Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—мысл названи€ романа, герои и композици€.




Ѕыли ли прототипы у героев романа? —ам “олстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. ќднако исследователи позднее установили, что образ »льи јндреевича –остова писалс€ с учетом семейных преданий о деде писател€. ’арактер Ќаташи –остовой создавалс€ на основе изучени€ личности сво€ченицы писател€ “ать€ны јндреевны Ѕерс ( узминской).

ѕозднее, уже много лет спуст€ после смерти “олстого, “ать€на јндреевна написала интересные воспоминани€ о своей молодости Ђћо€ жизнь дома и в ясной ѕол€неї. Ёту книгу справедливо называют Ђмемуарами Ќаташи –остовойї.

¬сего в романе свыше 550 лиц. Ѕез такого количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам “олстой сформулировал следующим образом: Ђ«ахватить всеї, т. е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами Ђќтцы и детиї “ургенева, Ђ„то делать?ї „ернышевского и др.). —ама сфера общени€ героев в романе исключительно широка. ≈сли мы вспомним Ѕазарова, то в основном он дан в общении с брать€ми  ирсановыми, ќдинцовой. √ерои же “олстого, будь то ј. Ѕолконский или ѕ. Ѕезухов, даны в общении с дес€тками людей.

«аглавие романа образно передает его смысл.

Ђћирї Ч это не только мирна€ жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремитьс€ люди.

Ђ¬ойнаї Ч не только кровопролитные битвы и сражени€, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. »з названи€ романа вытекает его основна€ иде€, которую удачно определили Ћуначарский: Ђѕравда заключаетс€ в братстве людей, люди не должны боротьс€ друг с другом. » все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правдыї.

«аложенна€ в названии антитеза определ€ет группировку образов в романе. ќдни герои (Ѕолконские, –остовы, Ѕезухов,  утузов) Ч это Ђлюди мираї, ненавид€щие не только войну в ее пр€мом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъедин€ют людей. ƒругие герои ( урагин, Ќаполеон, јлександр I) Ч Ђлюди войныї (независимо, разумеетс€, от их личного участи€ в военных событи€х, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

¬ романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность.  раткие главы и множество частей позвол€ют “олстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодар€ этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

≈сли в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой “олстого предстает всегда в насто€щем времени. »стори€ их жизни даетс€ вне какой-то временной законченности. ѕовествование в эпилоге романа обрываетс€ на зав€зке целого р€да новых конфликтов. ѕ. Ѕезухов оказываетс€ участником тайных декабристских обществ. ј Ќ. –остов Ч его политическим антагонистом. ѕо существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих геро€х.

 

∆анр.

ƒолго не могли определить жанр Ђ¬ойны и мираї. »звестно, что сам “олстой отказывалс€ определить жанр своего создани€ и возражал против названи€ его романом. ѕросто книга Ч как Ѕибли€.

Ђ„то такое Ђ¬ойна и мирї?

Ёто не роман, еще менее поэма, еще менее историческа€ хроника.

Ђ¬ойна и мирї есть то, что хотел и мог выразить автор

в той форме, в которой оно выразилось

Ћ. Ќ. “олстой.

Ђ... Ёто не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-

ческа€ хроника, это хроника семейна€... это быль, и быль семейна€ї.

Ќ. —трахов

Ђ...оригинальное и многостороннее произведение, Ђсоедин€ющее в

себе эпопею, исторический роман и очерк правоеї.

». —. “ургенев

¬ наше врем€ историки и литературоведы назвали Ђ¬ойну и мирї как Ђроман-эпопе€ї.

Ђ–оманныеї признаки: развитие сюжета, в котором есть зав€зка, развитие действи€, кульминаци€, разв€зка Ч дл€ всего повествовани€ и дл€ каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером геро€, развитие этого характера.

ѕризнаки эпопеи Ч тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание Ч Ђморальное единение повествовател€ с народом в его героической де€тельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщениюї.

Ќекоторые литературоведы определ€ют Ђ¬ойну и мирї как философско-исторический роман. Ќо надо помнить, что истори€ и философи€ в романе Ч только составные части. –оман создавалс€ не дл€ воссоздани€ истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественна€ правда. —ледовательно, это роман-эпопе€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3890 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

674 - | 534 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.