Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Просвещение и просвещенный абсолютизм в Европе




XVIII век вошел в историю как век Просвещения. После Возрождения и Реформации это был третий духовный переворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей. Это идейно-политическое движение зародилось еще в конце XVII в. в Англии, в XVIII в. достигло своего наивысшего расцвета во Франции. Крупнейшими его представителями были английский философ Джон Локк, французские мыслители Вольтер (Ф.Аруэ), Д.Дидро, Ш.Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, североамериканские Б.Франклин и Т. Джефферсон.

В основе идеологии Просвещения лежал рационализм, уже в XVII в. утвердившийся в европейской науке в качестве принципа познания мира. Просветители были убеждены, что все существующее в мире может и должно быть объяснено при помощи человеческого разума. Они создали настоящий культ Разума, верили в его безграничные возможности, расширили сферу его применения. Теперь не только природа, но и общество оказалось в числе объектов, подлежащих анализу и усовершенствованию. В основу общественной жизни должен быть положен закон. Просветители впервые обосновали идею прогресса, прогрессивного пути развития общества - т.е. неуклонного движения общество по пути к лучшему, более совершенному порядку, основанному на законе и разуме.

Рационализм Просвещение вызывал стремление к секуляризации как духовной жизни, так и жизни общества в целом. Религия в той форме, в которой она преподносилась церковью, казалась просветителям вредной, в религиозных верованиях они видели проявление суеверий, страха и невежества. Священное Писание подвергалось ими критике с точки зрения человеческой логики, в Библии они находили массу несообразностей. Все то, что противоречило разуму и сумме накопленных знаний отвергалось. При этом было бы неправильно считать, что просветители полностью отвергали веру в Бога. Вольтером, в частности, признавалось, что религия необходима для приучения людей к нравственному поведению. Большинство из них было деистами, полагали, что Бог сотворил мир, но не вмешивается в его развитие. Мир развивается по своим, свойственным ему законам. По мнению просветителей, человеку не стоит страшиться Божественного вмешательства или надеяться на него, считали. что человек сам творит свою судьбу и отвечает за свои неудачи. Появляется в XVIII в. впервые и атеизм, отвергающий вообще веру в Бога.

Общим убеждением также было признание личной независимости и свободы человека, наделенным от природы естественными, правами (право на жизнь, свободу, собственность). Просветители были убеждены, что естественным стремлением человека является стремление к счастью. Поэтому общество следовало устроить так, чтобы каждый человек мог реализовать это желание. Все это порождало острую критику существующего общественного строя – абсолютизм, сословное устройство общества и порожденное им неравноправие, ограничение личных свобод. Просветители полагали, что если природа не создала естественного неравенства, следовательно, оно не должно существовать в общественном устройстве, т.к. и природа, и общество основываются на общих законах. Констатация несправедливости в общественном устройстве воспринималась как призыв к преобразованию мира. Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость существующего политического порядка, который установлен не Богом, а людьми. Следовательно, государственный строй можно и должно изменять, совершенствовать.

Еще в конце XVII в., английским философом Джоном Локком была выдвинута мысль, что государственная власть – это результат общественного договора между народом и избранными им правителями. В своем трактате «Об общественном договоре» Руссо давал следующее объяснение. В естественном первобытном состоянии все люди были равны. Однако с появлением частной собственности гармония была нарушена. Избранная народом государственная власть на основе справедливых законов должна была поддерживать порядок и баланс сил в обществе. Однако условия общественного договора быстро оказались забытыми властью, которая распространила свой деспотизм на всех. Отсюда вытекала мысль, что правительство, нарушающее личные права и свободы человека, не выполняющее условия общественного договора не может оставаться у власти, а несправедливых правителей можно свергнуть. Дидро считал, что на деспотизм властей позволительно отвечать насилием, Руссо признавал, что восстания вполне правомерны. В целом, для всех просветителей была свойственна мысль о государстве, как главном инструменте обеспечения «общего блага».

При этом просветители расходились во взглядах на идеальное государственное устройство. Вольтер был сторонником просвещенной монархии, которая должна проводить реформы («реформы сверху»). Локк и Монтескье вступали за ограниченную (конституционную) монархию. Дальше всех пошел Руссо, который был сторонником установления республики. Общественный договор он трактовал как непосредственное верховенство суверенного народа, коллективная воля которого выше свободы отдельной личности. Государство, по его мнению, стоит выше отдельной личности и обладает правом принуждения по отношению к ней.

