Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О новой парадигме социальной методологии




Сегодня все чаще говорят о том, что социальное позна­ние стоит на пороге методологической революции, ему надо пересмотреть (и очень кардинально) свой методоло­гический арсенал. При этом главное содержание этой ре­волюции мыслится как изменение в самом фундаменте мышления, формирование новой «большой» парадигмы.

Время показало, что старая (марксистская) парадигма выявила свою ограниченность, односторонность, а целый ряд ее элементов все больше расходились с развивающи-ейся действительностью, с новыми явлениями в обществе и отдельных его сферах. Но, как известно, метод должен соответствовать своему предмету, «вырастать» из него, из­менение предмета должно вести к изменению метода. В этой связи небезынтересны рассуждения крупного немец­кого философа, представителя Франкфуртской школы Теодора Адорно.

Он исходит из того, что чрезвычайная сложность об­щества как предмета исследования социальных наук объек­тивно требует сложных (а значит и самых разнообразных)

1 Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. С. 238-239.


Философско-методологические проблемы социального познания

методов его анализа. Как отмечает философ, расхожде­ние между обществом как предметом и традиционными (абстрактно-формальными) методами вызвано неверным пониманием и того и другого. Между тем «общество не единогласно, не просто, а также не нейтрально к любым налагаемым на него категориальным формам, оно заранее ждет иного от своих объектов, нежели категориальная си­стема дискурсивной логики»1. Кстати говоря, ни Адорно, ни тем более Поппер не отрицают роли «дискурсивной» (или общей) логики в социальном познании. Но они счи­тают, что она не может объяснить общество без остатка. Последний должен быть «схвачен» «логикой познания со­циальных наук», в единстве с общей логикой.

Подчеркивая зависимость методов от их предмета, Адорно подвергает критике тех социологов, которые «послушны примату метода, а не предмета»: «потому ли, что стремятся развивать методы из себя самих, потому ли что отбирают предмету извне так, чтобы они соответствовали уже имею­щимся в распоряжении методам»2. Итак, заключает немец­кий философ, сколь бы инструментально ни определялись методы, сохраняется требование адекватности объекту. Нехватка такой адекватности ведет к непродуктивности методов. Сам предмет должен прийти к значению во всей своей полноте, иначе «плох и сам отшлифованный метод».

Из основных причин, вызывающих необходимость раз­работки (а она находится в самой начальной стадии) но­вой методологии социального познания, можно назвать следующие.

1. Изменение предмета исследования (в самом широком смысле), т. е. современной социальной действительнос­ти, усиление ее динамизма, целостности, противоречиво­сти, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений. Сегодня широким распространени-

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы фило­софии. 1992. № 10. С. 76.

2 Там же. С. 79.


_________________________________Глава X

ем пользуется концепция информационного общества, ко­торая главным фактором общественного развития считает производство и использование научной, технической и иной информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.

Выдвигается проект «глобальной электронной цивили­зации» на базе синтеза телевидения, компьютерной служ­бы и энергетики. «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет науку, культуру, образование, духов­ный мир человека и т. п. Возникают новые механизмы человеческого общения и взаимодействия, расширяется и усиливается взаимозависимость самых разных культур и ре­лигий и т. п.

Необычайная сложность общества конца XX столетия, способного «претерпевать огромное число бифуркаций» (раздвоений), создает новую ситуацию в мире, поскольку сложные системы обладают «высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям» (колебаниям), и это «все­ляет в нас одновременно и надежду и тревогу». Все это привело к тому, что мир «навсегда лишился гарантий ста­бильных, непреходящих законов»1.

2. Устаревание предшествующей парадигмы социально-гуманитарной методологии, ее несоответствие новой со­циально-исторической реальности, ее недостаточность для выражения новых закономерностей.

3. Развитие науки в целом и отдельных научных дисцип­лин, переход научного познания на качественно новый — «постнеклассический» — этап, широкое внедрение науки во все сферы общественной жизни. Особенно бурными темпами развивается синергетика (об этом шла речь выше и будет еще идти ниже).

1 Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 386.


Философско-методологические проблемы социального познания

4. Включение в научный оборот новых литературных ис­точников. В последние годы переведено на русский язык большое количество иностранных источников, в том числе по проблемам социального познания и его методологии. Большой пласт неосвоенных ранее источников представ­лен текстами русских религиозных философов. Открытый доступ получен к литературе на иностранных языках. Вы­ходят свободные от «идеологических шор» работы российс­ких ученых. Появились ранее запрещенные по политичес­ким соображениям труды советских философов, историков, социологов, экономистов и др. Все это требует глубокого, тщательного освоения и творческого использования.

5. Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук — для внедрения их рекоменда­ций в различные сферы общества — в экономику и практи­ческую политику, в управление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т. п. Но «хорошая» со­циальная теория невозможна без «хорошего» метода, точ­нее — системы методов, на основе которых она строится.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 273 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2172 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.