Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская герменевтика Г. Гадамера




Вопросы социального познания и его методов являют­ся предметом пристального внимания в современной гер­меневтике. Герменевтика — греч. — разъясняю, истолко­вываю). Изначальный смысл — искусство толкования Библии, литературных текстов и т. д. В XVIII—XIX вв. герменевтика рассматривалась в качестве учения о методе гуманитариях наук. Ее задачей становится объяснение «чуда понимания».

Основы герменевтики как общей теории интерпрета­ции заложены немецким философом Ф. Шлейермахером в конце XVIII — начале XIX в. У него герменевтика мыс­лится прежде всего как искусство понимания чужой ин­дивидуальности, другого выражения воплощенной инди­видуальности. В. Дильтей развивал герменевтику как ме­тодологическую основу гуманитарного знания. С его точ­ки зрения, герменевтика есть искусство истолкования ли­тературных памятников, понимания письменно зафикси­рованных проявлений жизни. В XX в. герменевтику разви­вали М. Хайдеггер, Г. Гадамер (онтологическая герменев­тика), П. Рикер (гносеологическая герменевтика), Э. Бет­ти (методологическая герменевтика) и т. п. Крупнейший вклад в разработку философской герменевтики внес не­мецкий философ Г. Гадамер.

В сжатом виде ее суть он выразил в следующей форме: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно под­держивать диалог, давать сказать свое слово и инакомыс­лящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики»1. В качестве наиболее важных выде­лим следующие основные философско-методологические идеи Гадамера:

1 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 8.


Философско-методологтеские проблемы социального познания

1. Считая «большим ослеплением» фактическое абсо­лютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой, показывая ее особенно­сти и границы «во всеобщности человеческой жизни», пе­решагнуть ограниченный горизонт интересов научно-тео­ретического учения о методе.

Гадамер стремится показать, что способ познания, свя­занный с понятием науки и лежащим в ее основе поняти­ем метода не является ни единственным, ни универсаль­ным. Культурно-историческая традиция знает различные способы человеческого отношения к миру. Научно-тео­ретическое освоение мира — лишь одна из возможных по­зиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытие истины является ис­кусство, философия и история.

2. Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания. Немецкий философ счита­ет недопустимым и ошибочным, когда (при всем их сход­стве) гуманитарные науки понимаются по аналогии с ес­тественными. Он с сожалением констатирует, что «логи­ческое самосознание гуманитарных наук, сопровождавшее в XIX в. их фактическое формирование, полностью нахо­дится во власти образца естественных наук»1.

Однако Гадамер подчеркивает, что гуманитарные науки («науки о духе») имеют свою специфику, свои способы по­стижения мира, и на самом деле они далеки от того, чтобы чувствовать свою неполноценность относительно естествоз­нания. Хотя в социальном познании можно и нужно при­менять методы естественных паук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное —

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 44. 428


_________________________________Глава X

учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда «самого познающего»).

Гадамер обращает внимание на то, что социально-ис­торическое познание не имеет своей непосредственной це­лью представить конкретное явление как частный, еди­ничный случай, лишь только иллюстрирующий общее пра­вило (закономерность). Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерять их по масштабу про­грессирующего познания закономерностей. «Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности»1 — а имен­но, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т. д.

При этом очень важно установить, «каково было их ста­новление», т. е. выяснить — как смогло получиться, что они стали именно такими, а не какими-либо другими. Вот почему фундаментальной характеристикой человечес­кого бытия и мышления немецкий философ считает «ис­торичность»: определенность местом, временем, конкрет­ной ситуацией, в которой человек себя застает.

3. Герменевтика — прежде всего практика. Она реали­зуется в качестве деятельности по осмыслению некоторо­го текста, и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Однако философская герменевтика для не­мецкого мыслителя не сводится к методологии понима­ния текстов (и вообще не является такой разработкой), а представляет собой своего рода философию понимания. Согласно Гадамеру, действительность не только теорети­чески познается научными средствами, но и жизненно-практически «испытуется» человеком. Поэтому у него ча­сто речь идет не о познании, а об опыте мира. Последний включает в себя и непосредственность переживания («опыт жизни») и различные формы практического и эстетичес­кого опосредования реальности («опыт истории», «опыт искусства», «опыт философии»).

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 45.


Философско-методологические проблемы социального познания

Тем самым «опыт науки» — отнюдь не единственный вид опыта, а последний есть совокупность своих видов, ни один из которых недопустимо сводить к научному опыту, а тем более абсолютизировать его. «Таким образом — отме­чает Гадамер, — науки о духе сближаются с такими спосо­бами постижения, которые лежат за пределами науки: с опытом философии, с опытом искусства, с опытом самой истории. Все это такие способы постижения, в которых возвещает о себе истина, не подлежащая верификации ме­тодологическими средствами науки»1. Выделенные формы опыта — это три основных вненаучных формы связи чело­века с миром, три главных измерения, в которых разверты­вается бытие человека в мире — за рамками науки и ее методов.

4. Означает ли, что при рассмотрении трех названных вненаучных способов постижения мира здесь не примени­мы понятия «познание и «истина»? Нет, не означает. В этой связи Гадамер в противовес позитивистско-сциентис-тским представлениям стремится показать несводимость истины к тому ее понятию, которое сложилось в рамках новоевропейской науки. Истина, по его убеждению, не есть характеристика только познания, но прежде всего — харак­теристика самого бытия. Она не может быть целиком «схва­чена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина «свершается», и пре­имущественный способ ее «свершения» — искусство.

При этом немецкий мыслитель обращает внимание на следующие важные обстоятельства. Во-первых, изначально герменевтический феномен вообще не является проблемой метода, каким-то «методом понимания», который сделал бы тексты предметом научного познания. Во-вторых, данный феномен не предполагает построения какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологи­ческому идеалу науки. В-третьих, понимание того, что пе-

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 39. 430


__________________________________Глава X

редано нам исторической традицией — это не просто пони­мание тех или иных конкретных текстов, а это выработка определенных истин. В-четвертых, феномен понимания пронизывает все связи человека с миром, в том числе и на­учные, а потому также и в самой науке он имеет самостоя­тельное значение и противодействует всем попыткам пре­вратить его в какой-либо научный метод. В-пятых, задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы рас­крыть опыт постижения истины, превышающий область, кон­тролируемую научной методикой. В-шестых, предмет гер­меневтики образуют только «понимающие» (историко-гума-нитарные) науки, но в той мере, в какой феномену понима­ния придается универсальный характер — вся совокупность человеческого знания о мире и бытии в нем1.

5. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глу­бокая разработка ключевой для герменевтики категории по­нимания. Понимание для него — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание — это не столько познание, сколько универ­сальный способ освоения мира («опыт»), оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла («сути дела») и невозможно без предпонимания. Оно — предпосылка связи с миром, беспредпосылочное мышление — фикция. Поэтому понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предпо­ложениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсо­лютно загадочное. Тем самым предметом понимания явля­ется не смысл, вложенный в текст автором, а то предмет­ное содержание («суть дела»), с осмыслением которого свя­зан данный текст.

Гадамер утверждает, что, во-первых, понимание все­гда является истолковывающим, а истолкование — пони­мающим. Во-вторых, понимание возможно лишь в каче­стве «применения» — соотнесения содержания текста с

См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 38—39.


Философско-методологические проблемы социального познания

культурным мыслительным опытом современности. Ин­терпретация текста, таким образом, состоит не в воссоз­дании первичного (авторского) смысла текста, а в созда­нии смысла заново. Тем самым понимание может выхо­дить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.

6. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и диалектику. Так,, в одном случае он пишет, что стремится «в большей мере следовать Гегелю, нежели Шлейермахе-ру»1, а в другом отмечает: «Моим намерением было объеди­нить масштабы философской герменевтики с платоновс­кой диалектикой, а не с гегелевской»2. Как бы там ни было, но в обоих высказываниях речь идет о рационалистической диалектике объективно-идеалистического «толка».

Вместе с тем Гадамер указывает, что хотя герменевти­ка признает «диалектическое превосходство рефлексив­ной философии», но видит границы последней — при всех ее несомненных достижениях. Он очень высоко це­нит диалектические идеи Платона и Гегеля, считая, в ча­стности, что диалектика последнего была и осталась ве­личественной даже в своей неудаче, и что думать, будто в наш век Сциентизма нам нечему поучиться у Гегеля — это «большое заблуждение». Заслугу Гегеля немецкий философ видит в том, что, разрабатывая диалектику реф­лексии как всеобщее опосредование разума, он резко выступил против формализма, софистики, пустой аргу­ментации рассудка, называемой им «внешней рефлекси­ей». В этом понятии Гегель, по мнению Гадамера, под­верг критике идею такого метода, который применяется к делу как некое чуждое ему действие. Поэтому он раз­деляет идеи Гегеля и о том, что истинный метод есть «де­яние самого дела» и это деяние не должно входить во

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 221.

2 Там же. С. 623.


_________________________________Глава X

внутреннюю область мысли со своими собственными до­мыслами, ибо мыслить — значит «развернуть дело в его собственной последовательности».

Согласно Гадамеру, гегелевская диалектика мыслитель­ных определений, как и его диалектика форм знания, со­знательно воспроизводит тотальное опосредование мыш­ления и бытия, которое было когда-то естественной сре­дой греческой мысли.

«Придерживаясь» Гегеля, опираясь на его диалектичес­кие идеи, Гадамер стремится «сделать шаг дальше гегелев­ского понимания» тех проблем, которые он находит важ­ными для разработки своей концепции. Наиболее цен­ным у Гегеля он считает то, что в рамках мыслительной последовательности вещи сами собой переходят в свою про­тивоположность и «опыт перехода в противоположное» — это и есть подлинный опыт диалектики: «Мышление по­лучает возможность, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности — таков опыт мысли, на который опирается гегелевское понятие метода как саморазверты­вания чистой мысли в систему целостной истины»1.

Именно этот опыт мысли и берет Гадамер прежде всего при построении своей философской герменевтики, пола­гая, что именно Гегель продумал, прорефлектировал то историческое измерение (т. е. развитие через противопо­ложности), в котором коренится проблема герменевтики. Подчеркивая важность диалектики Платона и Гегеля для решения данной проблемы, Гадамер отмечает, что и в гер­меневтическом опыте мы сталкиваемся с диалектикой, с переходом в свою противоположность, с историчностью и целостностью. Так, он пишет, что «само дело — смысл текста — добивается нашего признания Движение истол­кования является диалектическим... прежде всего потому, что толкующее слово, «попадающее» в смысл текста, вы­ражает целостность этого смысла и, значит, дает беско-

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 537.


Философско-методологтеские проблемы социального познания

нечности смысла конечное выражение»1. И вообще, для «наук о духе» должно быть свойственно, чтобы все прису­щее им частное познавалось в целостности нашего челове­ческого, разумного существования.

7. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа, как своеобразный философии понимания. Интерпретацию культурной традиции он рас­сматривает как диалог прошлого и настоящего. Диалог с традицией для него — не культурологическая задача, а са­мостоятельный источник философского знания. В этой связи он большое внимание уделяет Платону, непреходя­щее значение которого видит в понимании философство­вания как диалога, который он противопоставляет моно­логичности мышления гегелевской диалектики.

Диалог (беседу) Гадамер считает — вслед за Сократом и Платоном — основным способом достижения истины в гуманитарных науках. Всякое знание, по его мнению, про­ходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа (хотя часто кажется наоборот). Поэтому диалог, т. е. вопроша-ние и ответствование, есть тот способ, которым осуществ­ляется диалектика. Решение вопроса есть путь к знанию и конечный результат здесь зависит от того, правильно или неправильно поставлен сам вопрос.

Сущность знания, согласно Гадамеру, заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение но одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное. «Ведь знать всегда означает: одновременно познать противоположное. Знание в своей основе диалектич­но. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы, вопросы же всегда схватывают противоположности между «да» и «нет», между «так» или «иначе»2. При этом немец­кий философ отмечает, во-первых, всякое спрашивание

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М. С. 538.

2 Там же. С. 429.


_________________________________ГлаваХ

и стремление к знанию предполагает знание незнания, причем именно последнее приводит к вопросу. Во-вто­рых, не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, видеть проблематическое. В-третьих, требу­ется преодолеть сильную «власть мнений», чтобы прийти к осознанию своего незнания и, следовательно, поставить проблему.

Искусство вопрошания — это сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искус­ство ведения беседы (разговора), которое требует прежде всего, чтобы собеседники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывая, однако, «сути дела», о котором идет спор, а тем более не пытаясь вооб­ще замять вопрос.

Вот почему, подчеркивает Гадамер, чтобы вопрошание было действительным искусством, а разговор (спор) — подлинным и продуктивным, но не «софистической ин­терпретацией текстов», крайне важной «является внутрен­няя последовательность, с которой продвигается вперед развиваемая в диалоге мысль. Вести беседу — значит под­чиняться водительству того дела, к которому обращены собеседники. Чтобы вести беседу, нужно не играть на по­нижение аргументов собеседника, но суметь действитель­но оценить фактическую весомость чужого мнения»1.

Диалектика как искусство ведения беседы есть и «ис­кусство образования понятий», т. е. выработка мнений, общих для собеседников. Поскольку беседа — это не «за­стывшая форма высказывания», то здесь особую роль иг­рает язык, который осуществляет ту «смыслокоммуника-цию», в искусстве разработки каковой и состоит задача герменевтики.

Таким образом, диалог, т. е. логика вопроса и ответа, и есть логика «наук о духе», к которой мы, по мнению Гадамера, несмотря на опыт Платона, подготовлены очень

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 432.


Философско-методологшеские проблемы социального познания

слабо. Подчеркивая тесную связь между вопрошанием и пониманием, немецкий мыслитель утверждает: «Кто хочет мыслить, должен спрашивать», т. е. должен ставить про­блемы и правильно разрешать их.

При этом недопустимо действительные проблемы сме­шивать с несостоятельными (например, о вечном двигате­ле). Это, во-первых. Во-вторых, всегда иметь в виду, что каждая проблема — это не «пустая абстракция», а конк­ретно-историческая форма знания, что она всегда исто­рична. Это означает, что «постановки вопроса меняются с течением времени. Внеисторической точки зрения, ко­торая бы позволяла бы мыслить тождество — той или иной проблемы, сохраняющейся вопреки всей изменчивости попыток ее решения, — такой точки зрения в действи­тельности не существует»1. В-третьих, межчеловеческая общность достигается в коммуникации и строится в диа­логе, а все невербальные формы понимания нацелены в конечном счете на понимание, достигаемое в диалоге.

8. Согласно Гадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в «стихии язы­ка». Последний рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает. «Я полагаю, — пи­шет философ, — что не только процедура понимания людь­ми друг друга, но и процесс понимания вообще представ­ляет собой событие языка даже когда речь идет о внеязы-ковых феноменах или об умолкнувшем и застывшем в бук­вах голосе»2.

Всякое понимание есть проблема языковая и оно дос­тигается (или не достигается) в «медиуме языковости», иначе говоря, все феномены взаимосогласия, понимания и непонимания, образующие предмет герменевтики, суть явления языковые. Как «сквозная основа» передачи куль­турного опыта от поколения к поколению, язык обеспе-

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 441—442.

2 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. С. 44.


__________________________________ГлаваХ

чивает возможность традиций, а диалог между различны­ми культурами реализуется через поиск общего языка.

Характеризуя язык как «горизонт герменевтической онтологии», Гадамер исходит из того, что, во-первых, «философия — это постоянное усилие отыскания языка...,.постоянная мука нехватки языка... Словесная находка играет в философии явно исключительную роль»1. Во-вто­рых, в языке заложены и основные механизмы формиро­вания опыта: язык задает исходные схемы человеческой ориентации в мире, предваряя его схватывание в поняти­ях. «В языковом оформлении человеческого опыта мира... обретает голос само сущее... Именно в этом — а не в ме­тодологическом идеале рациональной конструкции, гос­подствующем в современной математической науке, — узнает себя осуществляемое в науках о духе понимание... Языковый характер имеет человеческий опыт вообще»2.

Итак, исходный пункт герменевтики — языковая фор­ма выражения мышления. При этом понимание и взаи­мопонимание имеют в качестве своих условий критику, борьбу с косностью и исторический подход к языку. Пос­ледний подход очень важен потому, что вместе с новыми взглядами зарождается и оформляется новая речь и на по­чве изменившейся жизни и изменившегося опыта вырас­тают новые языковые соподчинения и новые формы речи. «В жизни языка без конца происходят едва заметные из­менения: меняется его употребление, возникают и отми­рают модные слова и языковые клише, и лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху — это наблюдать за изменениями его языка»3.

Таким образом, процесс постижения смысла, осуществ­ляемый в понимании, происходит в языковой форме, т. е. есть процесс языковый. Язык есть та среда, в которой про-

1 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. С. 34.

2 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. С. 527.

3 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. С. 50.


Философско-методологтеские проблемы социального познания

исходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимопонимание по поводу самого дела. Такое взаимопонимание и достигается «на путеводной нити язы­ка», и языковая структура нашего опыта мира способна охватить самые многообразные жизненные отношения.

Струклгурный метод

в гуманитарных науках (М. Фуко)

Структурализм — общее название направлений в соци-ально-гум'анитарном познании XX в., которые связаны с приемом логических структур, объективно существующих за многообразными явлениями культуры. Эти структуры не лежат на прверхности, а должны быть открыты иссле­дователями и являются продуктом сознательной и бессоз­нательной деятельности человека.

Задача структурализма состояла в широком примене­нии структурных методов (выработанных первоначально в лингвистике) в исследовании самых различных продуктов человеческой деятельности с целью выявления логики порождения, строения и функционирования сложных объектов духовной культуры.

Наибольшее распространение структурализм (как комп­лекс научных и философских идей, связанных с применени­ем структурного метода) получил во Франции в 60—70 гг. XX в. Наиболее видные его представители — французские ученые К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт.

Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его сторонники рассматривали все явле­ния, доступные чувственному восприятию, как «эпифено­мены», т. е. как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» устойчивых структур, вскрыть которые они и считали своей задачей.

В решении этой задачи весь пафос структурализма был направлен на придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Отсюда его стремление к созданию строго выве-


__________________________________ГлаваХ

ренного, точно обозначенного и формализованного поня­тийного аппарата, широкое использование лингвистичес­ких категорий, тяга к формальной логике и математичес­ким формулам, объяснительным схемам и таблицам.

Структура выступает не просто в виде устойчивого «ске­лета» объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. При этом обнаружение единых структурных закономерно­стей некоторого множества объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа ди­намики и механики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве конкретных вариантов единого абст­рактного инварианта. Из этого общего инварианта струк­туралисты и стремились вывести логические структуры — языковые, речевые, культурные.

