Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социального познания и его методов (общая характеристика)




Выше мы уже говорили о некоторых своеобразных чер­тах социально-гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным, приводили высказывания мыслите­лей разных направлений на сей счет. Систематизируем сказанное в общем виде.

Еще раз подчеркнем, что все науки (независимо от кри­териев их классификации) в силу их единства имеют мно­го общего. Так, все они так или иначе опираются на «Мон­блан фактов», осуществляют на их основе первичные обоб­щения, стремятся «добраться» до законов и причин изуча­емых явлений, строят идеализированные объекты, исполь­зуют одну и ту же логику, выдвигают многообразные ги­потезы, стремясь либо превратить их в теории, либо от­вергнуть и т. п. Иначе говоря, все науки используют мно­гообразные и доступные средства работы с наличным на­учным материалом.

Единство всех форм и видов познания предполагает и определенные (относительные чаще всего) различия между ними, отражающиеся в специфике каждой из них. Како­вы же основные особенности социального познания в це­лом, каковы его наиболее важные специфические харак­теристики?

1. В самом широком смысле предмет социального позна­ния— сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Еще Гегель справедливо отмечал, что есть две основных формы объективного процесса: природа и це­лесообразная деятельность людей. Эта сфера есть един­ство объективного (социальные законы) и субъективно­го (индивидуальные интересы, цели, намерения и т. п.). Иначе говоря, это «мир человека» как созидателя культу­ры, вторая форма объективного процесса (целесообраз­ная деятельность людей) в отличие от первой — природы

15* 451


Философско-методологические проблемы социального познания

как предмета естествознания. Тем самым, гуманитарное знание — это знание о чисто экзистенциальных ценнос­тях, это — целостный континуум субъективной реально­сти, составляющий достояние и внутреннее богатство ин­дивида, который творит, сохраняет и распространяет куль­турные ценности.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предме­ту — реальной действительности: а. Сам предмет суще­ственно не изменяется, а теория, познание его развивает­ся достаточно быстро. Это ситуация, характерная для ес­тественных наук: например, темпы эволюции Галактики и сроки познания людьми этой эволюции, б. Сроки разви­тия предмета сравнимы со сроками развития теории, вслед­ствие чего эволюция знания, науки уже сама по себе отра­жает эволюцию объекта. Это типичная особенность, свой­ственная познанию социальных явлений и процессов.

Вот почему здесь особую значимость приобретает прин­цип историзма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании. Особая роль историзма для познания социальных явлений обус­ловлена как тем, что «общество почти лишено стационар­ных состояний», так и тем, что «происходящие в обществе процессы развития, благодаря присущей им стохастике и непрерывной череде бифуркаций, приобретают необрати­мый, малопредсказуемый и все более разнообразный ха­рактер»1.

Из подчеркивания важной роли историзма в социаль­ном познании отнюдь не следует, что этот принцип не

1 Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мыш-д:низ // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 71.

4?2


__________________________________Глава X

характерен для естествознания. Вся современная (пост-неклассическая) наука, как было показано ранее, букваль­но пронизана пафосом становления, развития самоорга­низующихся целостных систем, фактор времени все шире внедряется в частные науки.

Рассматривая особенности развития социальных систем, некоторые авторы полагают, что закономерности функ­ционирования и развития общества в целом по-прежнему «покрыты мраком» — в силу прежде всего их чрезвычай­ной сложности. Если развитие социальной системы внут­ри конкретного ее этапа детерминируется ее структурой, то в период изменения последней возникает высокая не­устойчивость и неопределенность.

Характеризуя общие закономерности эволюции систем (социальных в том числе), И. Пригожий и И. Стенгерс пишут: «...траектория, по которой эволюционирует систе­ма при изменении управляющего параметра, характери­зуется чередованием устойчивых областей, где доминиру­ют детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывает­ся возможность выбора одного или нескольких вариантов будущего»1. Содержательно бифуркация представляет со­бой скачкообразную перестройку системы, изменение ее структуры вследствие плавных изменений определенных параметров. В точке бифуркации невозможно предска­зать направление дальнейшего развития системы даже при известном изменении параметров — спонтанный выбор нового состояния характеризуется принципиальной нео­пределенностью. Такая спонтанная структуризация харак­терна для всех социальных систем.

3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уни­кальное на основе общего, закономерного. Это и есть то, что Вебер называл культурно-значимой индивидуальной дей-

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. С. 227—228.


Философско-методологические проблемы социального познания

ствительностью. Гегель в свое время обращал внимание на то, что всякое явление есть «цельность», «тотальность», а закон — часть явления, так как он выражает в нем только существенное, прочное, «идентичное, спокойное». Поэто­му, справедливо полагал немецкий философ, «явление бо­гаче закона», так как содержит в себе не только его, но и еще более — «момент самодвижущейся формы», т. е. то, что не «покрывается» законом, который всегда «узок, не­полон, приблизителен». В этой связи отметим следующее.

а. В гуманитарной сфере (как и в природе) существу­ют объективные законы, их выявление и использование — важнейшая задача социального познания. Однако это «не­точные», «расплывчатые» законы, «законы-тенденции», которые довольно сложно «извлечь» из предмета после­днего ввиду его исключительной сложности (внутренний мир человека, его духовная среда и т. п.). Отсюда — труд­ности обобщения, генерализации в этой сфере.