Наличие конституционной монархии или республики само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для того чтобы предотвратить в дальнейшем существование деспотической власти, Локк и Монтескье предложили теорию разделения властей. В соответствии с ней, было необходимо разделить функций власти между тремя составляющими – законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Это исключит концентрацию власти в одних руках и защитит общество от деспотизма. Эту концепцию дополнили американские просветители Б.Франклин и Т. Джефферсон, выдвинув идею создания системы «сдержек и противовесов», которая легла в основу Конституции США. В соответствии с ней, ветви власти не следует противопоставлять друг другу. Они должны тесно сотрудничать, дополнять и одновременно уравновешивать друг друга. Это создаст эффективный механизм, способный формировать оптимальные условия для общественного прогресса.

Просветители верили в возможность построения гармоничного общества, царства справедливости. Им казалось, что стоит только уничтожить остатки феодализма и данный идеал будет достигнут. Речь шла о процветающем модернизированном обществе, в котором будут развиваться промышленность, торговля, науки, а человек будет свободен от предрассудков, порождающих страх перед правителями, церковью или Богом. Будущее общество должно основываться на принципе равенства. Некоторые просветители развивали утопические коммунистические идеи: Ж.Мелье, Морелли, Г.Б. де Мабли критиковали государственный строй, основанный на частной собственности, мечтали об общности имуществ, обязательном труде всех граждан. Правда, подобные взгляды не были характерны для большинства их современников.

Просветители выступали за мирные средства обновления общественного устройства. Они полагали, что человек изменится, когда иной станет окружающая его жизнь. Для этого необходимо принять такие законы, которые бы убеждали человека, что необузданный эгоизм невыгоден для него самого. Просветители не считали, что революция является лучшим способом разрешения общественных противоречий. Насилию они противопоставляли духовное развитие, как правителей, так и населения путем развития образования, на основе идей Просвещения. Требовалось подготовить общество к осознанию полезности реформ. Несмотря на признание мирных средств достижения цели, концепция Просвещения сыграла революционизирующую роль в общественном сознании. Под знаком, прежде всего, теорий естественного равенства людей и общественного договора шли американская и французская революции конца XVIII в.

Идеи философов-просветителей быстро распространились по всей Европе. Характерной их особенностью было то, что они сделали их достоянием общества, его образованных кругов (например, во Франции почти половина взрослого мужского населения тогда была грамотной). Значительную роль в пропаганде этих идей сыграло издание знаменитой «Энциклопедии» («Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 1751 – 1776 гг.), вышло 28+5 дополнительных ее томов. Ее издателями были Д. Дидро и Ж. Д`Аламбер. В ней содержались воззрения просветителей по вопросам политики, морали, искусства, техники, философии и в целом науки, истории, сельского хозяйства и т.д. «Энциклопедия» в популярной форме создавала новую систему представлений о мире, была подлинной «революцией в умах», воспитывала нового человека. Особенно бурное развитие идей Просвещения в широких народных массах приходится на бурные годы американской и французской революции. Многие из представлений эпохи Просвещения стали основой для создания правовых норм, политических систем XIX и особенно ХХ века в странах демократии.

 

Ряд европейских монархов и влиятельных сановников полагали, что идеи философов-просветителей не только верны с теоретической точки зрения, но и должны учитываться во внутренней политике их стран. Это привело к складыванию так называемого просвещенного абсолютизма. К числу таковых монархов относились прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, австрийские правители Мария-Тереза и Иосиф II, короли и высшие сановники в Швеции. Испании, Португалии, Дании, Польше, Франции. Некоторые из них писали философские трактаты. Философы поощряли монархов на преобразования, состояли с ними в переписке и даже сочиняли льстивые послания, полные восторгов и восхищения перед их деятельностью.

Политика просвещенного абсолютизма включала в себя:

· Покровительство национальной промышленности, создание условий для развития сельского хозяйства, роста внутреннего рынка;

· Усовершенствование налоговой системы;

· Введение единообразия в административно-территориальное устройство;

· Ослабление полицейской власти помещиков над крестьянами;

· Попытки упорядочения законодательства (кодификация), создание единой правовой системы, преобразование судебной системы;

· Забота о развитии образования, поощрение науки и прежде всего высшего образования;

· Противодействие политическим притязаниям католического духовенства (запрещалась деятельность иезуитов), провозглашалась веротерпимость.

Таким образом, просвещенные монархи не намеревались в полном объеме реализовывать представления философов-просветителей. Из их суммы они выбирали лишь те, которые были им выгодны, служили развитию экономики, улучшению управляемости страны, создания более гуманных порядков, а также были направлены на ликвидацию привилегий мелких и средних феодалов и церкви.