Для решения этой задачи необходимо применять струк­турный метод. Основными процедурами структурного ме­тода являются следующие:

а) выделение первичного множества объектов (напри­мер, текстов), в которых можно предполагать наличие оди­наковой или сходной структур;

б) расчленение объектов (текстов) на элементарные части (сегменты), в которых типичные повторяющиеся отношения связывают разнородные элементы;

в) раскрытие отношений преобразования между сег­ментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем синтезирования или математического и формально-логического моделирования;

г) выведение из структуры всех возможных теоретичес­ких следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

С помощью структурного анализа были изучены струк­туры сознания, психики, мышления, языка, а также струк­туры человеческих действий. Любой процесс или явление объяснялись прежде всего, исходя из такой структуралис­тской методологии. Такому же объяснению подвергалась человеческая культура, история, современное общество.


Философско-методологические проблемы социального познания

Один из крупнейших представителей французского структурализма Мишель Фуко (1926—1984) в своих рабо­тах «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» и «Ар­хеология знания» предпринял попытку создать на матери­але гуманитарного знания особую дисциплину — «архео­логию знания», предметом которой должны были стать ис­торически изменяющиеся системы мыслительных предпо­сылок познания и культуры.

Эти предпосылки, по мнению Фуко, определяются от­ношениями «слов» и «вещей». Эти отношения располо­жены между эмпирическим и теоретическим уровнями познания, в «основополагающем» пространстве, предше­ствующем «словам, восприятиям и жестам».

Исторически изменяющиеся «структуры, которые обус­ловливают возможность мнений, теорий, отдельных наук в конкретный исторический период, Фуко называет эпис-темами. «Эпистема, — пишет он, — это не форма знания и не тип рациональности, который проходит через науки, манифестирует обособленные единства субъекта, духа или эпохи; эпистема — это, скорее, совокупность всех связей, которые возможно раскрыть для каждой данной эпохи между науками, когда они анализируются на уровне дис­курсивных закономерностей»1.

Таким образом, эпистема не только предпосылочное, но и формообразующее начало познавательных полей куль­туры. Эпистема — это общее пространство знания, спо­соб фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредствен­ного наблюдения сеть отношений между «словами» и «ве­щами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания, по­рождаются отдельные идеи и концепции.

Фуко выделяет три скачкообразно сменяющие друг дру­га познавательных поля (эпистемических образования) в ев­ропейской культуре: Возрождение (XV—XVI вв.), класси-

' Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 190. 440


__________________________________Глава X

ческий рационализм (XVII—XVIII вв.) и современность. В эпистеме Возрождения «слова» и «вещи» сходны или даже тождественны, в классической — опосредованы мыслитель­ными представлениями, в современной — связаны такими онтологическими факторами, как жизнь, труд, язык.

При этом философ отмечает, что его анализ данных эпистем не есть история идей и наук, а знания не будут им рассматриваться в их развитии к объективности. Распрос­траняя структурный метод на область истории, Фуко ищет в ней не эволюции тех или иных идей и представлений во времени, но их связной структуры в каждый историчес­кий период. Его интересуют при этом не поверхностные различия между теми или иными мнениями, но их глу­бинное родство на уровне общих мыслительных структур данного периода. Эти структуры («конфигурации») явля­ются не историей нарастающего совершенствования по­знания, а историей условий их изменчивости: «то, что дол­жно выясниться в ходе изложения, это появляющиеся в пространстве знания конфигурации, обусловившие всевоз­можные формы эмпирического познания»1.

Главная задача «археологии знания» и заключается в том, чтобы изучать исторически изменяющиеся системы мысли­тельных предпосьшок познания и культуры преимуществен­но на материале основных областей гуманитарного знания.

Большое внимание в книге «Слова и вещи» Фуко уде­ляет вопросу о роли и месте гуманитарных наук в совре­менном эпистемологическом поле, посвящая этому воп­росу последнюю главу своей книги. Рассмотрим основ­ные его идеи по этой проблеме.

1. Область современной эпистемы — это «обширное открытое трехмерное пространство». В одном из его из­мерений находятся математические и физические науки, в другом — науки о языке, о жизни, о производстве и

1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994. С. 35.


Философско-методологические проблемы социального познания

распределении богатств, в, третьем — философская реф­лексия. Между первыми двумя измерениями находится «некая общая плоскость», для которой характерно либо поле применения математики и эмпирических наук, либо то, что поддается математизации (в лингвистике, биоло­гии, экономике).

2. Гуманитарные науки как бы растворены в указан­ном «эпистемологическом трехграннике» и располагаются в пробелах между этими областями знания. Иначе гово­ря, они находят свое место в том самом объеме, который очерчен этими тремя измерениями.

3. Такое растворение делает задачу определения места гуманитарных наук очень сложной и затрудняет выявле­ние их связей с другими формами знания. Цель этих наук — «осуществить или хоть как-то использовать на том или ином уровне математическую формализацию»: они «раз­виваются в соответствии с моделями или понятиями, за­имствованными из биологии, экономии и наук о языке; наконец, обращаются они к тому способу человеческого бытия, который философия стремится помыслить на уровне его коренной конечности, тогда как сами они стремятся охватить его лишь в эмпирических проявлениях»1.

