Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. —емь€ в понимании Ћ. Ќ. “олстого.




 ак часто употребл€ет “олстой слово семь€, семейство дл€ обозначени€ дома –остовых!  аким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! «а этим словом Ч мир, согласие, любовь.

Ч „ем похожи дом Ѕолконских и дом –остовых?

(ѕрежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами гор€ или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: ЂЋакеи –остовых радостно бросились снимать с него (ѕьера) плащ и принимать палку и шл€пуї, ЂЌиколай занимает денег у √аврилы на извозчикаї; камердинер –остовых так же предан дому –остовых, как и јлпатыч Ч дому Ѕолконских. Ђ—емейство –остовыхї, ЂЅолконскиеї, Ђƒом –остовыхї; Ђусадьба Ѕолконскихї Ч уже в этих определени€х чувство соединенности очевидно: Ђ¬ Ќиколин день, в именины кн€з€, вс€ ћосква была у подъезда его (Ѕолконского) дома...ї. Ђƒом кн€з€ был не то, что называетс€ Ђсветї, но это был такой маленький кружок, о котором хот€ и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть прин€тымЕї.)

Ч Ќазовите отличительную черту домов Ѕолконских и –остовых.

(√остеприимность Ч отличительна€ черта этих домов: Ђƒаже в ќтрадном собиралось до 400 гостейї, в Ћысых √орах Ч до ста гостей четыре раза в год. Ќаташа, Ќиколай, ѕет€ честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родител€м, наде€сь на полное взаимопонимание (Ќаташа Ч маме о любви к себе; Ќиколай Ч отцу даже о проигрыше 43 тыс€ч; ѕет€ Ч всем домашним о желании уйти на войну...); дружны јндрей и ћарь€ (јндрей Ч отцу о жене). ќбе семьи отличаютс€ огромной заботой родителей о дет€х: –остова Ч старша€ колеблетс€ между выбором Ч подводы дл€ раненых или фамильные ценности (будуща€ материальна€ обеспеченность детей). —ын Ч воин Ч гордость матери. ќна занимаетс€ воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Ќаташи, музыка, подготовка к учебе в университете ѕети; планы об их будущей семье, дет€х. ƒетей –остовы и Ѕолконские люб€т больше, чем себ€: –остова Ч старша€ не переносит смерти мужа и младшего ѕети; старик Ѕолконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желани€ добра дет€м.)

Ч „ем интересна личность старика Ѕолконского “олстому и нам, читател€м?

(Ѕолконский привлекает и “олстого, и современного читател€ своей незаур€дностью. Ђ—тарик с зоркими умными глазамиї, Ђс блеском умных и молодых глазї, Ђвнушающий чувство почтительности и даже страхаї, Ђбыл резок и неизменно требователенї. ƒруг  утузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. » опальный, он не переставал интересоватьс€ политикой. ≈го энергичный ум требует выхода. Ќиколай јндреевич, почита€ только две людские добродетели: Ђде€тельность и умї, Ђпосто€нно был зан€т то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройкамиЕї. Ђќн сам занималс€ воспитанием своей дочериї. Ќедаром у јндре€ насто€тельна€ требовательность общатьс€ с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способност€м которого не перестает удивл€тьс€. √ордый и непреклонный, кн€зь просит сына Ђзаписки... государю передать после... моей смертиї. ј дл€ јкадемии он приготовил премию тому, кто напишет историю суворовских войн... «десь мои ремарки, после мен€ читай дл€ себ€, найдешь пользуї.

ќн создает ополчение, вооружает людей, стараетс€ быть полезным, приложить свой воинский опыт на практике. Ќиколай јндреевич сердцем видит св€щенность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставл€емой жене и будущем ребенке.

» незаконченный старым кн€зем год дл€ испытани€ чувств јндре€ и Ќаташи Ч это тоже попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: ЂЅыл сын, которого жалко было отдавать девчонкеї.

¬оспитанием и обучением детей старый кн€зь занималс€ сам, не довер€€ и не перепоруча€ этого никому.)

Ч ѕочему Ѕолконский требователен к дочери до деспотизма?

