Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические формы и особенности регулятивной роли международного права




Современное международное право является продуктом дли­тельного исторического развития, на разных этапах которого оно принимало различные формы (4).

На первой стадии своей эволюции международное право су­ществовало в теологической форме. В Ассирии, Египте, Дагомее, Перу, государстве ацтеков применение международного права и права войны было уделом жрецов. Именно они освящали цере­монии и ритуалы начала и окончания войн. Даже в тех случаях, когда правитель не принадлежал к числу религиозных иерархов, он был заинтересован в том, чтобы его воспринимали хотя бы отчасти именно в этом качестве. И Цезарь, и Август, сосредото­чив в своих руках крупнейшие государственные посты, стреми­лись предстать одновременно и как верховные главнокомандую­щие, и как великие жрецы.

Определенные пережитки теологической концепции между­народного права можно встретить и сегодня: например, в обыча­ях кровной мести, «священной войны» (джихад), праве священ­ной мести (вспомним «дело» Салмана Рущди) и т.п.


В средние века концепция международного права приобретает метафизическую форму. Международное право конструируется на основе таких понятий и принципов, как абсолютное и незыбле­мое понятие суверенитета, право на завоевания, принцип перво­го оккупанта, династический принцип. Критерий суверенности сводится, в конечном счете, к праву на объявление войны любо­му государству и праву возможности, даже обязанности ответить на любой вызов извне. Межгосударственная граница понимается как та линия, с которой можно отправиться на завоевание своего соседа, или с которой он сам нападает на вас. В остальном меж­дународное право и сегодня постоянно воспроизводит понятия суверенной власти, лиг и союзов, свободы навигации и т.п. Од­ним словом, подобные понятия практически не изменились со времен Фукидида и Полибия. «Наши мирные договоры, согла­шения об арбитраже, пакты о ненападении не более изобрета­тельны, чем во времена Пелопонесской войны. Единственное новое понятие, добавленное метафизическим правом к своему теологическому наследию, это принцип национальности (хотя его знали уже греки, отличавшие эллинов от варваров). Его генезис связан, вероятно, с реакцией на династическую политику» (см.:

там же, р. 12).

Еще одна историческая форма международного права, роль которой так же велика и так же вредна, представлена антропо­морфным международным правом. По всей видимости, в ней находит отражение принцип абсолютизма, в соответствии с ко­торым средневековое право делало из политического суверени­тета родовое благо, переходящее по наследству из поколения в поколение, а войны между государствами представали как ссоры между суверенами или споры династий. В наши дни периодичес­ки возрождаются проекты международных договоров, законов и судов, которые являются, в некотором смысле, воспроизведени­ем антропоморфных канонов. Таковы, например, попытки за­претить войны путем своего рода полицейской регламентации, то же можно сказать о некоторых современных проектах арбит­ража, которые, не внося по сути ничего нового, фактически вос­производят частное право или даже феодальное право, напоми­ная в чем-то придворные суды удельных князей.

Современное международное право определяется юристами как «особая система прав, функционирующая в международной системе» (5), как «государственно-волевое явление; система юри­дических норм, регулирующих определенные общественные от­ношения», с указанием на ее обеспечение в необходимых случаях государственным принуждением (6). Важным является уточне-


ние, согласно которому «международное право есть совокупность прежде всего общепризнанных норм» (7). Субъектами междуна­родного права являются прежде всего существующие государст­ва, государства в стадии становления, МПО, некоторые государ­ственно-подобные образования (вольные города, Ватикан и др.) (см.: 6, с. 27). Вместе с тем, в последние годы субъектами между­народного права становятся и отдельные граждане, что является одним из важных проявлений демократизации современных меж­дународных отношений.

Действительно, 80-е годы XX века ознаменовались широким распространением либеральной демократии в мире, которое про­должается и сегодня. В эти годы произошло падение военных режимов в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Чили) и Азии (Филиппины), начались демократические преобразования в Южной Корее, Тайване, демократические выборы прошли в ряде африканских стран к югу от Сахары (Мали, Буркина Фасо и др.). Бурные перемены в Восточной Европе — начиная от «перестрой­ки» и падения Берлинской стены, обретения странами бывшего «советского блока» возможности самостоятельно выбирать свою судьбу, и кончая достижением независимости бывшими респуб­ликами СССР — также вписываются в эту общую тенденцию. В то же время в них, вероятно, наиболее выпукло отражаются и противоречия как самой идеи либеральной демократии, так и меж­дународного права, которое издавна является ее неотъемлемым спутником.