В связи со сказанным заслуживает внимания поста­новка В. В. Ильиным вопроса о возможности существо­вания гуманитарных законов наряду с обществоведчески­ми, формулируемыми в экономике, истории, социологии, политологии и т. п. «Описание мира человеческой субъек­тивности со стороны сущности достигается путем апелля­ции к двум типам законов: обществоведческим, отвечаю­щим общесоциологическому критерию повторяемости, — законам культурно-исторического процесса, и экзистен­циальным, данным в научно-психологическом анализе личностных характеристик в строгом соответствии с реа­лиями эпохи»1. Эти законы автор называет «общими пра­вилами творения себя и друг друга». Взятый единосущно, индивид как таковой — всегда тайна, загадка, проблема. Сам по себе он иррационализируем и неконцептуализи­рован. Вмещать человека в узкий горизонт рационального

1 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие пробле­мы. М., 1993. С. 82.


__________________________________Глава X

· большая натяжка. Однако причастность к человеческо­му делает его внутренний мир понимаемым.

б. Уникальность социально-исторических явлений не «отменяет» необходимости выявления общего, закономер­ного в этой сфере. Дело в том, что, во-первых, всякое единичное есть так или иначе общее, содержит его в себе как момент, а всякое уникальное включает в себя элемент универсального. Во-вторых, в чистом виде, само по себе уникальное не существует, а всегда в определенной систе­ме взаимодействия.

в. Поскольку гуманитарный материал достаточно силь­но индивидуализирован и слабо поддается структурирова­нию и типологизации — это сильно затрудняет его выра­жение в «точном языке», его унификацию и категориза­цию. Однако эти процедуры применяются и в этой сфе­ре, хотя их осуществление сталкивается с большими труд­ностями. По мнению В. В. Ильина и некоторых других авторов, языковый фонд гуманитарного познания состоит из двух слоев. Первый — коллективный фонд обществоз-нания, предназначенный для объяснения, второй, вклю­чающий терминологический арсенал теории культуры, ан­тропологии, психологии и т. д. предназначен для герме­невтической деятельности. В обществознании — в том числе на высших теоретических его этажах — широко ис­пользуется аппарат естественного языка. Последний при­сущ также и естествознанию — «вихри» Декарта, «демо­ны» Максвелла, «кирпичи» Гильберта и др.

4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Поэтому это не только субъект-объект­ные, но и субъект-субъектные отношения (общение, ком­муникации и т. п.). Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. От присутствия субъекта в предмете социального познания «отделаться» и даже отвлечься нельзя. Поэтому главная задача этой формы познания — понять чужое «Я» не в ка­честве некоего объекта, а как другого субъекта, как субъективно-деятельное начало.


Философско-методологические проблемы социального познания

Включенность субъекта в предмет социального позна­ния придает этому предмету — «культурно-значимой инди­видуальной действительности» (Вебер) — исключитель­ную сложность. Здесь тесно переплетаются и взаимодей­ствуют материальное и идеальное, стихийное и сознатель­ное, эмоциональное и рациональное, рациональное и ирра­циональное и т. п. Здесь бушуют страсти и интересы, ста­вятся и реализуются многообразные цели, идеалы и т. п.

При анализе общества следует иметь в виду, что оно представляет собой одновременно и объект и субъект, и противоречие между этими полюсами является не види­мостью, а реальностью. Как верно замечает Т. Адорно, «скорее, противоречие это в высшей степени реальное, имеет место в самом предмете — его не устранить из ре­ального мира приумноженным познанием или более яс­ными формулировками»'.

Необходимость учета постоянного включения субъекта во все объекты социального характера обусловлена также следующим немаловажным, выявленным синергетикой, обстоятельством. А именно: «В особых состояниях неус­тойчивости социальной среды действия каждого отдель­ного человека могут влиять на макросоциальные процес­сы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества»2. Тем самым по­ставлен под сильное сомнение миф о том, что будто бы усилия единичного человека не могут иметь видимого вли­яния на ход истории, что деятельность каждого отдельно­го индивида («атомарного субъекта») якобы несуществен­на для макросоциальных процессов.

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы филосо­фии. 1992. № 10. С. 78.

2 Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое ми-ровидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 5.


__ ______________________________Глава X

Определенный интерес представляет позиция К. Поп-пера о роли субъективных пристрастий в познании (в том числе и в гуманитарном). Он отмечает, что никто не сво­боден от субъективных пристрастий. Почему? Да по той простой причине, что каждый человек «видит своих богов и свой мир» со своей собственной точки зрения, согласно традициям своего общества и полученному воспитанию. Однако британский философ не согласен с теми, кто счи­тает, что, например, национальность людей, их истори­ческое происхождение или эпоха, в которую они живут, их классовый интерес, язык и т. п. факторы представля­ют собой «непреодолимый барьер для объективного».

Опровергая это представление, Поппер указывает, что мы действительно не можем избавиться от пристрастий. «Однако нет никакой необходимости принимать сам этот аргумент и тем более релятивистские следствия из него. Во-первых, мы можем постепенно избавляться от части наших пристрастий, критически мысля сами и прислуши­ваясь к критике других... Во-вторых, фактом является то, что люди с крайне различными культурными предпосыл­ками могут вступать в плодотворную дискуссию при усло­вии, что они заинтересованы в приближении к истине и готовы выслушивать друг друга и учиться друг у друга»1.

Раскрывая связь познания с субъективными предпосыл­ками, Вебер отмечал, что она является более тесной в гу­манитарных, нежели в естественных науках. Отсюда — необходимость отражения в социальных науках личности автора. Немецкий ученый считал «наивным самообманом» устранение из социального познания «личного момента», всегда связанного с определенными ценностями и выбо­ром для исследования соответствующих сторон действи­тельности — того, что «единственно важно» для данного ученого. Однако из этого, по Веберу, не следует, что вы-

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 463.


Философско-методологические проблемы социального познания

воды исследования в социальных науках могут быть только субъективными, т. е. значимыми для одного человека и незначимыми для другого.

Важной роль субъекта в социальном познании является еще и потому, что его способности как бы опосредуют вза­имопереход форм познания (например, категорий) и со­держательных аспектов действительности. Развитие позна­ния, особенно социального, имеет своим внутренним ус­ловием личностную самореализацию субъектов. Благодаря этому и осуществляется непосредственно личностный вклад индивидуального субъекта во всеобщий процесс познания.

5. Социально-гуманитарное познание— это всегда цен-HodmHo-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются клю­чевыми для понимания специфики социального познания. Человеческая жизнь — это всегда осмысленное бытие. «Смысл предстает как духовная направленность бытия че­ловека, как его самодостаточное основание, реализация высших культурно-исторических ценностей, как истина, добро и красота»1. Гуманитарное познание и призвано вы­явить и обосновать смысл существующего. А смысловые глубины мира культуры, как тонко подметил М. М. Бах­тин, также бездонны, как и глубины материи.

Нужно иметь в виду, что понятие «смысл» — очень слож­ное, многогранное, многоаспектное и, можно сказать, до­вольно расплывчатое. Приведенное выше определение — лишь одно из многих. Прежде всего отметим, что в обыч­ной, повседневной речи смысл — это синоним значения, которое есть содержание, связываемое с тем или иным вы­ражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в язы­кознании, логике и семиотике.

В более широком плане смысл это: а) идеальное со­держание, идея, сущность; б) предназначение, конечная

1 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988. С. 268.


__________________________________Глава X

цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); в) целостное содержание какого-либо высказы­вания, несводимое к значениям его.элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художе­ственного произведения и т. д.); г) назначение, цель ка­кого-либо поступка, действия; д) направленность к чему-либо; е) разумное основание чего-нибудь (неразумное ос­нование бессмысленно); ж) «здравый смысл» — толко­вость, рассудительность и т. д.

Так, например, М. Хайдеггер считает, что «понять на­правление, в каком вещь уже движется сама по себе — значит увидеть ее смысл. Во вникании в такой смысл — суть осмысления. Осмыслением подразумевается большее, чем просто познание»1. Иначе говоря, во-пер^вых, под смыслом необходимо иметь в виду «к чему» и «ради чего» всякого поступка, поведения и свершения. Во-вторых, у смысла есть направленность, точнее — он сам есть направ­ленность к какому-то концу. В-третьих, согласно Хайдег-геру, идеалы и нормы, принципы и правила, цели и цен­ности учреждены «над» сущим, чтобы придать ему в це­лом цель, порядок и — как вкратце говорят — «смысл».

Таким образом, в социально-гуманитарном познании вещь рассматривается не в ее пространственно-временных пара­метрах, а как носитель смысла, воплощение вне- и сверх­предельных значений, как знак, символ человеческого про­явления. А это значит, что сознание в сфере гуманитарно­го знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь «...мир задан человеку не вещно-нату-ралистически, а духовно-смысловым образом как ценност­ная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию»2.

В связи с этим ряд авторов отличают предмет гумани­тарного знания («мир человека») от его объекта. После-

1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 251.

2 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие пробле­мы. С. 80-81.


Философски-методологические проблемы социального познания

дний и толкуется как смысл, «смысловая реальность», ко­торая развертывается при контакте с соответствующими фрагментами объективной реальности. Отсюда следует, что «...объект гуманитарного знания образует не простран­ство эмпирически-фактуальных данностей, а пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникаю­щих при усвоении и освоении культуры»1.

6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими, смысложизненными компонентами. Если в естественных науках эти компоненты остаются внешними по отношению к содержанию знания, то в гуманитарных они входят в само содержание знания. Ценности — специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицатель­ное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т. п.), заключенное в явлени­ях общественной жизни.

Ценности — свойства общественного предмета удов­летворять определенным потребностям социального субъек­та (человека, группы людей, общества). С помощью дан­ного понятия характеризуют социально-историческое зна­чение для общества и личностный смысл для человека оп­ределенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследователь­ской деятельности ученых, стремлений политиков и т. п. — и всегда носят конкретно-исторический характер. Цен­ностные ориентации отграничивают значимое, существен­ное для данного человека от незначимого, несуществен­ного. Эти ориентации выступают важным фактором, ре­гулирующим мотивацию личности. Основное их содержа­ние — убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы и т. п.

Именно ценностно-смысловые структуры всего суще­ствующего представляют наибольший интерес для соци-

1 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие пробле­мы. М., 1993. С. 81.


__________________________________Глава X

ального познания. Достижение истины здесь происходит в «плотной среде» многообразных ценностей, которые ука­зывают на человеческое, социальное и культурное значе­ние определенных явлений действительности.

В свое время М. Вебер указывал на следующее, харак­терное для социального познания, обстоятельство: «Что становится предметом исследования и насколько глубоко это исследование проникает в бесконечное переплетение каузальных связей, определяют господствующие в данное время и в мышлении данного ученого ценностные идеи»1. Они же обусловливают и специфику методов познания и своеобразие способа образования понятий и норм мышле­ния, которыми руководствуется ученый.

Выделяют два полюса ценностного отношения человека к миру, взаимосвязанные между собой. Во-первых, это «предметные» ценности (весь мир культуры) как объекты ценностного отношения, т. е. предметы могут оценивать­ся в плане добра и зла, истины и неистины, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого и т. п. Во-вторых, «субъективные» ценности — установки, запре­ты, императивы, оценки и т. п., выраженные в форме нор­мативных представлений и выступающие ориентирами де­ятельности, человека. Важное значение имеют смысложиз-ненные ценности — представление о добре и зле, благе и счастье; ценности моральные, демократические, религиоз­ные, личного и межличностного общения и др.

Различать и классифицировать ценности можно и по многим другим критериям: по объективным характеристи­кам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту (ценности обще­ства, народа, класса, партии, коллектива, индивида); по типу потребностей субъекта ценностей (ценности мораль­ные, экономические, политические, религиозные и др.).

Что касается мировоззренческого фактора и его влия­ния на социокультурное познание, то он, например, про-

Вебер М. Избранные произведения. С. 382.


Фиаософско-методологические проблемы социального познания

является в факте частичного переосмысления истории за­ново каждым поколением людей. Эта ситуация отражает теоретико-оценочный уровень исторической науки, на котором делаются оценки и строятся концептуальные мо­дели прошлого.

Таким образом, аксиологическая оценка в гуманитар­ном познании занимает важное место. В естественных науках основным является вопрос об истине, аксиологи­ческая же оценка отодвинута на второй план.

7. Важное значение в социальном познании имеет проце­дура понимания — это существенная характеристика этой формы познания. Обыденность понимания, иллюзия лег­кой, почти автоматической его достижимости долгое вре­мя затемняли его сложность и комплексный характер.

Часто обходятся без определения этого понятия или ог­раничиваются указанием на то, что оно является основным для герменевтики. Последняя чаще всего представляется как теория и практика истолкования текстов — от текста какого-либо литературного и другого источника до всемир­ной истории как текста. В этом смысле понятие текста универсально: оно охватывает как общественные результа­ты духовной деятельности человека, так и переработку, рас-предмечивание исторической действительности человечес­кого бытия в виде определенной социальной информации.

Прежде всего следует иметь в виду, что процедуру пони­мания не следует квалифицировать как чисто иррациональ­ный акт, «эмфатическое постижение — вживание». Ирра­циональный момент здесь хотя и присутствует, но ни в коем случае не является основным, а тем более исчерпываю­щим суть дела. Но нельзя принижать значение этого мо мента, а тем более полностью отвергать его присутствие в герменевтических рассуждениях. Последние тесно связа­ны с внерациональным, немыслимы без него — и это важ­ная особенность указанных рассуждений. Понимание нельзя смешивать с тем, что называют озарением, инсай-то!\г, интуицией, хотя все это есть в процессе понимания.


_________________________________Глава X

Процесс понимания органически связан с процессом познания человеком окружающего мира, однако не сво­дится целиком и полностью только к познавательной дея­тельности. Проблематика понимания не может вытеснить вопросы теории познания, а должна анализироваться на основе диалектики единства познания и предметно-прак­тической деятельности в широком социокультурном кон­тексте. Наряду с описанием, объяснением, истолковани­ем и интерпретацией, понимание относится к основным.процедурам функционирования научного знания. Много­численные подходы к исследованию понимания показыва­ют, что процесс этот обладает своей спецификой, отлича­ющей его от других интеллектуальных процессов и гносео­логических операций.

Поэтому понимание не следует отождествлять с позна­нием («понять — значит выразить в логике понятий») или смешивать с процедурой объяснения, хотя они и связаны между собой. Однако чаще всего процесс понимания свя­зывается с осмыслением, т. е. выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Вот почему следует согла­ситься с выводом о том, что «понимание как реальное дви­жение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную де­ятельность»', есть ее необходимый момент.

Причем понимание может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание как раз и связано с по­гружением в «мир смыслов» другого человека, постижени­ем и истолкованием его мыслей и переживаний. Понима­ние— это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл. Этот процесс происходит в условиях общения. Понимание не отделено от самопонимания и происходит в стихии языка.

Представитель современной французской герменевти­ки Поль Рикёр считает, что понимание никогда не отры-

1 Загадка человеческого понимания. М., 1991. С. 17.


Философско-методологические проблемы социального познания

вается от познания, а просто представляет собой «этап в работе по присвоению смысла. Этап между абстрактной рефлексией и конкретной рефлексией..., это выявление мышлением смысла, скрытого в символе»1. При этом философ исходит из того, что: а) герменевтика — это пос­ледовательное осуществление интерпретаций; б) суть гер­меневтики — многообразие интерпретаций (вплоть до их конфликта — что очень хорошо); в) понимание — искус­ство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешние выражения; г) один и тот же текст имеет несколь­ко смыслов и эти смыслы наслаиваются друг на друга.

Таким образом, понимание и есть постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функций в системе целого. Оно помогает раскрыть бесконечные смыс­ловые глубины бытия. Понимание не сводится к объясне­нию (т. е. подведению изучаемого явления под закон и причину), так как в социальном познании невозможно от­влечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний. Вместе с тем понима­ние нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процеду­ры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.

Говоря о соотношении объяснения и понимания (ин­терпретации), Вригг считает, что различие между ними «лучше проводить». Это различие он видит в следующем: «Результатом интерпретации является ответ на вопрос «Что это такое?» И только тогда, когда мы задаем вопрос, поче­му произошла демонстрация или каковы были «причины» революции, мы в более узком и строгом смысле пытаемся объяснить происходящие события. Кроме того, эти две процедуры, по-видимому, взаимосвязаны и особым обра­зом опираются друг на друга... Объяснение на одном уровне

1 Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. С. 42. 464


_________________________________Глава X

часто подготавливает почву для интерпретации фактов на более высоком уровне»1. Однако в социальном познании предпочтение отдается понимающим методикам, обуслов­ленных прежде всего спецификой его предмета.

8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвя­зи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Эту особенность достаточно четко зафиксировали уже нео­кантианцы Баденской школы. Они увидели, что обычно — особенно в исторической науке — связь с социальной реальностью или ее фрагментами (событиями, ситуация­ми и др.) происходит через источники — археологические (материальные остатки прошлого) и собственно истори­ческие, где центральное место занимают письменные тек­сты — хроники, документы, письма и т. д. Объектами исторического исследования являются указанные источ­ники, так как историческая реальность отделена от исто­риков непреодолимым «барьером времени».

В гуманитарном познании происходит «отражение от­ражения», т. е. здесь имеют место мысли о мыслях, пере­живание переживаний, слова о словах, тексты о текстах. М. М. Бахтин отмечал, что дух, сознание, мышление че­ловека предстают перед исследователем в форме текстов, в языково-знаковом выражении. Вне этого социальное по­знание невозможно, ибо человек в его специфике, как считает Бахтин, всегда выражает себя (говорит), т. е. со­здает текст, который является той непосредственной дей­ствительностью мыслей и переживаний, из которой толь­ко и может исходить социальное познание, мышление. Если естественные науки нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарное — на тексты, которым при­сущи значение, смысл, ценность. М. М. Бахтин считал, что «текст есть первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины». «Дух (и свой, и чужой) не

1 Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986. С. 164.


Философско-методологические проблемы социального познания

может быть дан ведь как прямой объект естественных наук, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для самого себя, и для другого»1. Таким образом, пони­мающие процедуры, связанные с наличием специального изучения текстов, являются методологически необходимы­ми, а не только психологически желаемыми, оказываются признаком, указывающим на гуманитарность знания.

Важная роль в гуманитарном познании текстов (различ­ных видов и происхождения) дает основание говорить о его «текстовой природе» как одной из его характерных особен­ностей. В частности, В. Г. Кузнецов, считая гуманитар­ное познание специфической формой отражения действи­тельности, отмечает, что его объектом могут быть общество и его история, естественный язык, литература, искусство и другие творения человеческого духа, выраженные посред­ством текстов. Последние — непосредственный предмет гуманитарного знания. «Текстом называется любая знако­вая система, которая способна быть (или в действительнос­ти есть) носителем смысловой информации и имеет язы­ковую природу. С этой точки зрения любой объект, являю­щийся творением человеческого духа и имеющий знаковую природу, может быть возможным или является действитель­ным текстом»2. В связи с этим подчеркивается важная роль диалектики объекта и субъекта: в частности, опосредован-ность отражения текстами, «включенность» в них автора и «вторичного» субъекта — интерпретатора. С точки зрения данного подхода социально-гуманитарное познание явля­ется вторичным отражением социальной действительнос­ти, ибо этот процесс опосредован текстами.

Важная методологическая проблема социально-гумани­тарного познания состоит в том, чтобы, исходя из пони-

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 292, 294.

2 Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. С. 128.


__________________________________Глава X

мания текста как «материализованного выражения духов­ной культуры», распредметить субъективные смыслы, объективированные в текстах, «услышать через них чело­веческие голоса» и с их помощью проникнуть в «Дух» ми­нувших эпох, чужих культур.

Таким образом, во-первых, любой текст — источник множества его пониманий и толкований. И понимание его автором — только одно из них. Как отмечал в этой связи французский структуралист Р. Барт, произведение содержит в себе одновременно несколько смыслов. Имен­но в этом состоит его символичность: символ это не об­раз, это сама множественность смыслов.

Во-вторых, эта множественность смыслов раскрывает­ся не вдруг и не сразу, ибо смысловые явления могут су­ществовать в скрытом виде, потенциально, и раскрывать­ся только в благоприятных для этого развития смысловых культурных контекстах последующих эпох.

В-третьих, смысл текста в процессе исторического раз­вития изменяется. Каждая эпоха открывает — особенно в великих произведениях — что-то новое, свое. Новое по­нимание «снимает» старый смысл, переоценивает его.

В-четвертых, понимание текста — это не готовый ре­зультат, а диалектический процесс, диалог разных куль­турных миров, результат столкновения смыслов «свое — чужое» (Бахтин), диалог текстов.

В-пятых, понять текст чужой культуры — это значит уметь находить ответы на вопросы, которые возникают в нашей современной культуре.

Культура — это не собрание готовых вещей или ценнос­тей, а деятельный процесс их освоения, использования; участие в процессах человеческого жизнетворчества. В свою очередь, познание социокультурной реальности предпола­гает не столько отражение непосредственно данного мира готовых продуктов, сколько воспроизведение того, что сто­ит за ними, т. е. мира человеческих значений и смыслов.

9. Вследствие текстовой природы социального позна­ния особое место в гуманитарных науках занимает семи-


Философско-методологшеские проблемы социального познания

омическая проблематика. Семиотика (греч. — знак, при­знак) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Знак — материальный предмет (явление, событие), вы­ступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (ин­формации, знания). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки, а сре­ди последних — копии, признаки, символы. Выделяют знаки естественных и искусственных языков. Примерами знаковых систем являются: естественные (разговорные) языки, системы предложений научных теорий, искусст­венные языки, программы и алгоритмы для автоматов, системы сигнализации в природе и обществе и т. д.

В качестве знаковых систем можно рассматривать «язы­ки» изобразительного искусства, театра, кино и музыки, а также любые сложные системы управления, анализируе­мые с позиций кибернетики: машины, станки, приборы и их схемы, живые организмы и отдельные их подсистемы (например, центральная нервная система), производствен­ные и социальные объединения и общество в целом.

Знак отражается в сознании человека в виде значения или символа. Мир культуры — это мир символических форм, а не «мир фикций» (А. Белый). Символ (греч. — знак, опознавательная примета) — это: 1) в науке (логи­ке, математике и др.) то же, что знак; 2) в искусстве— характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения или некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Символ — идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа. Сущ­ность символа не поддается однозначному определению в рамках формальной логики и представляет собой много-


_________________________________Глава X

значную систему, рассчитанную на активную деятельность воспринимающего субъекта. Символическая деятельность характерна для человеческого сознания. По мнению не­мецкого философа — неокантианца Кассирера, «человек есть животное символическое»; язык, миф, религия, на­ука — суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его мир. Смысл сим­вола реально существует только внутри человеческого об­щения и он тем содержательнее, чем более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать че­рез каждое частное явление целостный образ мира.

Таким образом, «диалектика гуманитарного познания такова, что адекватное понимание субъективного мира оказывается возможным лишь через анализ его внешних объективации, которые выступают в виде текстбв, знаков и символов, словом в виде языка. Язык является той не­посредственной действительностью, действительностью сознания и культуры, из которой только и могут исходить гуманитарные дисциплины»1. Тем самым без таких поня­тий как «текст», «знак», «значение», «символ», «язык» и речи быть не может о социально-гуманитарном познании, а тем более о его специфике.

Однако необходимо иметь в виду, что социокультур-ные явления нельзя полностью формализовать, втиснуть в жесткие рамки формальных знаковых систем. В этом смысле символ богаче, глубже формального знака, так как допускает дву- (и много-) смысленность, неопределен­ность, неоднозначность и даже таинственность.

10. Определяющую роль в социальном познании играет ди­алог (беседа, разговор), который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Сократом и Платоном доведен до высшей формы. Говоря о диалоге,

1 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988. С. 313.


Философско-методологические проблемы социального познания

нельзя не вспомнить и работы Николая Кузанского и труд Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира — птоле-меевской и коперниковской» и гуманистическую культуру Возрождения, где диалог составляет способ создания со­держания, и «вопросо-ответный метод» Гадамера и др.

В переводе с греческого диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письмен­ном виде. Диалог — отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд, а довольно сложная, наполненная много­образным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием. В диа­логе осуществляются два естественных человеческих стрем­ления: стремление сказать и быть услышанным и стремле­ние понять и быть понятым. Очевидно, что способ этого осуществления аналогичен и способу, каким осуществля­ется сама философия. Поэтому поиск этого способа пред­полагает обращение к философии, а именно к ее началу, т. е. к античности.

Античность не только породила философию в виде по­становки тех вечных философских проблем, которые яв­ляются вечными не потому, что они не разрешимы, а по­тому, что они должны разрешаться каждый раз заново, но она создала и тот способ, каким вообще возможно найти ответы на эти «вечные вопросы». Она создала диалог. И сама проблема диалога предстает как один из этих «вечных вопросов», обращение к которому на протяжении всей ис­тории философской и научной мысли отличается посто­янством.