( люч к разгадке Ч во фразе самого Ќикола€ јндреевича: Ђј чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, € не хочуї. »сточником людских пороков он считает праздность и суеверие. ј главным условием де€тельности Ч пор€док. ќтец, горд€щийс€ умом сына, знает, что между ћарьей и јндреем не только полное взаимопонимание, но и искренн€€ дружба, основанна€ на единстве взгл€дов. ћыслей... ќн понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты душевного волнени€. ѕоэтому так мучителен дл€ него приезд и сватовство  урагиных, этой Ђглупой, бессердечной породыї.)

Ч  огда и как за€вит о себе отцовска€ гордость в кн€жне ћарье?

(ќна сумеет отказатьс€ от јнатол€  урагина, которого отец привез свататьс€ к Ѕолконским, она с негодованием отклонит покровительство французского генерала –ома; сумеет подавить гордость в сцене прощани€ с разорившимс€ Ќиколаем –остовым: Ђне лишайте мен€ вашей дружбыї. ƒаже скажет фразой отца: Ђћне будет больної.)

Ч  ак про€вл€етс€ порода Ѕолконских в кн€зе јндрее?

( ак и его отец. јндрей разочаруетс€ в свете и уйдет в армию. ћечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа јндре€ не будет оценена. —ына товарища по службе  утузов определит в адъютанты и будет писать Ќиколаю јндреевичу, что јндрей обещает быть выдающимс€ офицером. ћужество и лична€ храбрость молодого Ѕолконского в јустерлицком сражении не привод€т геро€ к вершинам личной славы, а участие в Ўенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой Ч внешне обычен. ѕоэтому так горько видеть капитана “ушина, который, по убеждению јндре€, Ђоб€заны успехом дн€ї, на собрании офицеров высме€нным и наказанным. “олько јндрей вступитс€ за него, сумеет пойти против общего мнени€.

ƒе€тельность јндре€ так же неустанна, как и работа отца... –абота в комиссии —перанского, попытка составить и утвердить свой план расположени€ войск у Ўенграбена, освобождение кресть€н, улучшение условий их жизни. Ќо во врем€ войны сын, как и его отец, видит главный интерес в общем ходе военного дела.)

Ч ¬ каких сценах с особой силой про€витс€ чувство отцовства в старике Ѕолконском?

(Ќиколай јндреевич не довер€ет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. — каким Ђвнешним спокойствием и внутренней злобойї он дает согласие на брак јндре€ с Ќаташей; невозможность разлучитьс€ с кн€жной ћарьей толкает его на отча€нные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: Ђ... уродовать себ€ нечего Ч и так дурнаї. —ватовством  урагиных он был оскорблен за свою дочь. ќскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себ€ї.)

ѕеречитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к –остовой: кричит, потом Ђразыгрывает тонкого дипломатаї; те же приемы, что и при сватовстве  урагиных к ћарье.

Ч  ак воплотит ћарь€ отцовский идеал семьи?

(ѕо-отцовски требовательна она станет к своим дет€м, наблюда€ их поведение, поощр€€ за добрые поступки и наказыва€ за злые. ћудра€ жена, она сумеет воспитать в Ќиколае потребность советоватьс€ с собой, а заметив, что его симпатии Ч на стороне младшей дочери, Ќаташи, попен€ет ему за это. ќна будет укор€ть себ€ за не достаточную, как ей кажетс€, любовь к плем€ннику, но мы знаем, что слишком чиста душой и честна ћарь€, что никогда она не изменила пам€ти любимого брата, что дл€ нее Ќиколенька Ч продолжение кн€з€ јндре€. Ђјндрюшейї назовет она своего старшего сына.)

Ч  ак доказывает “олстой свою мысль нет нравственного стержн€ в родител€х Ч не будет его и в дет€х?

(¬асиль  урагин Ч отец троих детей, но все его мечты свод€тс€ к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. ѕозор сватовства все  урагины перенос€т легко. јнатоль, неча€нно встретившийс€ в день сватовства ћарье, держит в объ€ти€х Ѕурьен. Ёлен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за ѕьера. ќн, јнатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Ќаташу. “олько единожды изменит им их Ђвыдержкаї: Ёлен закричит от страха быть убитой ѕьером, а ее брат заплачет, как женщина, потер€в ногу. »х спокойствие Ч от равнодуши€ ко всем, кроме себ€: у јнатол€ Ђбыла драгоценна€ дл€ света способность спокойстви€ и ничем не измен€ема€ уверенностьї. »х душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший ѕьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: Ђ√де вы, там разврат, злої.

