Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научное знание как система, его особенности и структура




Наука — это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 42. С. 124. 22


_________________________________Глава I

постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действитель­ности и способствовать ее изменению.

Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приве­денных в целостную систему на основе определенных прин­ципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное зна­ние. Как и другие формы познания, наука есть социокуль-турная деятельность, а не только «чистое знание».

Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых — результат этого процесса, т, е. объединение полученных знаний в целостную, раз­вивающуюся органическую систему (а не простое их сум­мирование); в-третьих — социальный институт со всей сво­ей инфраструктурой: организация науки, научные учреж­дения и т. п.; этос (нравственность) науки, профессио­нальные объединения ученых, ресурсы, финансы, науч­ное оборудование, система научной информации, различ­ного рода коммуникации ученых и т. п.; в-четвертых — особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

О двух последних сторонах бытия науки будет идти речь, а здесь рассмотрим основные особенности научного позна­ния, или критерии научности.

1. Его основная задача— обнаружение объективных зако­нов действительности — природных, социальных (обще­ственных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на об­щие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает откры-


Наука как социокультурный феномен

тие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и раз­вития исследуемых объектов наука осуществляет предвиде­ние будущего с целью дальнейшего практического освое­ния действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней прак­тике, но и тех, которые могут стать предметом практичес­кого освоения в будущем, является важной отличитель­ной чертой научного познания.

Предвидение будущего — это, во-первых, такая кате­гория, которая объединяет любые способы получения и использования информации о будущем, в отличие от про­шлого и настоящего, и которая конкретизируется в поня­тиях «прогноз», «план», «программа», «проект» и др. Во-вторых, под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало из­вестным.

Предвидение будущего — третье звено в цепи логичес­кой операции, два предшествующих звена которой состав­ляют анализ настоящего и исследование прошлого. Точ­ность и достоверность предвидения и определяются преж­де всего тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения. Без знания этих двух важнейших моментов в их единстве не­возможно и само научное предвидение как таковое.

Хотя «механизм» превращения прошлого в настоящее и настоящего в будущее в принципе одинаков (оно, в ча­стности, неосуществимо без определенных предпосылок и известной степени их зрелости, развитости), однако, с точки зрения познающего эти процессы мышления, здесь имеется существенное различие. Последнее заключается в том, что если в первом случае познание имеет дело с тем, что уже было и прошло, то во втором — с тем, чего


_________________________________Глава I

еще не было и что может только произойти. Первый путь — это реконструкция прошлого по его «обломкам» в на­стоящем, второй путь — конструирование будущего по его «зародышам» в настоящем, так как будущее вырастает не откуда-нибудь, а именно из настоящего.

Теоретический, строго научный анализ действительно­сти исходит из того, что в процессе развития одна конк­ретно-историческая система взаимодействия — настоящее превращается в другую систему исторической конкретно­сти — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

Таким образом, научное предвидение в своей сущнос­ти сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструиро­вать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т. п.), которые существуют сегодня, А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, за­темняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-историчес­кой целостности.

Когда осуществляется предвидение событий, еще не имеющих места в действительности, то на основе уже из­вестных законов и теорий происходит экстраполяция на будущее процессов настоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предопределенности, ибо при дан­ной экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее законо­мерности, выявленные в настоящем, возможность изме­нения данных пределов и данных тенденций и т. д.

Любое научное предвидение, какое бы точное оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую бес-


Наука как социокультурный феномен________________

почвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) ни­когда, ни при каких условиях, не может. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не под­тверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реа­лизацию, предвидение в целом развивается, конкретизиру­ется, наполняется новым, более глубоким содержанием.

3. Существенным признаком научного познания явля­ется его системность, т. е. совокупность знаний, приве­денных в порядок на основании определенных теорети­ческих Принципов, которые и объединяют отдельные зна­ния в целостную органическую систему. Собрание раз­розненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, ког­да целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровож­дается — в той или иной мере — осознанием методов и при­емов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т. п. Поэто­му-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

5. Непосредственная цель и высшая ценность научного по­знания— объективная истина, постигаемая преимуществен­но рациональными средствами и методами, но разумеется,


_________________________________Глава I

не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследо­вания субъективистских моментов для реализации «чисто­ты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конст­руктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключаю­щего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

Постоянная ориентация на истину, признание ее само­ценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях — существенная характеристика научного позна­ния, отличающая его от других форм познавательной дея­тельности Научная истина, по словам В. И. Вернадско­го, более важная часть науки, чем гипотезы и теории (ко­торые преходящи), поскольку научная истина «пережива­ет века и тысячелетия».

6. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, зако­нов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в язы­ке, но непрерывно воспроизводит их на своей собствен­ной основе, формирует их в соответствии со своими нор­мами и принципами. Процесс непрерывного самообнов­ления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро­ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм


Наука как социокультурный феномен

познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетичес-кий и другие приемы и методы (см. об этом ниже).

8. Научному познанию присущи строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, дога­док, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методоло­гическая подготовка исследователей, их философская куль­тура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уров­ни критериев научности, относя к ним — кроме назван­ных — такие как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, откры­тость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являют­ся определяющими.

