Практика международных отношений знает различные типы и виды международных конфликтов. Политическая наука активно их изучает. Однако единая, признаваемая всеми исследователями типология международных конфликтов отсутствует. Наиболее часто в классификациях международных конфликтов встречается их разделение на симметричные и асимметричные. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Асимметричные же конфликты – это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон. Выделение симметричных и асимметричных конфликтов важно с практической точки зрения. Если конфликт перейдет в стадию вооруженной борьбы, то от соотношения потенциалов принимающих участие в конфликте сторон будет зависеть его продолжительность и во многом конечный результат.
Проиллюстрировать это можно на примере ситуации, складывающейся вокруг Ирака в последнее десятилетие. В 70-е гг. XX в. режим Саддама Хусейна благодаря доходам от нефтедобычи и нефтеэкспорта смог создать значительный военный потенциал. Сам С. Хусейн мнил себя «Сталиным Ближнего Востока» и стремился показать всему миру силу своей страны и армии. Как показалось иракскому лидеру, такая возможность предоставилась после победы «исламской революции» в Иране в 1979 г. Между Ираном и Ираком существовал давний территориальный спор из-за линии границы в устье реки Шатль-эль-Араб. Этот спор подогревался наличием на данном участке больших запасов нефти. В 1975 г. между правительством Шаха в Иране и иракскими властями был подписан пограничный договор, который как будто бы устранил все спорные вопросы. Но когда после свержения Шаха в Иране наступила полоса хаоса и дестабилизации, С. Хусейн решил воспользоваться ситуацией и захватить приграничные иранские территории.
Развязывая войну против Ирана, С. Хусейн учел степень дезорганизации и развала иранской армии, но не учел того, что в целом потенциалы противоборствующих сторон были сопоставимы. В этом симметричном конфликте столкнулись два средних по размерам территории и численности населения ближневосточных государства, имевших крупные запасы нефти и большие доходы от ее экспорта. Ни одна из сторон не имела явного перевеса над другой, поэтому полная победа кого-либо из участников в данном конфликте была невозможна. Так в итоге и случилось. После почти десяти лет военных действий, в ходе которых стороны потеряли один миллион человек убитыми, Ирак и Иран вернулись к соглашению 1975 г. Война истощила золотовалютные запасы Ирака, и С. Хусейн принял решение пополнить их за счет соседнего маленького, но очень богатого запасами нефти Кувейта, тем более что иракская сторона всегда считала Кувейт незаконно отторгнутой от Ирака территорией.
В данном случае вооруженный конфликт был асимметричным, поскольку размеры и военный потенциал сторон были несоизмеримы. Иракская армия в течение суток оккупировала территорию Кувейта, и он был объявлен иракской провинцией. Хусейн принимал во внимание только потенциал непосредственных участников конфликта, не учитывая общую ситуацию в международных отношениях в целом. Действия Ирака вызвали создание широкой антииракской коалиции во главе с Соединенными Штатами Америки. Эта коалиция получила санкцию Совета безопасности ООН на использование силы для прекращения иракской оккупации Кувейта. Структура конфликта вновь приняла асимметричный характер, но уже не в пользу Ирака. Иракское руководство это обстоятельство проигнорировало. Итогом операции «Буря в пустыне» в начале 1990 г. стало поражение иракской армии, которая вынуждена была уйти из Кувейта. Режим С. Хусейна в тот раз устоял, но был подвергнут международным санкциям. Однако уроки из вооруженного столкновения 1989-1990 гг. иракское руководство не извлекло: своими непоследовательными и противоречивыми действиями режим С. Хуссейна сам создал условия для вторжения вооруженных сил США уже без соответствующей санкции Совета Безопасности ООН.
Но в этот раз просчиталась администрация президента США Дж. Буша-младшего. Американцы верно оценили предстоящий конфликт как асимметричный, в котором у США будет преимущество. При проведении военной операции так и получилось. Ослабленная иракская армия не оказала серьезного сопротивления, а режим С. Хусейна быстро рассыпался на фоне военного поражения. Однако теперь уже в Вашингтоне не учли того, что в современной мировой политике международная и внутриполитическая сферы не отделены друг от друга «китайской стеной», а тесно между собой связаны. Начиная военную операцию против режима С. Хуссейна, американское руководство надеялось, что вслед за военной победой оно сможет быстро привести Ирак к демократии и процветанию, заложить основы для «демократизации Большого Ближнего Востока». Однако реальная ситуация оказалась иной. Иностранное военное присутствие в Ираке вызвало вооруженное сопротивление. Кроме этого, Ирак, раздираемый внутренними этническими и религиозными конфликтами, стал очагом терроризма. Непродуманная политика завела вашингтонские власти в ситуацию, из которой простых и легких выходов быть не может.
