Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философские образы науки и ее методов




§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Уже в начале XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт выступи­ли пропагандистами науки, естествознания, которое воз­никло как особый духовный феномен, оформилось и обо­собилось от философии, выработало свои особые мето­ды, принципы и ориентиры. Бэкон и Декарт рассматри­вали науку как такой реальный социально-духовный фе­номен, который существует самостоятельно и по своему методу познания принципиально отличается от традици­онной философии. При этом они не только осмыслива­ли логаку развивающегося естествознания, но также были создателями его методов и принципов познания, резко критиковали схоластический метод исследования. Они призывали философов и ученых прислушиваться к фак­там, закономерностям природы. Главную задачу науки они видели в испытании природы, в тщательном анализе предмета исследования и обобщении, объяснении реаль­ных фактов.

Согласно Бэкону, научное познание природы возмож­но только на основе опыта, экспериментального метода исследования. И поэтому он подверг сокрушительной критике схоластический метод исследования, который в рассуждении исходил из общих идей, необоснованных,


Философские образы науки и ее методов

умозрительных положений, пустопорожних абстракций и способствовал разработке неадекватных теоретических за­ключений.

Бэкон пытался заложить основы новой философии, цель которой должна выражаться в том, чтобы «сделать разум адекватным материальном вещам». Английский мыслитель одним из первых осознал необходимость реформации разу­ма с целью приспособить его к природе, и для этого пред­ложил критико-рефлексивный метод «очищения разума» от различного вида идолов и призраков.

Не останавливаясь подробно на учении Ф. Бэкона об идолах (оно хорошо известно), следует отметить, что он высказывает уверенность в необходимости отбросить их «твердым и торжественным решением». Для него задача познания мира состоит не в высказываниях очередных схо­ластических предложений о мире, а в рассмотрении и вы­явлении природы самого этого подлинного мира.

Ф. Бэкон явился пионером опытного естествознания, и для него опыт выступает как способ послушания приро­де. Высшее искусство познания и состоит в том, чтобы научиться вставать на точку зрения нового абсолюта — при­роды. Бэкон неоднократно подчеркивал, что наука не яв­ляется самоцелью и не может удовлетворять один только познавательный интерес, а ее главная задача — это удов­летворение потребностей и улучшение жизни людей, т. е. наука через свои изобретения должна принести пользу человечеству.

В этом отношении английский философ сделал шаг вперед и оказал существенное влияние на стиль мышле­ния своей эпохи. Подвергая решительной критике умоз­рительно-схоластическую деятельность, Бэкон призывал исследователей заниматься конкретными, эмпирически­ми вопросами и давать полезные практические рекомен­дации. Сама по себе такая постановка проблемы уже вы­ходила за пределы традиционного схоластического спосо­ба рассмотрения предмета.


_________________________________Глава II

Важнейшей заслугой Бэкона перед развивающейся нау­кой является и то, что он решительно отстаивал роль опы­та, эксперимента в научном познании. При этом философ не просто говорил о важности чувственного познания, а доказывал продуктивное значение целенаправленного орга­низованного опыта, эксперимента, который он рассматри­вал в качестве светоча в познавательной деятельности.

Бэкон придавал особое значение тем опытам, которые раскрывают причины связи явлений. Он различал свето­носные опыты, направленные на получение новых резуль­татов, от плодоносных опытов, которые обычно приносят практическую пользу. В научном исследовании, по его мнению, самым важным является умение анализировать данные опыта, экспериментальные факты, которые по­зволяют исследователю проникать в сущность рассматри­ваемых явлений.

В своей философии Бэкон также разработал новый на­учный метод, который позволял ему концентрировать вни­мание на эмпирических фактах, единичных и особых яв­лениях. Критикуя силлогистическое умозаключение, его связь со схоластическим методом познания, философ обо­сновывал великое познавательное значение индуктивного метода, согласно которому в познании происходит движе­ние от частного к общему. При этом он не только описал схему своей научной индукции, но также пытался дока­зать возможность получения достоверного знания о при­роде посредством индуктивного анализа, обобщения, по­средством метода аналогии и исключения.

В ходе обоснования научного знания Декарт обращал внимание на продуктивное значение математического, де­дуктивного метода. Основным недостатком прежней фи­лософии и науки, по его мнению, являлось отсутствие прочных, безусловно истинных начал. Многие принципы и положения, с которых начинала и на что опиралась пре­жняя философия при построении здания науки, не были непосредственно достоверными.