В соответствии с указанной идеей, между демократическими государствами, использующими для разрешения возникающих между ними разногласий и споров прежде всего политические средства (переговоры, посредничество, международный арбитраж, и т.п.), практически немыслимы вооруженные конфликты, а тем более войны. Для них характерны осуждение ксенофобии, со­блюдение прав человека и национальных меньшинств на своей территории, отсутствие притязаний на территории соседних го­сударств и т.п. Однако вопреки этому подобного нельзя сказать о «молодых демократиях» на пространстве бывшего СССР, в том числе и о государствах, присоединившихся к Европейской кон­венции по правам человека, международным правовым обяза­тельствам и встречающих благожелательную поддержку со сторо­ны Запада: так, например, дискриминационные законы в отно­шении национальных меньшинств (Эстония, Латвия), наруше­ния прав человека остаются практически без каких-либо серьез­ных международно-правовых последствий. Все это питает сомне­ния в действенности норм международного права, в возможнос-


та правового решения проблем, возникающих в отношениях между независимыми государствами, дает аргументы сторонникам точ­ки зрения о чисто «символическом» значении права для функци­онирования международных отношений.

Исторически одной из первых попыток демократизации меж­дународных отношений явилась доктрина так называемого ес­тественного права, которое может считаться определенным про­образом современного международного права.

Элементы естественно-правовой доктрины можно найти у древнегреческих софистов и стоиков, в учении Аристотеля, в со­чинениях средневековых теологов Фомы Аквинского и Августи­на, в трактатах канонистов эпохи Возрождения (Ф. де Виттория и Ф. Суарес), в работах первых протестантских юристов (Г. Гро-ций), философии эпохи Просвещения. При всем различии соци­ально-исторических основ этих идей, в них имеется единое со­держание. Как писал Г. Гроций, «мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем... Однако к естественному праву присоединяется также польза, ибо по воле создателя природы мы, люди, в отдельности на самом деле беспомощны и нуждаемся во многих вещах для благоустро­енного образа жизни... Но подобно тому, как законы любого го­сударства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу соглашения как между всеми го­сударствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сооб­щества людей в отдельности, а в интересах обширной совокуп­ности таких сообществ. Это и есть то право, которое мы называ­ем правом народов, поскольку это название мы отличаем от ес­тественного права» (8).

Таким образом, основатели современного международного права усматривали в естественном праве как средство, которое позволяет подчинить политическую жизнь неким сознательным правилам, сделать государственную власть ответственной за свои действия, так и источник права народов. Однако при всей при­влекательности отдельных положений концепции естественного права, следует видеть и то, что ей свойственна тенденция сводить многообразие правовых основ жизнедеятельности (в том числе и в сфере международных отношений) всех государств и народов, во все времена к единым рациональным основам, вытекающим из самой природы или божественных предустановлений. В дей­ствительности же, попытки составить некий «вечный кодекс ес­тественного права» представляют собой перенесение на все чело-


вечество нравов и обычаев, свойственных европейской цивили­зации, что является фактическим игнорированием существования плюрализма цивилизаций как во времени, так и в пространстве.

В политической практике опасность абсолютизации естествен­ного права, связана с вытекающей из него возможностью мо­рального релятивизма. Поскольку сама природа не остается не­изменной, порождая новые обстоятельства, постольку, следуя логике естественного права, изменение ситуации влечет за собой необходимость изменения критериев моральной и правовой оцен­ки. Отсюда в марксизме, например, право фактически подменя­ется политической целесообразностью, в экзистенциализме — стремлением к свободе и т.п.

В то же время не менее верным остается и то, на чем настаи­вал еще Г. Греции: без права нет справедливости, и только через право лежит путь к действительной выгоде государств в их взаи­модействии друг с другом (см.: там же, с. 49—50).

Присущие концепции естественного права недостатки и про­тиворечия находят свое отражение и в современном междуна­родном праве. Оно во многом остается основанным на Западной либерально-демократической модели прав и обязанностей меж­дународных субъектов. Однако в мире не существует единого юри­дического пространства, как универсальной системы, основные концепты которой (свобода, равенство, право и т.п.) имели бы один и тот же смысл для всех людей и народов. С другой сторо­ны, международное сообщество все же располагает определен­ными инструментами воздействия на международные отноше­ния. Главным из них является, как мы уже видели, ООН. Приня­тая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека обращается «ко всем членам человеческой семьи», призывая их действовать в отношении друг друга в духе справед­ливости и братства. В 1966 году Генеральная ассамблея принима­ет два пакта: один об экономических, социальных и культурных правах, второй (в первых строках которого содержится положе­ние о том, что все народы обладают правом распоряжаться своей судьбой) — о гражданских и политических правах. В отличие от Декларации, указанные пакты выступают как обязательные к ис­полнению каждым государством. Однако к ним присоединилось менее половины членов ООН и только 20 из них ратифицирова­ли Протокол, относящийся к гражданским и политическим пра­вам и предусматривающий рассмотрение обращений частных лиц. Кроме того, во-первых, указанные пакты не предусматривают никаких механизмов их реализации, а во-вторых, противоречат седьмому параграфу второй главы Хартии ООН, запрещающей


любое вмешательство во внутренние дела суверенных государств (9). Определенные противоречия свойственны и основным прин­ципам международного права.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 792 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2336 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.