Для типологии международных конфликтов можно использовать предложенную А. Раппопортом классификацию политических конфликтов, критериями для которой служат характеристики процесса протекания конфликта и мотивация поведения его участников. Исходя из названных критериев, Раппопорт выделяет такие модели конфликтов: сражение, дебаты, спор.
Наиболее опасен для мира и безопасности конфликт, развивающийся в форме «сражения». Само название его говорит о том, что стороны, вовлеченные в конфликт, изначально воинственно настроены по отношению друг к другу и стремятся нанести противнику максимальный урон, невзирая на возможные последствия для себя. Поведение участников такого конфликта можно определить как иррациональное, так как они ставят перед собой зачастую недостижимые цели, неадекватно воспринимают международную ситуацию и действия противоположной стороны.
Напротив, в конфликте, который разворачивается в форме «игры», поведение участников определяется рациональными соображениями. Несмотря на внешние проявления воинственности, стороны не склонны доводить обострение отношений до крайности. Решения принимаются на основе учета всех факторов и обстоятельств, на основе объективной оценки ситуации.
Для конфликта, развивающегося как «дебаты», изначально присуще стремление участников разрешить возникшие противоречия путем достижения компромиссов. «Дебаты» - это такое состояние конфликта, когда открываются перспективы для поиска приемлемого всеми сторонами компромиссного решения. Лучший путь выхода из конфликтной ситуации – переход от «сражения» через «игру» к «дебатам». Однако возможен и противоположный путь: от «дебатов» перейти к «игре», для того чтобы добиться уступок, а от «игры» незаметно для себя перейти к настоящему «сражению», исключающему возможность достижения компромиссов.
Данная типология также важна для практической деятельности по мирному урегулированию международных конфликтов.
В конце 1950-х гг., когда математические подходы и методы стали весьма активно применяться в гуманитарных исследованиях, из математической теории игр было заимствовано деление конфликтов на конфликты с нулевой и не нулевой (положительной) суммой. Затем к ним добавили конфликты с отрицательной суммой.
Конфликт с нулевой суммой – это конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны и победа одной из них означает поражение другой и наоборот. Компромисс здесь невозможен. Конфликт с положительной суммой – это конфликт, где есть реальная возможность найти приемлемое для всех решение. В результате достигаемого компромисса в какой-то степени удовлетворяются интересы всех участников. В конфликте с отрицательной суммой негативные последствия наступают для всех его участников. Примером такого конфликта в международных отношениях служит ядерная война, в которой, как известно, победителей не бывает.
С точки зрения количества участников международные конфликты можно разделить на двусторонние и многосторонние.
Еще одна классификация международных конфликтов основана на пространственно-географическом факторе, т.е. учитывает уровень охвата конфликтом системы международных отношений. Глобальные международные конфликты не имеют пространственных границ, от их исхода в той или иной степени зависят судьбы практически всех государств, направления и тенденции мирового развития. Примеры глобальных конфликтов – Первая и Вторая мировые войны. Глобальным характером отличалась и холодная война, поскольку определяла тенденции развития международных отношений на протяжении нескольких десятилетий – с конца 40-х до конца 80-х гг. XX в.
Региональные конфликты затрагивают международные отношения в пределах одного политико-географического региона. Число его участников ограниченно по сравнению с глобальными конфликтами, а последствия – менее масштабные. Локальные конфликты развиваются на субрегиональном или местном уровне. Как правило, они касаются конкретных проблем и территорий. К ним относится большая часть двусторонних, а также интернационализировавшихся внутренних конфликтов. Поскольку на практике провести границу между региональным и субрегиональным уровнем международных отношений сложно, региональные и локальные конфликты часто выделяют в общую группу. В этом есть смысл, так как они явно отличаются по масштабам и последствиям от конфликтов глобального характера. В современных условиях, когда возможность глобального международного конфликта крайне мала, региональные и локальные конфликты представляют собой основную угрозу всеобщему миру и безопасности.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные причины международных конфликтов.
2. Дайте характеристику конфликтов интересов и конфликтов ценностей. К каким из них относятся международные конфликты?
3. Как структура международной системы влияет на уровень конфликтности международных отношений?
4. Как отразилась дезинтеграция биполярной системы международных отношений на характере международных конфликтов?
5. По каким признакам можно классифицировать международные конфликты?
6. Назовите примеры симметричных и асимметричных конфликтов в истории международных отношений.