Философские образы науки и ее методов______________

Декарт придавал огромное значение ясности и отчет­ливости исходного основоположения научного познания. Действительные основы знания, по его мнению, содер­жатся в названных принципах, которые должны быть не­посредственными знаниями, и по своему характеру не ве­роятными, а безусловно истинными. Такие достоверные знания достаточны для доказательства многих вещей. Вся­кое же расхождение науки с действительностью происхо­дит из-за отсутствия таких истинных знаний.

В качестве идеала науки он выдвигал арифметику и гео­метрию, значение которых состоит в том, что в них все вытекает из простых и ясных принципов. Все науки, в том числе и философия, смогут придать своим положениям ха­рактер всеобщности, если будут следовать методам этих наук. Декарт был глубоко убежден, что всякие знания, основан­ные не на таких принципах и началах, являются только ве­роятными, а не достоверными. Знания имеют какую-либо ценность только благодаря тому, что они опираются на не­посредственно очевидные принципы и положения, кото­рые нас обязательно приводят к истинным целям. Кто пользуется в обосновании науки ложными принципами, тот подобен путнику, который все больше удаляется от цели.

Философ придавал огромное значение исходным «на­чалам» (принципам) познания. Последние, по его мне­нию, должны быть, во-первых, столь ясны и самоочевид­ны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, позна­ние всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. Следовательно, начала или ос­нования познания выступают у Декарта как «весьма яс­ные», из которых можно вывести все остальное.

Декартовское понимание исходных принципов приро­ды научных знаний сыграло большую роль в новой фило­софии, оно было серьезно развито в учениях многих раци-


_________________________________Глава II

онанистов. В концепции Декарта исходное основополо­жение науки прежде всего трактуется как безусловно дос­товерное, непосредственное, абсолютно не выводимое и самоочевидное положение. Если бы начало было выводи­мо, то оно бы не было безусловно простым и очевидным, так как в таком случае существовало бы другое начало, которое было бы более первичным. Поэтому начала на­уки должны быть истинно первыми. По этой причине философ считал интуитивный способ познания более до­стоверным, чем дедуктивный — ведь посредством интуи­ции непосредственно усматриваются и созерцаются про­стые и ясные принципы науки.

Результат интуиции Декарт характеризовал как порож­денное естественным светом разума «понятие ясного и вни­мательного ума», настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим. Великое значение интуиции он видел в том, что только она усматривает принципы и основоположения науки, а непосредственно из них вытекающие положения и след­ствия могут быть познаны как интуицией, так и дедукцией.

Если важность интуиции философом определяется не­обходимостью познания исходного принципа науки, то необходимость дедукции он объясняет тем, что есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, не доступны достоверному познанию, если только они не вы­водятся из верных и понятных принципов путем последо­вательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения.

Главную задачу науки Декарт видит в том, чтобы, оттал­киваясь от относительного, идти к абсолютному, из кото­рого затем последовательно выводить все положения нау­ки. Он считал, что таких абсолютных, ясных и отчетливых понятий в науке и философии очень мало. Даже многие положения математики не выдерживают строгой критики.

Декарт также подчеркивал необходимость глубоко про­думанного метода в правильном выявлении исходных


Философские образы науки ц щ методов

принципов наук. «Под методом же, — писал он, — я ра­зумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая ко­торые человек никогда не примет ничего ложного за ис­тинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знания, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать»1. Важным условием совершенного знания, по его мнению, является теоретический метод, помогающий пра­вильно пользоваться интуицией и дедукцией. Ведь истина не дана заранее, ее следует открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был посредственен его ум.

Главная же задача метода, по Декарту, состоит в выяв­лении простого, абсолютного принципа науки. Можно счи­тать, что метод соблюдается строго, если темные и смут­ные положения науки сводятся к простым и ясным, а затем делается попытка, опираясь на интуицию, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных.

Преимущество математической науки философ видит в том, что в ней долгое время самопроизвольно приме­нялся теоретический метод. Декарт был убежден, что этот метод получит свое должное развитие во всех науках, в частности в философии. Он придавал огромное значение открытию безусловно достоверного в философской науке, которая должна содержать в себе первые начала челове­ческого разума и простирать свои задачи на извлечение истин относительно любой вещи, которую нужно предпо­честь всем другим знаниям, предоставленным людям, ибо она является их источником.,

§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)

В теоретическом осмыслении науки, научного позна­ния и его методов новый шаг был осуществлен в филосо-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.