ќни чужды толстовской этике. Ёгоисты замкнуты только на себе. ѕустоцветы. ќт них ничего не родитс€, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. ќни же умеют только брать: Ђя не дура, чтобы рожать детейї (Ёлен), ЂЌадо брать девушку, пока она еще цветок в бутонеї (јнатоль).)

Ч Ѕраки, построенные по расчету... —танут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?

(—былась мечта ƒрубецкого, Ѕерга: они женились удачно. ¬ их домах все так же, как во всех богатых домах. ¬се, как и должно быть: комильфо. Ќо перерождение героев не происходит. „увств нет. ƒуша молчит.)

Ч ј ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев “олстого. ќпишите его.

(ƒаже Ђумствующийї кн€зь јндрей, влюбленный в Ќаташу, кажетс€ ѕьеру другим: Ђкн€зь јндрей казалс€ и был совсем другим, новым человекомї.

ƒл€ јндре€ любовь Ќаташи Ч все: Ђсчастье, надежда, светї. ЂЁто чувство сильнее мен€ї. Ђя бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что € могу так любитьї. Ђя не могу не любить света, € не виноват в этомї, Ђникогда не испытывал ничего подобногої. Ђ н€зь јндрей с си€ющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановилс€ перед ѕьеромЕї

Ќаташа всей душой отзываетс€ на любовь јндре€: ЂЌо такого, такого со мной никогда не бывалої. Ђя не перенесу разлукиї Е

Ќаташа оживает после гибели јндре€ под лучами любви ѕьера: Ђ¬се лицо, походка, взгл€д, голос Ч все вдруг изменилось в ней. Ќеожиданные дл€ нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворени€ї, Ђѕеремена... удивила кн€жну ћарьюї.

Ќиколай Ђс женой сходилс€ все ближе и ближе, с каждым днем открыва€ в ней новые душевные сокровищаї. ќн счастлив душевным превосходством над ним жены и стремитс€ быть лучше.

Ќеизведанно дотоле счастье любви к мужу и дет€м делает ћарью еще внимательнее, добрее и нежнее: Ђникогда, никогда не поверила бы, Ч прошептала она сама с собой, Ч что можно быть такой счастливойї.

ј ћарь€ переживает из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: Ђќна никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. » когда она плакала, лучистые глаза ее при обретали неотразимую прелестьї. ¬ ее лице, Ђстрадающем и люб€щемї, находит теперь Ќиколай ответы на мучающие его вопросы, гордитс€ его и боитс€ ее потер€ть.

ѕосле разлуки Ќаташа встречает ѕьера; ее разговор с мужем идет новым путем, противным всем законам логики... ”же потому, что в одно и то же врем€ говорилось о совершенно различных предметах... Ёто было вернейшим признаком того, Ђчто они вполне понимают друг другаї.)

Ћюбовь дает зоркость их душам, силу Ч их чувствам.

ќни могут пожертвовать всем дл€ любимого, дл€ счасть€ других. ѕьер безраздельно принадлежит семье, а она Ч ему. Ќаташа оставл€ет все свои увлечени€. ” нее есть нечто более важное, самое дорогое Ч семь€. ј семье важен главный ее талант Ч талант заботы, понимани€, любви. ќни: ѕьер, Ќаташа, ћарь€, Ќиколай Ч воплощение мысли семейной в романе.

Ч Ќо сам эпитет Ђсемейныйї у “олстого гораздо шире и глубже. ћожете это доказать?

(ƒа, семейный кружок Ч батаре€ –аевского; отец и дети Ч капитан “ушин и его батарейцы; Ђвсе, как дети смотрелиї; отец солдатам Ч  утузов. ј девочке ћалашке  утузов Ч дедушка. “ак по-родственному она назовет полководца.  утузов, узнав от јндре€ о смерти Ќикола€ јндреевича, скажет, что теперь отец дл€ кн€з€ Ч он. —олдаты переставали слова  аменский Ч отец на  утузов Ч отец. Ђ—ын, беспоко€щийс€ о судьбе –одиныї, Ч Ѕагратион, который в письме к јракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к –оссии.