Как справедливо отмечает В. А. Лекторский, развитие индивидуальной идентичности возможно только на основе постоянной коммуникации с другими, диалога с иными точками зрения, позициями, возможностью понять эти дру­гие позиции и посмотреть на себя с иной точки зрения. «Сегодня, — подчеркивает В. А. Лекторский, — можно го­ворить о становлении новых форм человеческой личности и


_________________________________Глава X

соответствующем изменении и переосмыслении проблема­тики человека. Человек ведет не только диалог с другими, но и с самим собою, со своей историей, с непрозрачными пластами своей психики, меняясь в ходе этого диалога»1.

Процесс понимания всегда носит диалогический харак­тер, поскольку понимание тесно связано с общением (за­частую косвенным), предполагает «встречу субъектов». Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыс­лей, культур и т. д. В последнее время резко возрос ин­терес к проблемам диалога как основы творческого мыш­ления и понимания. И это не случайно. Ведь диалогичес­кие отношения это, по словам Бахтина, почти универ­сальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, во­обще все, что имеет смысл и значение.

Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из этих двух субъек­тивных миров в этом процессе раскрывает свои смысло­вые глубины. «Не будет преувеличением сказать, что ло­гика диалога во многом заменяет эксперимент в гумани­тарных науках»2. Значимость диалога в разрешении мно­гих проблем современности несомненна. Этот факт нахо­дит свое отражение и в сфере гуманитарного мышления, где эта значимость состоит в том, что когда два человека, встречаясь, обмениваются мыслями, то здесь предстоят друг другу два мира, два взгляда на мир, и не один из них не является абсолютно истинным. Истину не может позна­вать и сообщать кто-то один. Каждый имеет право сказать свое слово об этом мире.

В последние годы — в силу разных причин — «искусст­во говорить», спорить, вести полемику в устной форме вновь

1 Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и крити­цизме // Вопросы философии. 1977. № 11. С. 52.

2 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. С. 64.


Философско-методологические проблемы социального познания

выдвигается на передний план. Отсюда — возрождение ин­тереса к риторике, необходимость формирования новой ус­тной культуры. Традиционная риторика как модель рече­вого общения представляет собой достаточно строгую сис­тему, предписывающую, что, где, когда и как говорить (те­ория ораторского искусства). Современные риторические исследования выходят далеко за пределы такого узкого по­нимания и представляют собой, скорее, теорию условий, форм, правил и принципов эффективной коммуникации.

Сегодня фундаментальным является путь построения логики диалога, под которым имеются в виду различные модели рационального диалога, которые тем не менее по­зволяют изучать и нерационализированные реальные диа­логи (и другие способы и формы социального речевого общения), поведение их участников и формировать нор­мативные кодексы процессов общения.

Подчеркивая важную роль диалога в социально-гума­нитарном познании, необходимо четко представлять, что «подлинная диалогичность в конструктивной полемике с другими подходами предполагает высокую ответственность и максимальную напряженность развертывания творчес­кого потенциала собственной позиции. Диалог, разуме­ется, вовсе не означает утраты принципов, какого-то рас­слабления сознания. Он предполагает внимание к другим исходным установкам и предпосылкам, способность вос­принять основания иных позиций, вовсе не обязательно разделяя их и соглашаясь с ними»1. Монологизм же счи­тает, что любая проблема в принципе может быть решена на основе его собственных исходных предпосылок.

11. Особо важное значение для социального познания имеет философия и такой ее метод как диалектика. Последняя, как отмечал М. М. Бахтин, родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне — диалогу

1 Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 108.


_________________________________Глава X

личностей. Особая роль философии и прежде всего диа­лектического мышления в социальном познании имеет не только онтологическое (динамичность и целостность его предмета), но мировоззренческое («вооружает» определен­ной системой ценностей), логико-гносеологическое (воо­ружает системой норм, принципов познания и форм мыш­ления) значения. Особая роль диалектики определяется тем, что, как говорил Маркс, при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими ре­активами, то и другое должна заменить сила абстракции.

Последняя и призвана заменить эксперимент, который есть основа естественных наук и не является характерным способом познания в обществознании, хотя он имеется и тут (например, социальные и экономические эксперимен­ты). В то же время в историческом исследовании экспе­римент фактически невозможен, а объекты знания и ис­следования разделены во времени и принципиально раз­личны по качеству. Поэтому вполне справедливо утверж­дение о том, что «если прогресс естественных наук опре­деляется в основном совершенствованием техники наблю­дения и эксперимента, то успехи социального исследова­ния в такой же степени зависят от совершенствования ло­гики абстрактного мышления»1, от умелого и сознатель­ного применения принципов диалектического метода.

Особую важность для социального познания диалекти­ческого метода подчеркивали не только Гегель и Маркс, но и такие мыслители XX в. как, например, Т. Адорно, Г. Гадамер и ряд других. Так, Т. Адорно в статье «К логи­ке социальных наук» необходимость диалектического под­хода в науках об обществе «выводит» из него самого. Дело в том, что, по его мнению, «общество противоречиво и все же определимо; рационально и иррационально в одно и то же время; системно и хрупко, представляет собой слепую

1 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. С. 63.


Философско-методологические проблемы социального познания

природу и опосредовано сознанием. Социологические ме­тоды исследования должны перед ним склониться»1. Ина­че говоря, «склониться» перед реальной диалектикой об­щественного развития и адекватно выразить ее в теории.