4. Свое собственное «поле действия» гуманитарные науки находят там, где «ставится вопрос о самом про­странстве слов, о наличии или забвении их смысла». Поэтому человек для гуманитарных наук — это не просто живой организм особой формы, и не человек, с начала своей истории «обреченный на труд», а это такой живой организм, который обладает способностью строить пред­ставления — о жизни и своем месте в ней, об обществе и других людях, об экономике, языке и т. д. «Таким обра­зом, объект гуманитарных наук — это не язык (хотя лишь люди владеют языком), но то существо, которое, нахо-

1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С. 367.


_________________________________ГлаваХ

дясь внутри языка, окруженное языком, представляет себе, говоря на этом языке, смысл произносимых им слов и предложений и создает в конце концов представление о самом языке»1.

5. Область наук о человеке занята тремя «науками» (эпи-стемологическими областями) с их внутренними расчле­нениями и взаимными пересечениями; области эти опре­деляются трехсторонним отношением гуманитарных наук вообще к биологии, экономии и филологии. В таком слу­чае следует выделить: а) «психологическую область»; б) «социологическую область», где трудящийся, произво­дящий и потребляющий индивид составляет представле­ние об обществе, об индивидах и группах и т. п.; в) об­ласть, где царят законы и формы языка. В этой области осуществляется исследование литератур и мифов, анализ разнообразных речевых проявлений и письменных доку­ментов, т. е. анализ словесных следов, оставляемых пос­ле себя культурой или отдельным индивидом2.

6. На основе указанных трех областей гуманитарных наук (их трех моделей) «вырисовывается» их история, начиная с XIX в. Сначала царит биологическая модель, потом на­ступает царство экономической модели, а в дальнейшем — царство филологической и лингвистической моделей. В ходе своей истории гуманитарные науки все более на­сыщаются моделями языка.

7. История гуманитарных наук показывает, что «про­блема бессознательного — его возможности, его места, его способа существования, средств его познания и выявле­ния — это не просто одна из внутренних проблем гумани­тарных наук, на которую они случайно натыкаются на своих путях: это проблема, которая в конечном счете сопряжена со всем их существованием. Трансцендентальный взлет,

1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С. 372-373.

2 См.: там же. С. 374-375.


Фияьаофско-методологичеекие проблемы социального познания

оборачивающийся «разоблачением» неосознанного, — это основополагающий акт всех наук о человеке»1.

8. История образует «среду» гуманитарных наук, каж­дой науке о человеке дает опору. Она определяет времен­ные и пространственные рамки того места в культуре, где можно оценить значение этих наук. Однако вместе с тем история очерчивает их точные пределы и неукоснительно разрушает их притязания на какое бы то ни было универ­сальное значение.

9. Психоанализ и этнология не являются рядовыми гума­нитарными науками, скорее, они охватывают целиком всю область этих наук, везде предлагая свои методы расшиф­ровки и интерпретации. Ни одна гуманитарная наука не может с полной уверенностью ни сравняться с ними, ни остаться вполне независимой от их возможных открытий, ни быть уверена, что она так или иначе им не подчинена2.

10. Важнейшая функция, которая внутренне присуща всем гуманитарным наукам — это их критическая функция.

В работе «Археология знания» Фуко продолжает раз­вивать и существенно корректировать свои идеи, изложен­ные в книге «Слова и вещи». В «Археологии знания» да­ется более тщательная и методологически отчетливая про­работка историко-культурного материала, выявляются не­которые новые аспекты структурного метода.

Фуко не исследует «историю идей» (хотя, разумеется, ее не отвергает), не ищет общих принципов, под которые мож­но было бы подвести все единичные события, а стремится выявить взаимодействия между различными видами рече­вых (дискурсивных) практик, а также между дискурсивны­ми и недискурсивными (экономическими и политически­ми) практиками.

Термин «дискурсивный» в «Археологии знания» не все­гда является синонимом терминов «рациональный», «ло-

1 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С. 383.

2 См.: там же. С. 397.


____________________________ ГлаваХ

гический» или «языковый». Дискурсия — это срединная область между всеобщими законами и индивидуальными явлениями, это область условий возможности языка и по­знания. Как пишет сам Фуко, его задача в «Археологии знания» (в отличие от «Слов и вещей») больше не состоит в том, «чтобы трактовать дискурсы как совокупности зна­ков (означающих элементов, которые отсылают к содер­жанию или репрезентации), а как практику, которая сис­тематически формирует объекты, о которых они (дискур­сы) говорят.