» русска€ арми€ Ч это тоже семь€, с особым, глубинным чувством братства, объединенности перед общей бедой. ¬ыразитель народного мироощущени€ в романе Ч ѕлатон  аратаев. ќн, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал дл€ ѕьера и дл€ нас идеалом служени€ люд€м, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни Ђнравственнойї Ч жизни по Ѕогу, жизни Ђдл€ всехї.

ѕоэтому вместе с ѕьером мы спрашиваем  аратаева: Ђ„то одобрил бы он?ї » слышим ответ ѕьера Ќаташе: Ђќдобрил бы нашу семейную жизнь. ќн так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и € с гордостью показал бы ему насї. »менно в семье ѕьер приходит к выводу: Ђ...ежели порочные люди св€заны между собой и составл€ют силу, то люд€м честным надо сделать только то же самое. ¬едь как простої.)

Ч ћожет быть, ѕьер воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?

(”дивительны в нем, мужчине, детска€ совестливость, чуткость, умение сердцем отозватьс€ на боль другого человека и облегчить его страдани€. Ђѕьер улыбнулс€ своею доброю улыбкойї, Ђѕьер неловко сидел посредине гостинойї, Ђон был стеснителенї. ќн чувствует отча€ние матери, потер€вшей ребенка в гор€щей ћоскве; сопереживает горю ћарьи, потер€вшей брата; считает себ€ об€занным усовестить јнатол€ и просит его уехать, а в салоне Ўерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Ќаташи с јнатолем. ѕоэтому цель его общественного служени€ Ч добро, Ђде€тельна€ добродетельї.)

Ч ¬ каких сценах романа это свойство души ѕьера про€вл€етс€ особенно €рко?

(Ѕольшим ребенком, дитей называют ѕьера и Ќиколай, и јндрей. Ѕолконский именно ему, ѕьеру, доверит тайну любви к Ќаташе. ≈му поручит Ќаташу Ч невесту.   нему, ѕьеру, посоветует ей обратитьс€ в трудную минуту. Ђ«олотым сердцемї, славным малым, насто€щим другом будет ѕьер в романе. »менно с ним будет советоватьс€ тет€ Ќаташи Ч јхросимова относительно любимой плем€нницы. ј ведь это он, ѕьер, познакомит јндре€ и Ќаташу на первом в ее жизни взрослом балу. ќн заметит см€тенность чувств Ќаташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга јндре€ ангажировать ее.)

Ч ¬ чем схожесть и различи€ душевного устройства ѕьера и Ќаташи?

(—трой души Ќаташи и ѕьера во многом схож. ѕьер в сокровенной беседе с јндреем признаетс€ другу: Ђя чувствую, что, кроме мен€, надо мной живут духи и что в этом мире есть правдаї, Ђмы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)ї. Ќаташа Ђзнаетї, что в прежней жизни все были ангелами. Ёту св€зь первым и очень остро почувствовал ѕьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Ќаташи: радовалс€ и отчего-то грустил, когда слушал признание јндре€ о любви к –остовой. ќн словно чего-то страшилс€.

Ќо ведь и Ќаташа будет страшитьс€ за себ€ и за јндре€: Ђ ак € боюсь и за него и за себ€, и за все мне страшно...ї » к чувству любви к ней јндре€ будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки.

Ќе таким будет чувство у ѕьера и Ќаташи. Ћюбовь возродит их души. ћеста сомнени€ в душе не останетс€, все заполнит любовь.

Ќо проницательный “олстой видел, что еще в 13 лет Ќаташа своей отзывчивой на все истинно красивое и доброе душой отметила ѕьера: за столом переводит взгл€д с Ѕориса ƒрубецкого, которого по кл€лась Ђлюбить до самого концаї, на ѕьера; ѕьер Ч тот первый взрослый мужчина, которого приглашает на танец, именно дл€ ѕьера девочка Ќаташа берет веер и разыгрывает из себ€ взрослую. Ђя его очень люблюї.