Интересные и оригинальные идеи об отличиях науч­ного мышления от других духовных «исканий человече­ства» развивал В. И. Вернадский. Он, в частности, счи­тал, что только в истории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сторонах куль­турной жизни (в искусстве, литературе, музыке) и даже в истории человечества, которую «едва ли можно прини­мать за нечто единое и целое». По мнению русского мыс­лителя, характерными особенностями исторического про­цесса научного творчества являются, во-первых, един­ство процесса развития научной мысли; во-вторых, об­щеобязательность научных результатов; в-третьих, боль­шая и своеобразная независимость науки (по сравнению с другими духовными образованиями — философией, ре­лигией, искусством и др.) от исторической обстановки;


___________________ Глава 1

в-четвертых, очень глубокое (подобно религии), но со-вершенно своеобразное влияние научного познания на понимание человеком смысла и цели своего существова­ния; в-пятых, научное творчество является основным элементом «научной веры» (противоположной религиоз­ной), которая является могущественным созидательным фактором в науке1.

Научное познание есть целостная развивающаяся сис­тема, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей меж­ду элементами данной системы. Структура научного по­знания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

Предварительно отметим, что в структуре всякого на­учного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, рели­гиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и реф­лексии; социально-психологические стереотипы, интере­сы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т. д. Имея в виду подоб­ные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заклю­чений»2. Этим наука отличается и от всякого другого зна­ния и духовного проявления человечества.

По одному из оснований деления в составе науки раз­личают: а) науку переднего края, которая наряду с истин-


 


 

1 См.: Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 118—126.

2 Там же. С. 400.


Наука как социокультурный феномен

ным включает неистинные, но полученные научными сред­ствами результаты; б) твердое ядро науки — достоверный, истинный пласт знания, кристаллизируемый по ходу раз­вития знания; в) история науки; г) социология науки.

Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» (т. е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны):

«1) Математические науки во всем их объеме.

2) Логические науки почти всецело.

3) Научные факты в их системе, классификации и сде­ланные из них эмпирические обобщения — научный аппа­рат, взятый в целом.

Все эти стороны научного знания — единой науки — находятся в бурном развитии, и область, ими охватывае­мая, всё увеличивается»1. При этом, согласно Вернадско­му, во-первых, новые науки всецело проникнуты этими элементами и создаются «в их всеоружии». Во-вторых, на­учный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии. В-третьих, живой, динамичный процесс такого бытия на­уки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно от­ражается в среде жизни человечества, является все расту­щей геологической силой, превращающей биосферу в но­осферу — сферу разума.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта на­учного познания, последнее включает в себя четыре необ­ходимых компонента в их единстве:

а. Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете — общество в целом. Они-то, т. е. субъекты науки, и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или ду­ховных) в данных условиях и в определенное время. На-

1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. С. 428. 30


________________________________Глава I

учная деятельность требует специфической подготовки по­знающего субъекта, в ходе которой он осваивает предше­ствующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных, мировоз­зренческих и нравственных ориентации и целевых устано­вок, специфичных именно для научного познания.

б. Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисципли­на. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, восприня­то, названо, выражено в мышлении и т. п. В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает неко­торую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и позна­ния; во-вторых, — объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.

Понятие «предмет» может быть использовано для вы­ражения системы законов, свойственных данному объекту (например, предмет диалектики — всеобщие законы раз­вития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предме­том познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анато­мия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — болезни и т. п.). Предмет по­знания может быть материальным (атом, живые организ­мы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеаль­ным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существен­ные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.


Наука как социокулыпурный феномен

в. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеоб­разием их предметов.

г. Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, ма­тематические уравнения, химические формулы и т. п.).

При ином «срезе» научного познания в нем следует раз­личать такие элементы его структуры: фактический мате­риал, почерпнутый из эмпирического опыта; результаты первоначального концептуального его обобщения в поня­тиях и других абстракциях; основанные на фактах пробле­мы и научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; фило­софские установки (основания); социокультурные, цен­ностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Идеалы и нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологи­ческих и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (напри­мер, от классической к неклассической науке) кардиналь­но меняются его идеалы и нормы. Их характер определя­ется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

Целостное единство норм и идеалов научного позна­ния, господствующих на определенном этапе развития на­уки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит мно­гослойный, вариативный и ценностный характер. Выра-


_________________________________Глава I

жая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятель­ности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, некласси­ческий и постнеклассический (современный) стили науч­ного мышления (об этом — в главе IX).

Понятие «философские основания науки» выражает фи­лософские идеи и принципы, которые содержатся в дан­ной науке (научной дисциплине, концепций и т. п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятель­ности. Философские основания науки наряду с функци­ей обоснования уже добытых знании выполняют также эв­ристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (оруди­ем) приращения нового знания, они способствуют фор­мированию новых методов научного исследования. Фи­лософские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется. Научная картина мира — целостная система представ­лений об общих свойствах и закономерностях действитель­ности, построенная в результате обобщения и синтеза фун­даментальных научных понятий и принципов. В зависи­мости от оснований деления различают общенаучную кар­тину мира, которая включает представления о всей дей­ствительности (т. е. о природе, обществе и самом позна-

нии) и естественнонаучную картину мира. Последняя —

в зависимости от предмета познания — может быть физи­ческой, астрономической, химической, биологической

и т. п. В общенаучной картине мира определяющим эле-ментом выступает картина мира той области научного зна-

ния, которая занимает лидирующее положение на конк-

ретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определен-

ных фундаментальных научных теорий и по мере развития


Наука как социокультурный феномен________________

практики и познания одни научные картины мира сменя­ются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом — квантовой механики и теории относительности (с нача­ла XX в.), а сегодня — на основе синергетики.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.