Безусловно, дискурс — событие знака, но то, что он делает есть нечто большее, нежели просто использование знаков для обозначения вещей. Именно это «нечто боль­шее» и позволяет ему быть несводимым к языку и речи»1. Дискурсивные практики, по Фуко, не исключают других видов социальной практики, но, напротив, предполагают их и требуют выявления взаимосвязей между ними. Сам же дискурс является сложной и дифференцированной практикой, подчиненной определенным правилам.

Философ отмечает, что если традиционная история (идей, науки, философии и т. д.) основное внимание уде­ляла периодам больших длительностей (эпох, веков), вы­являя их закономерности, особые тенденции и т. п., то современная история свой фокус внимания смещает к ис­следованию и раскрытию феноменов прерывности (поро­ги, разрывы, изъятия, изменения, трансформации), вы­деляя для этого соответствующие единицы описания (на­ука, произведение, теория, понятие, текст).

По мере того, как взгляд историка проникает в глубин­ные структуры, в его поле зрения вовлекаются все новые области, а указанные прерывности выступают в качестве «скрытого начала», «основы обновления основ». При этом «исторические описания неминуемо соотносятся с акту­альным уровнем знания в целом, множатся с каждой сво-

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 50.


Фшюсофско-методологические проблемы социального познания

ей трансформацией и, вместе с тем, никогда не перестают порывать с самим собой»1.

Итак, понятие прерывности, согласно Фуко, занимает важнейшее место в исторических дисциплинах. Если рань­ше прерывность «вытравляли» из истории, то теперь она стала одним из основополагающих элементов историчес­кого анализа. В этом анализе она играет троякую роль: обусловливает преднамеренные действия историка; явля­ется результатом самоописания; представляет собой необ­ходимый концепт, которому ученый придает все новые и новые спецификации. Тем самым она одновременно яв­ляется и инструментом, и объектом исследования.

В этом исследовании новая историческая наука стал­кивается с методологическими проблемами, многие из которых возникли еще до ее появления, а ныне характе­ризуют именно этот тип дискурса (т. е. превращение пре­рывности из препятствия в практику, ее интеграция в дис­курс историка). Среди этих проблем: установление массы документов, обоснование принципа их отбора, использо­вание статистических и количественных методов, форма­лизация, интерпретация, аналогия, анализ функциональ­ных и причинных связей и др.

Разъясняя замыслы «Археологии знания», Фуко пре­дупреждает, что в своем методе исторического анализа он намерен освободиться от «антропологических примесей», от использования категорий культурных целостностей, от навязывания истории наперекор ее природе некоторых приемов структурного анализа и повернуться к «развитию, истории и становлению структур».

«Археология знания» начинается с критического пере­смотра таких традиционных понятий как «влияние», «тра- диция», «развитие», «эволюция», «автор», «книга», «про­изведение», «наука», «философия», «литература», «исто­рия» и т. д.

1 Фуко М. Археология знания. С. 8. 446


_________________________________ГлаваХ

«Археология знания» внедряется в толщу разнородного материала и представляет разнообразные факты в соизме­римой форме. Единица такой соизмеримости — речевое событие, факт «высказывания». Это не языковая фраза, не логическое суждение, не психологическое намерение, а особая «функция существования» знаков, определяющая саму возможность знаков и их сочетаний в конкретном историческом материале. При этом важно попытаться раз­глядеть за самими высказываниями интонацию говоряще­го субъекта, активность его сознания (то есть то, что он хотел сказать), вторжения бессознательного, происходя­щие помимо воли говорящего в его речи и т. п.

Описание способов построения высказываний, поля объектов, оснований для выбора того или иного пути по­знания дает в совокупности «дискурсивную формацию». При этом Фуко обращает внимание на то, что дискурсив­ные формации нельзя отождествлять ни с науками, ни с научными дисциплинами, ни, наконец, с формами, из­начально исключающими всякую научность.

Кроме «дискурса», «дискурсивная формация» важны­ми понятиями «Археологии знания» являются: «позитив­ность» (единство во времени и пространстве материала, об­разующего предмет познания); «историческое априори» (со­вокупность правил и условий, позволяющих позитивности проявиться в тех или иных высказываниях); «архив» (пере­чень высказываний, порождаемых в рамках позитивнос-тей по правилам, задаваемым историческими априори).

При этом Фуко отмечает, что «позитивность» — это такая общность сквозь время и пространство, которая ха­рактеризует дискурс вне индивидуальных произведений, книг и текстов. «Историческое априори» и «формальное априори» — явления разных уровней и разной природы. Под «архивом» следует понимать не «сумму всех текстов», а системы высказываний (событий, с одной стороны, ве­щей — с другой). Архив, по словам философа, — это со­всем не то, что копит пыль высказываний; архив — это


Философско-методологические проблемы социального познания

прежде всего закон того, что может быть сказано, систе­ма, обусловливающая появление высказываний как еди­ничных событий.

При построении своей «Археологии знания» Фуко, во-первых, отделяет себя от истории идей (отказываясь от ее постулатов и принципов); во-вторых, пытается выявить специфику применяемого им метода, который не был бы ни формализаторским, ни интерпретативным, т. е. обра­щается к любому методологическому инструментарию; в-третьих, показывает, чем археологический анализ отлича­ется от других способов описания.

Специфику археологического анализа (описания) фран­цузский философ выражает в следующих четырех основ­ных принципах.

1. Археология стремится определить не мысли, репре­зентации, предметы размышлений, навязчивые идеи, ко­торые скрыты или проявлены в дискурсах; но сами дис­курсы — дискурсы в качестве практик, подчиняющихся правилам. Она не рассматривает дискурс как документ, а обращается к нему как к памятнику.

2. Археология не стремится найти непрерывный и не­заметный переход, который плавно связывает дискурс с тем, что ему предшествует, его окружает и за ним следу­ет. Ее проблема — определить дискурс в его специфично­сти, ее задача — следовать по пятам за дискурсом и, в лучшем случае, просто его очертить.

3. Археология не является ни психологией, ни социо­логией, ни, что важнее, антропологией творения. Она лишь определяет типы и правила дискурсивных практик, пронизывающих индивидуальные произведения.

4. Археология является перезаписью, трансформацией по определенным правилам того, что уже было написано в форме внешнего; это систематическое описание дискур­са — объекта.

Характеризуя взаимоотношения между археологией, знанием и наукой, Фуко отмечает, что археология зани­мается не только науками, и ее объектом является не только


__________________________________Глава X

научный дискурс, поскольку существуют знания, незави­симые от наук, но не может существовать знание, лишен­ное дискурсивной практики.

Фуко считает, что дискурсивная практика не совпадает с научным развитием, которому она может дать место; науки появляются в элементе дискурсивной формации и на основе знания. Поскольку в любой дискурсивной фор­мации существет частное отношение между наукой и зна­нием, то археологический анализ должен показать, каким образом наука может функционировать в элементе знания. По его мнению, одна из основных областей изучения для археолога — это различные точки появления дискурсив­ных формаций: пороги позитивности, эпистемологизации, научности и формализации1.

В своей «Археолргии знания» Фуко не обходит внима­нием проблему противоречия, считая ее важной для своей концепции. Наиболее интересные идеи по данной про-блеме таковы:

1. Существуют случайные противоречия — видимость, погрешность, дефекты, ошибки, «ложная наружность скрытой или скрываемой цельности» и фундаментальные (взаимоисключающие постулаты, экономические и поли­тические конфликты и т. п.), которые составляют закон существования дискурса.

2. История идей различает два уровня противоречий: случайные и разрешимые в рамках дискурса и фундамен­тальные, дающие повод для самого дискурса.

3. Дискурс — это путь, ведущий от одного противоре­чия к другому. Проанализировать дискурс — это значит разрешить старые и открыть новые противоречия.

4. Следуя за течением дискурса, противоречие, таким образом, действует как основа его историчности.

5. Археология предназначена для выявления «альтер­нативных ответвлений» противоречия, для описания раз­личных «пространств разногласия».

1 См.: Фуко М. Археология знания. С. 181—184, 194.

15. Зак. 52 449


Философско-методологические проблемы социального познания

6. Археология должна различать внешние противоречия (противоположности между двумя дискурсивными форма­циями) и внутренние, которые присущи и развиваются в самой дискурсивной формации, и в то же время, будучи порождены в единой точке системы формаций, вызывают появление подсистем. Для археологического анализа су­щественны именно такие внутренние противоречия («оп­позиции»).

7. «Оппозиции» — это всегда предопределенные функ­циональные моменты: одни из них обеспечивают допол­нительное развитие поля высказываний и открывают пос­ледовательность различных объяснений, опытов, проверок и выводов. Другие же вызывают реорганизацию дискур­сивного поля. Третьи играют критическую роль.

8. Дискурсивная формация — это пространство мно­жества разногласий, единство различных противополож­ностей, для которых можно выделить и уровни, и роли.

9. Археологический анализ не должен нивелировать все противопоставления в общих формах мышления и насиль­но примирить их посредством принудительного априори. Речь идет о том, чтобы сохранить дискурс со всеми его шероховатостями и, следовательно, закрыть тему реши­тельного и всегда возрождающегося противоречия в не­дифференцированной стихии Логоса1.

В заключение анализа воззрений М. Фуко отметим, что он не проводил строгих разграничений между наукой и ненаукой и придавал законный познавательный статус качественно своеобразным (в том числе «древним», «не­развитым» и т. п.) мыслительным образованиям (напри­мер, мифам). Тем самым, по его мнению, наука по суще­ству не исключает донаучных уровней знания: она опира-ется на весь слой познавательного материала, первоначаль­ную расчлененность и структурированность которого изу­чает «Археология знания».

1 Фуко М. Археология знания. С. 149—156. 450


Глава X





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.