ЂЌеизменна€ нравственна€ определенностьї Ќаташи и ѕьера прослеживаетс€ на прот€жении всего романа. Ђќн не желал заискивать общественного благоволени€ї, строил жизнь на внутренних личных основани€х: надеждах, устремлени€х, цел€х, в основе которых был все тот же интерес семьи; Ќаташа делает то, что подсказывает ей сердце. ¬ сущности “олстой подчеркивает, что Ђделать доброї у его любимых героев означает отвечать Ђчисто интуитивно, сердцем и душойї окружающим. Ќаташа и ѕьер чувствуют, понимают, Ђсвойственной им чуткостью сердцаї, малейшую фальшь. Ќаташа в 15 лет говорит брату Ќиколаю: ЂЌе сердись, но € знаю, что ты на ней (—оне) не женишьс€ї. ЂЌаташа со своею чуткостью тоже заметила состо€ние братаї, Ђќна умела пон€ть то, что было... во вс€ком русском человекеї, Ќаташа в науках ѕьера Ђничего не понимаетї, но приписывает им большую важность. ќни никогда и никем Ђне пользуютс€ї и призывают только один вид св€зи Ч душевное родство. ќни истинно него дуют, переживают: плачут, кричат, смеютс€, дел€тс€ секретами, отчаиваютс€ и снова ищут смысл жизни в заботе о других.)

Ч  аково значение детей в семь€х –остовых и Ѕезуховых?

(ƒети дл€ людей, Ђнесемейныхї Ч крест, обуза, т€жесть. » только дл€ семейных они Ч счастье, смысл жизни, сама жизнь.  ак рады –остовы возвращению с фронта в отпуск Ќикола€, любимца и геро€! — какой любовью и бережением берет на руки детей Ќикола€ и ѕьер! ѕомните одинаковое выражение на лице Ќикола€ и его любимицы Ч черноглазой Ќаташи? ѕомните, с какой любовью Ќаташа вгл€дываетс€ в родные ей черты лица младшего сына, наход€ его похожим на ѕьера? ћарь€ счастлива в семье. Ќи одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдем у  урагиных, ƒрубецких, Ѕергов,  арагиных. ѕомните, ƒрубецкому было Ђнепри€тно вспоминать о детской любви к Ќаташеї, а все –остовы только дома абсолютно счастливы: Ђ¬се кричали, говорили, целовали Ќикола€ в одно и то же врем€ї, здесь, дома, среди родных, Ќиколай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. —емейный мир дл€ любимых героев “олстого Ч мир детства. ¬ самые трудные моменты своей жизни јндрей и Ќиколай вспоминают родных: јндрей на јустерлицком поле вспоминает о доме, ћарье; под пул€ми Ч о наказе отца. –аненный –остов в минуты забыть€ видит родной дом и всех своих. Ёти герои Ч живые, пон€тные нам люди. »х переживани€, горе, радость не могут не трогать.)

Ч ћожно ли сказать, что у героев романа детска€ душа?

(” них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. ¬ мир зимней сказки перенос€т себ€ Ќаташа и Ќиколай в св€точную ночь. ¬ волшебном сне на€ву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний ѕет€ –остов. ЂЌу-ка, наша ћатвевнаї, Ч говорил про себ€ “ушин. Ђћатвевнойї представл€лась в его воображении пушка (больша€, крайн€€, старинного лить€...). » мир музыки тоже объедин€ет героев, возвыша€, одухотвор€€ их. ѕет€ –остов во сне руководит невидимым оркестром, Ђкн€жна ћарь€ играла на клавикордахї, Ќаташу учит пению известный италь€нец. Ќиколай выходит из нравственного тупика (проигрыш ƒолохову в 43 тыс€чи!) под воздействием пени€ сестры. » книги в жизни этих героев играют важную роль. јндрей запасаетс€ в Ѕрюнне Ђна поход книгамиї. Ќиколай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. ћы увидим с книгой в руках ћарью, Ќаташу и никогда Ч Ёлен.)

