представлена работами Л.Мэмфорда в его мифе о машине, первого профессионального философа, обратившегося к проблематике философии техники, Хосе Ортеге-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ж.Эллюля. При этом особо подчеркивается значимость человеческой интерпретации - его способности творческого отношения к миру. Так, утверждая, что человек не "делающее", а "мыслящее "существо, Мэмфорд пишет:"Если бы внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации..., то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу" (15, 32). Ортега также обращает внимание на то, что человеческая природа есть некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя и техника может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования.