Макс Вебер и его политическая социология
Макс Вебер (1864-1920).Некоторые работы по теме «Политическая социология»: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», «Харизматическое господство», «Чиновник», «Политика как призвание и профессия».
Центральным понятием политической социологии выступает понятие власти.
Власть Вебер определяет как идеальный тип. Власть – принуждение к повиновению.Вебера интересовала особая форма власти— легитимная, признанная теми над кем она осуществлялась.
Легитимность – категория для установления двусторонних отношений. Она означает принятие притязаний на власть и согласие подчиняться.
Такую признанную легитимную власть он обозначал понятием господство. В структуре господства Вебер выделял три элемента:
1.глава политического объединения, политический лидер (монарх, президент, лидер партии)
2.аппарат управления, на который опирается лидер
3.подчиненные господству массы.
В своих работах Вебер исследовал отношение власти, господств. Он выделил 3 идеальных типа господства и обозначил их: легальное, традиционное, харизматическое.
Типы господства (власти):
1) Рациональное или легальное. Основано на вере в легальность установленного порядка и в легальность носителей политической власти. Вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Основываясь на понятии рационального господства, Вебер выделяет основные признаки бюрократии:
I. Разделение труда
II. Порядок подчиненности
III. Публичная канцелярия
IV. Процедура подготовки должностных лиц
V. Штатные сотрудники
VI. Правила, регулирующие режим работы
VII. Лояльность каждого работника по отношению к своей организации.
Отсюда – бюрократия – идеальный тип (Привет идеальным типам и 3 вопросу – У.А.) рационального господства, воплощение рациональной власти.
2) Традиционное. Основано на обычае, на вере в священны характер старых традиций, установившихся порядков. Это сословное господство. Вебер рассматривает его в 2-х вариантах:
I. Паттерналистская власть – власть отца, старейшины рода. Здесь теплые доверительные отношения, держащиеся на авторитете лица, традиций.
II. Феодальная власть – например, власть во Франции в Средние века. Король имеет массу вассалов. Он облечен очень большой властью, выбирает из своих вассалов группу приближенных, которой передает часть своих полномочий. Эта властная группа становится звеном между королем и массой вассалов. Эта группа берется решать вопросы, касающиеся и вассалов, и самого короля. Они устанавливают контроль за королем. И если в этой группе есть свой личный интерес, то король всегда жертва.
3) Харизматическое. Харизма – милость, божья благодать, божественный дар. Опирается на личную эмоциональную преданность людей своему политическому вождю. Легитимность происходит благодаря вере людей в сверхъестественные, сверхчеловеческие качества вождя и доверию к установленному им политическому порядку. Харизматическая демократия рассматривается Вебером в качестве противовеса тотальной бюрократизации общественной системы с ее тенденцией к огосударствлению экономической деятельности людей. Следовательно, харизматический лидер призван уравновешивать возможные попытки узурпации власти со стороны различных олигархических и других групп.
Следует учитывать, что выделенные Вебером три типа господства представляют собой идеальные типы, то есть реально существующие формы отношений и власти могут включать в себя различные сочетания этих типов.
Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.
По Веберу единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Признаки социального действия:
-осмысленный характер;
-ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.
Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
4. аффективное — определяется эмоциями;
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого.Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно-исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ их жизни в целом. Веберовская теория рационализации — это, по существу, видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
.Подводя итоги можно сказать, что он рассматривал социологию как науку о социальном действии. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей, ориентировано на ожидании определенного их поведения и в соответствии с этим сопровождается субъективной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.
Вебер был первым, кто ясно заговорил о предмете социологии. Объект – социальная реальность. Для Вебера предметом является элементарное социальное действие: действие имеет смысл и адресовано человеку, понимающему этот смысл, или направлено на объект, обладающий смыслом. Действие вызывает ответное действие, тоже обладающее смыслом.
Категория культуры – нагруженность объектов определенным смыслом в отрезок времени.
Предмет социологии – элементарные действие, наполненные социально-значимым смыслом.
Вебер предлагает типологию социальных действий. Критерий выделенных типов социального действия – мера смысла, мера рациональности, стиль мышления.
Социальное действие сегодня – главная категория социологии и ее предмет.
Существуют следующие типы социальных действий:
1) Целерациональное действие
2) Ценностнорациональное действие
3) Традиционное действие
4) Аффективное действие
Мера рациональности самая большая в 1-м и самая маленькая в 4-м.
В этой типологии Вебер поставил себе задачу связать специфику действий с историческим процессом. Каждая историческая эпоха имеет своей доминантой определенный тип действия.
1) Целерациональное действие есть доминанта действия людей в условиях западно-европейского капитализма.
2) Ценностнорациональное действие – вмешиваются ценностные ориентации (религиозные, политические и др.). Это отклонение от целерациональности.
3) Традиционное действие – возвращает в сферу традиционных эпох – в феодальное общество в Европе.
4) Аффективное действие – не связано с определенной эпохой. Масса, бегущая за харизматическим лидером, действует аффективно. Полное размеживание целей и средств.
Только 2 типа (1-й и 3-й) соответствуют определенным историческим эпохам. Вся история – это переплетение социальных действий.
Понятия государство, феодализм, экономика – сумма социальных действий. Экономика – следствие социальных действий, а не причина (как у Маркса). Это новая трактовка социального бытия в целом. Предмет социологии по Веберу дает нам новую концепцию социального бытия, которая была сильнее марксистской.