Ряд современных историков считают, что просвещенный абсолютизм был определенной стадией в развитии абсолютной монархии, которая осознала свой долг перед обществом. В тех странах, где правители сумели воплотить в жизнь данные представления (Пруссия, Австрия), общество стало на путь прогресса, избежав раскола и крайностей революций, политических переворотов, по которому пошла Франция. С другой стороны, возможности просвещенных монархов к изменению существующего устройства были ограничены. Несмотря на абсолютный характер власти монархов, успешность проводимых преобразований зависела от желания аристократии и чиновничества принимать и реализовывать идущие от верховной власти инициативы. В то время в большинстве стран Европы еще не сложились общественные силы, способные бросить вызов «старому порядку». Поэтому реформы, как правило, не затрагивали сословных привилегий дворянства. Попытка австрийского императора Иосифа II («революционер на троне») отнять у дворянства часть его «законных прав» вызвала столь мощное сопротивление, что он был вынужден отступить. Власть заботилась о сохранении стабильности в обществе, была ограничена в использовании насилия. К тому же, для просвещенных монархов стремление сохранить абсолютную власть в своих руках было более приоритетной целью их политики. Т.о., традиционное общество сохраняло еще мощный запас движения по инерции, чтобы двинуться по пути модернизации без жесткой внутренней ломки и потрясений.

24.Модернизация и революции Нового времени (середина XVII – XVIII вв.).

Революция – это радикальное, быстрое в рамках исторического времени, насильственное изменение политического строя и социальной структуры общества, духовных ценностей. По характеру насильственности действий революциям близки восстания, дворцовые перевороты, однако только революции приводят к кардинальной ломке старых устоев. Революция – это один из путей модернизации традиционного общества. Революции происходят в тех странах, которые уже стали на путь модернизации, в них произошли значимые изменения. Т.о., революции невозможны как в полностью традиционных обществах, так и в достигших высокого уровня модернизации. Новые отношения постепенно подтачивали основы традиционного общества, требовали изменения устаревших социальных и политических структур.

Первые революции в Новое время произошли в Нидерландах (1566 – 1609 гг.), Англии (1640 – 1660 гг.), крупные революции, имевшие значительное историческое значение для всей западной цивилизации произошли в США (война за независимость североамериканский колоний, - 1775 – 1783 гг.) и Франции (Великая Французская буржуазная революция, - 1789 – 1794 гг.). В XIX в. географические рамки процесса модернизации стали расширяться, что привело к учащению революций. Т.о., революция – одна из распространенных форм осуществления перехода от традиционного общества к индустриальному. При этом история знает и такие страны, в которых данный переход был осуществлен без революционных потрясений (например, Скандинавские страны).

Революции возникают при стечении ряда условий. Во-первых, они возникают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие с костной (консервативной) политической структурой, которая сдерживает его. В этих условиях власть нередко утрачивает чувство исторической реальности, видит свою роль в сохранении традиционной системы отношений. Во Франции к концу XVIII в. наступил кризис «старого порядка». Крестьяне не имели права собственности на землю и уплачивали обременительные платежи и поборы в рамках пережившего Средневековья сеньориального строя. Реальностью продолжало оставаться социальное неравенство, выраженное в господстве дворянства и католического духовенства. Буржуазия все болезненнее воспринимала явное несоответствие между своим приниженным статусом в рамках «третьего сословия» и реальным общественным значением. Экономические связи затруднялись наличием таможенных барьеров между отдельными районами страны.

Во-вторых, для начала революции необходима обстановка тяжелого кризиса. Обычно они стимулируются поражениями в войнах, неудачной политикой правительства, которая провоцирует недовольство широких слоев общества, неурожаи и голод, внезапные экономические трудности. Для общественных настроений времени, предшествующего революции, характерно ощущение обездоленности, недовольства несовершенством существующего порядка, готовности к общественному переустройству. Широкие слои населения приходят к убеждению, что они стали жить хуже.

Англия накануне революции находилась в состоянии финансового кризиса. Росли налоги с населения, возобновлялось взимание старых феодальных поборов, не собиравшихся целые столетия. В стране шли массовые гонения на пуритан – английских кальвинистов, которые выступали за более последовательное очищение церкви от влияния католичества. Недовольство состоянием церкви, главой которой был монарх, было в сущности выражением недовольства королевской властью. Английские короли первой половины XVII в. – Яков I и Карл I пытались ограничить полномочия парламента, что воспринималось как нарушение «древних прав и свобод».