 

IV. »тоги.

ƒаже чистейшее слово Ђдетскийї ассоциируетс€ у “олстого со словом Ђсемейныйї. Ђ–остов оп€ть вошел в этот свой семейный детский мирї... Ђ–остов чувствовал, как под вли€нием этих €рких лучей любви Ќаташи, в первый раз через полтора года. Ќа душе его и на лице распускалась та детска€ и чиста€ улыбка, которою он ни разу не улыбалс€ с тех пор, как выехал из домаї. ƒетска€ улыбка у ѕьера. ƒетское, восторженное лицо у юнкера Ќикола€ –остова.

ƒетскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохран€ет человек, Ч это, по убеждению “олстого, и есть сердце Ч вина нравственности, суть прекрасного в человеке:

јндрей на ѕраценской высоте со знаменем в руках поднимает за собою солдат: Ђ–еб€та, вперед! Ч закричал он детским голосомї.

ѕо-детски несчастными глазами будет смотреть на јндре€  утузов, узнав о смерти старшего Ѕолконского, своего боевого товарища. ƒетским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать ћарь€ на вспышки беспричинного гнева своего мужа.

” них, этих героев, даже лексика доверительна€, домашн€€. —лово Ђголубчикї произнос€т и –остовы, и Ѕолконские, и “ушин, и  утузов. ѕоэтому ломаютс€ сословные перегородки, и солдаты на батарее –аевского прин€ли ѕьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью вход€т Ќиколай и ѕет€, очень дружны семьи молодых –остовых Ч Ќаташи и Ќикола€. —емь€ развивает в них лучшие чувства Ч любви и самоотдачи.

 

ƒомашнее задание.

ѕрочитать Ђ¬оенные главыї романа.

 

“ема 2.18.

Ђћысль народна€ї в романе Ђ¬ойна и мирї. »сторический план в романе. ќбразы  утузова и Ќаполеона. —оединение в романе личного и общего. «начение образа ѕлатона  аратаева.

÷ель: обобщить по всему роману роль народа в истории, отношение автора к народу.

 

’од урока

”рок-лекци€ проводитс€ по плану с записью тезисов:

I. ѕостепенное изменение и углубление замысла и темы романа Ђ¬ойна и мирї.

II. Ђћысль народна€ї Ч главна€ мысль романа.

1. ќсновные конфликты романа.

2. —рывание всех и вс€ческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

3. Ђ–усские душойї (Ћучша€ часть двор€нского общества в романе.  утузов как предводитель народной войны).

4. »зображение нравственного величи€ народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

III. Ѕессмертие романа Ђ¬ойна и мирї.

„тобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

¬ Ђ¬ойне и миреї € любил мысль народную,

вследствие войны 1812 года.

Ћ. Ќ. “олстой

ћатериал лекции

Ћ. Ќ. “олстой, исход€ из его высказывани€, считал Ђмысль народнуюї главной мыслью романа Ђ¬ойна и мирї. Ёто роман о судьбах народных, о судьбе –оссии, о народном подвиге, об отражении истории в человеке.

ќсновные конфликты романа Ч борьба –оссии с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части двор€нства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лаке€ми и штабными трутн€ми, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, Ч св€заны с темой народной войны.

Ђя старалс€ писать историю народаї, Ч говорил “олстой. √лавный герой романа Ч народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непон€тную войну 1805 года, народ, подн€вшийс€ в 1812 году на защиту –одины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную непри€тельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью Ч Ђочистить свою землю от нашестви€ї.

¬ романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, но значение образа народа определ€етс€, конечно, не этим, а тем, что все важные событи€ в романе оцениваютс€ автором с народной точки зрени€. Ќародную оценку войны 1805 года выражает “олстой словами кн€з€ јндре€: Ђќтчего мы под јустерлицем проиграли сражение? Ќам там незачем было дратьс€: поскорее хотелось уйти с пол€ сражени€ї. Ќародную оценку Ѕородинского сражени€, когда на французов Ђбыла наложена рука сильнейшего духом противникаї, высказывает писатель в конце I ч. III т. романа: ЂЌравственна€ сила французской, атакующей армии была истощена. Ќе та победа, котора€ определ€етс€ подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором сто€ли и сто€т войска, Ч а победа нравственна€, та, котора€ убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Ѕородиномї.

Ђћысль народна€ї всюду присутствует в романе. ћы отчетливо ощущаем ее в том беспощадном Ђсрывании масокї, к какому прибегает “олстой, рису€  урагиных, –остопчина, јракчеева, Ѕенигсена, ƒрубецкого, ∆юли  арагину и др. »х спокойна€, роскошна€ петербургска€ жизнь шла по-старому.

„асто светска€ жизнь даетс€ через призму народных взгл€дов. ¬спомните сцену оперно-балетного представлени€, на котором Ќаташа –остова знакомитс€ с Ёлен и јнатолем  урагиными (т. II, ч. V, гл. 9-10). Ђѕосле деревни... все это было дико и удивительно ей.... Ч... ей становилось то совестно за актеров, то смешно за нихї. ѕредставление нарисовано так, будто его смотрит наблюдательный, со здоровым чувством красоты кресть€нин, удивленный тем, как нелепо забавл€ютс€ господа.

Ѕолее €рко Ђмысль народна€ї ощущаетс€ там, где изображаютс€ близкие к народу герои: “ушин и “имохин, Ќаташа и кн€жна ћарь€, ѕьер и кн€зь јндрей Ч все они русские душой.

»менно “ушин и “имохин показаны как подлинные герои Ўенграбенского сражени€, победа в Ѕородинском сражении, по словам кн€з€ јндре€, будет зависеть от того чувства, которое есть в нем, в “имохине и в каждом солдате. Ђ«автра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!ї Ч говорит кн€зь јндрей, и с ним соглашаетс€ “имохин: Ђ¬от, ваше си€тельство, правда, правда истинна€.ї

Ќосител€ми народного чувства и Ђмысли народнойї выступают во многих сценах романа и Ќаташа, и ѕьер, пон€вший Ђскрытую теплоту патриотизмаї, котора€ была в ополченцах и солдатах накануне и в день Ѕородинского сражени€; ѕьер, Ђпопростевшийї, по словам слуг, в плену, и кн€зь јндрей, когда он стал дл€ солдат своего полка Ђнашим кн€земї.

„еловеком, воплотившим в себ€ дух народа, “олстой изображает  утузова.  утузов Ч подлинно народный полководец. ¬ыражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает и во врем€ смотра под Ѕраунау, и во врем€ јустерлицкого сражени€, и во врем€ освободительной войны 1812 года. Ђ утузов, Ч пишет “олстой, Ч всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат...ї ¬о врем€ войны 1812 года все его усили€ направлены к одной цели Ч очищению родной земли от захватчиков. ќт имени народа  утузов отклон€ет предложение Ћористона о перемирии. ќн понимает и неоднократно говорит, что Ѕородинское сражение есть победа; понима€, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный ƒенисовым план развертывани€ партизанских действий. »менно его понимание чувств народных заставило народ выбрать этого в немилости наход€щегос€ старика в предводители народной войны против воли цар€.

“акже Ђмысль народна€ї полно про€вилась в изображении героизма и патриотизма русского народа и армии в дни ќтечественной войны 1812 года. “олстой показывает необычайную стойкость, мужество и бесстрашие солдат и лучшей части офицерства. ќн пишет, что не только Ќаполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Ѕородинском сражении Ђчувство ужаса перед тем врагом, который, потер€в половину войска, сто€л так же грозно в конце, как и в начале сражени€ї.

¬ойна 1812 года не была похожа на другие войны. “олстой показал, как подн€лась Ђдубина народной войныї, нарисовал многочисленные образы партизан и среди них Ч запоминающийс€ образ кресть€нина “ихона ўербатого. ћы видим патриотизм мирных жителей, оставл€вших ћоскву, бросавших и уничтожавших свое имущество. Ђќни ехали потому, что дл€ русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в ћоскве. ѕод управлением французов нельз€ быть: это было хуже всегої.

“ак, чита€ роман, мы убеждаемс€, что писатель о великих событи€х прошлого, о жизни и нравах различных слоев русского общества, отдельных люд€х, о войне и мире судит с позиции народных интересов. ј это и есть та Ђмысль народна€ї, которую любил в своем романе “олстой.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4019 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

427 - | 426 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.049 с.