Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Феномен свободы как фактор деятельности.




Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. «Свобода – отсутствие всяких препятствий к действию». Т.Гоббс.

 

В истории это понятие прошло длительную эволюцию – от «отрицательной» (свобода «от») до положительной (свобода «для») трактовки. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьёва.

Существует несколько вариантов решения проблемы свободы.

Первый вариант связан с полным отрицанием свободы человека. Человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. (Фатализм). Весь ход жизни и поступки человека изначально предопределены то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (христианство, ислам), то ли причинно-следственными связями замкнутой системы, где каждое последующее событие жёстко связано с предыдущими (Гоббс, Спиноза). Фатализм характерен для астрологии и других оккультных учений, равно как и для всевозможных социальных утопий и антиутопий. (А.Платонов, Дж.Оруэлл, О.Хаксли и др.

Сторонники второго варианта считают человека абсолютно свободным существом. Все поступки и действия зависят целиком от собственной воли людей. (Волюнтаризм). Волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни общества. Таких примеров немало, в том числе и в истории нашего общества.

Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности первых двух вариантов. Признаётся, что жизнь человека и общества определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Тем самым признаётся относительный характер свободы. Абсолютной свободы нет, но это не значит, что свобода совсем невозможна. Свобода существует, но есть границы её существования. Мерой и масштабом свободы в обществе является право. Оно обеспечивает свободу каждого как условие свободы всех, определяет границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. Ведь игнорирование необходимости (природной, социальной) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу.

Таким образом, свобода есть нечто большее, чем учёт объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты.

Выделяют несколько моделей взаимоотношения личности и общества по поводу свободы.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любым путём. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что, ввязавшись в борьбу за свободу, человек может попасть ещё в худшее рабство.

Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации.

В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чём-то своей свободой, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства, то к сер.20в. уже стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгого соблюдения прав человека.

 

Таким образом, свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся тяжким бременем. Не зря в западной философии анализировалось явление «бегства от свободы», особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости.

Если говорить о специфике понимания свободы на рубеже 20-21 вв., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в значительной коррекции. В этих условиях быть личностью – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте определение категориям: деятельность, профессия, творчество.

2.Дайте характеристику деятельности как системы.

3.В чём заключаются мировоззренческие и профессиональные регулятивы деятельности.

4.Какова роль творчества в деятельности человека?

5.Охарактеризуйте феномен свободы как фактор деятельности.

6. Может ли быть свободным человек?

7.Можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора?

8. Какие пути ведут к свободе?

9. Свобода абсолютна или относительна? Почему за свободу приходится бороться?

 

Заключение. Человечество на пороге третьего тысячелетия.

Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определённых философских представлений.

Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех её сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех её законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют всё лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться на достижения отечественной и мировой культуры. Важнейший элемент последней – философия.

Дальнейшие перспективы современной человеческой цивилизации связаны с преодолением кризисных явлений в её развитии. Важнейшими проявлениями кризисного состояния сложившегося типа индустриальной цивилизации являются глобальные проблемы современности и усиление негативных социальных последствий научно-технического прогресса. В современных исторических условиях человечество становится не суммой стран и народов, как было ранее, а реальной социальной общностью. Мы живём в эпоху глобализации – процесса сближения культур и цивилизаций. Этот процесс, безусловно, имеет прогрессивное значение, ускоряет развитие всех стран и народов. В то же время такая тесная взаимозависимость неизмеримо усилила угрозу мирового вооружённого конфликта, экологического кризиса и других опасностей. Процесс обострения глобальных проблем всё более ускоряется. Он свидетельствует о том, что эти проблемы носят комплексный, социоприродный характер. В конечном счёте все они прямо или косвенно концентрируются на проблеме человека – его жизни, здоровье, развитии.

Решение глобальных проблем современной цивилизации во многом зависит от умелого использования достижений НТР, происходящей в современном мире. НТР означает коренное качественное преобразование общественного производства, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Она оказывает глубокое воздействие на все стороны жизни современного человека, создавая ему возможность для творческого труда и цивилизованной жизни.

В современном мире осуществляется переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическим формам общественной жизни, правовому гражданскому обществу, социальному государству.

Многие философы и учёные считают, что в настоящее время на основе научно-технического прогресса происходит возникновение качественно новой цивилизации. Её часто называют постиндустриальной. Она характеризуется, во-первых, переходом от производства товаров к производству услуг и информативному обеспечению всех областей жизни человека, преобладанием работников умственного труда, возрастанием роли и значения фундаментальных научных знаний.

Во-вторых, массовое производство предметов потребления должно уступить место мелкосерийному, в наибольшей степени отвечающему многообразным индивидуальным запросам и потребностям современного человека. В-третьих, постиндустриальное общество будет более динамичным, открытым в будущее.

Мы глядим в лицо новой Цивилизации. Как и какой она сложится? расцвет или упадок? торжество разума или бездумная и безвольная гибель? экспансия в Галактику или замыкание в становящейся малонадёжной биосфере Земли? расширение в каких-то новых формах демократических установлений или торжество нового рабовладения? Эти и многие другие вопросы требуют решения на основе складывающегося планетарного интеллекта.

Исторический опыт показывает, что как отдельное общество, так и человечество в целом, могут быть лишь такими, какими являются по своему духовному и нравственному развитию сами люди, определяющие свою судьбу и будущее.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1928 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.