В колониях Северной Америки накануне революции британское правительство стало запрещать торговать с Европой самостоятельно. Минуя английских посредников, был возобновлен запрет открывать мануфактуры, был введен обременительный гербовый сбор (с составления различных, главным образом коммерческих бумаг). Т.о. Британские власти стремились затормозить развитие местного производства, продавало привозные товары по завышенным ценам. Был введен запрет на переселение на Запад, на неосвоенные земли. Ограничивалась самостоятельность местных законодательных собраний, которые отстаивали интересы колонистов. Англия в целом стремилась ограничить наметившуюся в колониях тенденцию к автономности.

Во Франции к концу XVIII в. в состоянии застоя находилась промышленности и торговля. Казна была пуста из-за чрезмерных трат королевского двора и военных расходов. Высокие налоги были разорительны для населения и пагубны для экономики.

В-третьих, для возникновения революций сознание людей должно быть в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя. Это происходит, когда разрушается традиционное представление о незыблемости старого политического порядка и о Божественном происхождении власти.

Значительную часть населения английских колоний Северной Америки составляли религиозные диссиденты – последователи кальвинизма, противники официальной англиканской церкви, которые вынуждены были переселяться в «Новый свет». По своим политическим взглядам они были республиканцами, людьми, как правило, состоятельными, независимыми, обладали развитым чувством собственного достоинства.

В-четвертых, необходимо идеологическое обоснование недовольства существующим положением, грядущих изменений. В ранних революциях (в Голландии, Англии), данную роль выполняли религиозные представления. В Англии роль идейных вдохновителей революции сыграли пуритане – английские кальвинисты. Они отстаивали право народа на восстание против тиранической власти. В Голландии также получил распространение в эпоху Реформации кальвинизм. В дальнейшем, религиозная терминология постепенно уходила в прошлое, возникают светские идеи переустройства несовершенного общества. В подготовке революций в Северной Америке и Франции конца XVIII в. большую роль сыграли идеи Просвещения. Они послужили идейным обоснованием Американской декларации независимости (1776 г.) – первой в мире декларации прав человека, французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В целом, идеи справедливого социального устройства играют огромную роль в революциях. На первых порах революции дают очень мало свободы, но они формируют духовное единство людей, борющихся за то, чтобы социальная гармония, идеи свободы и равенства стали реальностью.

Для осуществления революций также характерно ряд закономерностей. Во-первых, нередко революции выражаются в форме национально-освободительной борьбы. Первой буржуазной революцией стала борьба объединившихся серверных провинций Нидерландов, принадлежавших Испании (Республика Соединенных Провинций, Голландия), за независимость. Обретение независимости сопровождалось освобождением от консервативных иноземных порядков, тормозивших общественное развитие, обеспечило мощный модернизационный прорыв, укрепивший в стране буржуазные отношения, способствовавшей быстрому развитию ее экономики, установлению господства на морях. Политическая власть перешла к представительному органу власти – Генеральным штатам, установилось республиканское устройство государства. Все эти изменения, достигнутые в ходе и после борьбы за независимость, носят революционный характер. Схожий характер имела война за независимость английских колоний в Северной Америке в конце XVIII в., которая также сыграла роль Американской революции.

Во-вторых, революции начинаются со стихийных массовых выступлений, в результате которых создается вакуум власти. В определенный момент королевская власть теряет в глазах народа свою законность и авторитет (легитимность). Управление страной переходит к представительным органам власти: Генеральным штатам в Голландии, парламенту в Англии (т.н. «долгий парламент»), Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Северной Америке.