Академик И. Д. Ковальченко, подчеркивая важность установления четкой взаимосвязи общего и единичного в историческом процессе, обращал внимание на то, что «не­обходимость исторического развития стала очевидной давно и связана с проникновением в историческую науку диа­лектического подхода. Реализация такого подхода в прак­тике исторических исследований особенно остро стоит в настоящее время»2.

12. Социальное познание ориентировано преимуществен­но на качественную сторону изучаемой им действительнос­ти. Здесь явления и процессы исследуются главным обра­зом со стороны качества и единичного (индивидуально­го), а не количества и всеобщего. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в на­уках естественно-математического цикла. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, ком­пьютеризации, формализации знания и т. п.

«Человеческая реальность» как предмет социального познания уже в силу своего исключительного своеобраз­ного характера, делает использование математического аппарата весьма затруднительным. Особенно мешают (объективно) внедрению математических методов в эту сферу сугубая индивидуализированность (и даже уникаль­ность) социальных объектов; постоянное «присутствие» субъективных (в том числе чисто иррациональных) мо­ментов; обилие не поддающихся контролю, случайных

1 Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопросы фило­софии. 1992. № 10. С. 76-77.

1 Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 22-23.


_________________________________Глава X

отношений, трудность их локализации; диалогичность по­нимания, его «размытость», полифоничность и незавер­шенность смыслов, их постоянное переосмысление и т. д.

Сказанное, однако, не свидетельствует о принципиаль­ной невозможности математизации гуманитарных наук. Определенные надежды на этот счет все больше связывают с теорией нечетных множеств. Последние понимаются как множества с нечеткими границами, когда переход от принадлежности элементов данному множеству и к непри­надлежности их к нему происходит постепенно, не резко.

Применение количественных методов в гуманитарных науках становится все более широким и эффективным. В одних из них (экономика, социология) они уже внедрились достаточно основательно, в другие они только осторожно входят (история, искусствоведение и др.). Так, в рамках исторической науки возникла и формируется особая дис­циплина — клиометрия (буквально — измерение истории), в которой математические методы выступают главным сред­ством изучения истории. Как бы широко математические методы ни использовались в гуманитарных науках, они для них остаются вспомогательными методами, но не главными.

13. Своеобразное сочетание эмпирического и теоретичес­кого компонентов в социальном познании. Возможности эм­пирических методов в социальном познании, хотя и огра­ничены, но они здесь применяются в возрастающем мас­штабе и в своеобразном преломлении. Это опросы, анке­тирование, тестирование, модельный эксперимент, наце­ленные прежде всего не на чисто объективные свойства рассматриваемых явлений, а на их^человеческие характе­ристики, на выявление ценностных, смысловых и иных экзистенциальных связей человека с миром. Очень вели­ко здесь значение методов вживания, сопереживания, по­нимающих методик и т. п.

Вместе с тем верно подчеркивается следующее важное положение: «В принципе ввиду крайней подвижности и расплывчатости эмпирического базиса гуманитарной тео-


Философско-методологические проблемы социального познания

рии его функции довольно пассивны. Роль теоретическо­го базиса гуманитарного знания более весома и значительна: он полностью владеет монополией на генерацию идей и теорий»1. Тем самым получается, что обществознание дол­жно быть еще более теоретичным, не быть только факту-альным, а возвышаться над качественной конкретикой. При этом В. В. Ильин фиксирует парадокс: феномен те-оретизма в гуманитаристике, без которого она не была бы наукой, препятствует выполнению ее профессиональных задач — быть наукой о проявлении собственно человечес­кого в человеке.

Поэтому нет никакого формально-логического проти­воречия (непоследовательности, путаницы мысли) между тем, что социальные науки имеют своим предметом и об­щество в целом и отдельного человека (или единичное историческое событие). И вовсе не надо, во-первых, эли­минировать субъективность из рассмотрения (ибо в пер­вом случае — предмет познания здесь сплошь состоит из субъектов), и, во-вторых, «сдвигать» исследовательский интерес — во втором случае — на чисто человеческие, эк­зистенциальные, персонально жизненные моменты.

14. Отсутствие общепризнанных парадигм. Наиболее четко эту особенность социального познания выразил от­нюдь не его представитель, а выдающийся логик и фило­соф современности Г. X. фон Вригт. По его мнению, «в социологии не существует всеобще признанных парадигм, и это та особенность, которая отличает ее от естествознания. Однако несомненно также, что марксистская социология играет (играла. — В. К.) роль господствующей парадигмы, хотя развитие марксистской науки свидетельствует о мно­гочисленных попытках вырваться из-под власти парадигм... Следовательно, есть основание говорить о существовании параллельных типов социологии. Они отличаются не столь-

1 Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие пробле­мы. М., 1993. С. 85.


__________ГлаваХ

ко в том, что придерживаются противоречащего друг другу понимания фактов, сколько в принимаемых парадигмах, в рамках которых дается описание и объяснение фактов»1.

Отсутствие общепризнанных парадигм означает неиз­бежность «теоретического анархизма» в гуманитарных на­уках, ибо здесь нет «единственно истинной теории». По­этому множественность конкурирующих между собой кон­цептуально-теоретических схем социальной реальности и возможность свободного выбора любой из них — это нор­ма, а не какая-то аномалия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 454 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.