В-третьих, революции в своем развитии проходят ряд стадий (фазы революционного процесса). Разрушение старых государственных структур в начале революции может произойти достаточно быстро, достигается в результате ярких эпизодах революции (например, взятие Бастилии во Франции в 1789 г.). Это лишь первый этап революции. После него идет более продолжительный процесс корректировки основ нового общества, его различных сторон – политических, социальных и экономических. На этом этапе единство участников революции распадается. Начинается ожесточенная борьба различных политических группировок за власть. Это естественный (логический) процесс, т.к. цель революции не только сломать устои феодального общества, но и утвердить власть на более демократических основах. Часто это выражается в сменах разных форм правления, гражданской войне. В ходе этой борьбы радикальные течения борются с умеренными и консервативными, от исхода этого противоборства зависит характер преобразований, которые осуществляются революцией. Во Франции в ходе революции радикальная часть революционных сил – якобинцы сумели на один год захватить власть в свои руки. В принудительном порядке они стали создавать обществе всеобщего равенства. Для борьбы с политическими противниками широко применялся террор и репрессии, конфискации имущества. Были отменены предварительное следствие, свидетельские показания, защита обвиняемого, широко практиковались убийства заложников, казни без формального суда. Общее число жертв якобинского террора составляло ок. 40 тыс.человек, в тюрьмах находилось не менее 500 тыс. т.н. «подозрительных». Несмотря на принятие самой демократической конституции, появившихся во время революций, на деле якобинская республика представляла собой режим диктатуры, большинство демократических свобод не проводилось в жизнь. Насильственная уравнительность противоречила основам буржуазного общества, которому революция расчистила путь. Поэтому якобинская диктатура продержалась недолго, и была сменена в результате очередного революционного переворота, режимом буржуазной Директории. Вместе с тем, французские радикалы наиболее решительно и последовательно устранили отжившие старые феодальные отношения, господство католицизма в духовной сфере, расчистили путь для интенсивного развития буржуазных отношений.

Европейские революции в Англии середины XVII в. и во Франции в конце XVIII в. шли от республиканского правления к установлению военной диктатуры. В Англии это был протекторат О.Кромвеля 1653 – 1658 гг., во Франции – консульство Наполеона Бонапарта 1799 – 1804 гг., который затем провозгласил себя императором. Затем от военной диктатуры происходит переход к реставрации монархии. В Англии реставрация произошла в 1660 г., во Франции в 1814 – 1815 гг. Вслед за периодом глобальной ломки всех устоев общества происходило постепенное возвращение к эволюционному пути развития, в том числе восстановление прежних форм государственности – монархии, но уже в ином качестве. Характер социально-экономических отношений, кардинально изменившийся в ходе революции, при реставрации остается прежний. Восстановление абсолютизма становится невозможным. Любые попытки осуществление возврата к прошлому терпят неудачу. В Англии попытки королей Карла II и Якова II вернуть могущество королевской власти закончились «Славной революцией» 1688 г. – мирным переворотом, в результате которого в Англии утвердилась парламентская система правления. Попытки восстановления абсолютистских порядков, предпринятые королем Карлом Х во Франции, закончились революцией 1830 г. Наиболее радикальной по своим последствиям оказалась американская революция, участники которой сохранили республиканский строй, предоставили населению широкие права участия в политической жизни.

Буржуазные революции раннего Нового времени и XVIII в. по своим общественно-политическим последствиям имели важное значение. В Англии после «Славной революции» в 1789 г. парламентом был принят «Билль о правах», который ограничил власть короля, закрепил законодательную власть за парламентом, заложил основы английского парламентаризма. В комплексе с ранее принятым «Хабеас корпус акт» (1679 г., названо по первым словам акта – «пусть предъявят тело», по которому задержанному в случае ареста в течение 24 часов обязаны были предъявить обвинение, - гарантировал процессуальные права граждан, устанавливал правила ареста и привлечения обвиняемого к суду) он гарантировал населению гражданские права.

В 1776 г. II Континентальный конгресс принял Декларацию независимости США. Впервые теория «естественного права» была изложена не в форме отвлеченных философских рассуждений, а в важнейшем документе политического значения. В 1791 г. Конгрессом США были приняты 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свободы слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища, право на ношение оружия). В целом, в результате Американской революции возникло государство, признавшее принципы разделения властей, политического равенства граждан, верховенства личной свободы, веротерпимости, ответственности власти перед обществом.

В ходе Великой Французской буржуазной революции в 1789 г. Учредительным собранием была принята «Декларация прав человека и гражданина», которая определяла в качестве естественных и неотчуждаемых прав свободу личности, слова, убеждений, права на сопротивление режиму угнетения и тирании. Были сформулированы важнейшие принципы правового государства, согласно которым граждане объявлялись равными перед законом. Конституция 1791 г. (учреждала конституционную монархию) закрепила принцип разделения властей, были отменены сословия, окончательно упразднены феодальные ограничения в социальной и экономической сферах. Несмотря на то, что данные акты действовали недолго, содержащихся в них принципы общественного устройства получили широкое распространение. Принятый в 1804 г. при Наполеоне Бонапарте Гражданский кодекс закрепил неприкосновенность частной собственности, принцип свободы частного предпринимательства.

В целом, революции в Англии, США и Франции открывали путь экономической, социальной, политической модернизации, содействовали быстрому развитию политических отношений, способствовали складыванию гражданского общества и правового государства, закладывали основы современной цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2233 - | 2061 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.