Для демонстративной модальности характерно внедрение человеком своего внутреннего мира во внешнюю ситуацию; при этом действия подразумевают (и нередко дают) больший результат, чем если бы внутреннего включения не было. Для демонстративной модальности характерны такие описания, как «с чувством», «со значением», «заинтересованно», «значительно»:
— (с чувством, радостно) Ой, Дашенька! (дем)
— (значительно) Вы можете рассчитывать на мою благодарность. (дем)
Для трансляций в демонстративной модальности характерно, что слова реплик произносятся выразительно, со значением, с подтекстом, с подчеркнутым личным отношением, нередко с нажимом, с не мотивированной внешними обстоятельствами активностью, внутренними соображениями, интерпретациями, особым отношением и т. д.:
— (серьезно) Я о вас думал вчера, Марфута. (дем)
— Вы похожи на мою первую любовь, Игнатий. (дем)
— Я чувствую нутром, что ты меня к чему-то готовишь, Гервасий! (дем)
— (значительно) Вы мне снились вчера, Виолетта. (дем)
Для демонстративной модальности характерно прямое обозначение, даже подчеркивание своей личности и богатого внутреннего мира — как уникальных по своим качествам, творческому началу; здесь типичны яркие метафоры, ассоциации, ссылки на воспоминания и т. п.:
— А мое личное мнение: ты не годишься мне в мужья, Евтихий. (дем)
— Это мои, мои мысли — ты всего лишь их слегка причесал! (дем)
— Ну что ты так на меня смотришь — точно такса на крысу! (дем)
— В моих глазах ты — бронтозавр, Тарас! (дем)
— Я вас представляла совсем иначе, Тимур — с каштановой бородой и почему-то в белой чалме. (дем)
Для демонстративной модальности характерен акцент на глазах протагониста, живых и излучающих особую энергию, происходящую из его личности и внутреннего мира. Взгляд в янском варианте демонстративный, прямой, в глаза партнеру, излучающий энергию, смысл, намерение, волю — он сродни прямому гипнозу, способен наводить галлюцинации и убеждать в чем угодно. В иньском варианте демонстративный взгляд засасывающий, приковывающий внимание к протагонисту, наводящий партнеру то или иное нужное протагонисту состояние.
Вопросы в демонстративной модальности часто суть средство управления партнером; на них нельзя (точнее, это будет некомплементарно) отвечать прямо по смыслу:
— (с нажимом, нетерпеливо) Ответишь ты мне наконец? (дем)
— (гневно) Сколько еще я должен терпеть твое равнодушие? (дем)
— Ты себе представляешь, как ты мне надоел со своей безалаберностью? (дем)
Для демонстративной модальности типичны стремление навязать партнеру или ситуации заранее обдуманный во внутреннем мире сюжет, попытки управления ситуацией по своей личной воле, противопоставляемой течению внешних обстоятельств. Для этой модальности характерны лично-этический акцент, лично-ценностные, лично-внеситуативные соображения, внутренние ограничения, проявленные вовне, явные проекции личных, внутренних приоритетов:
— А мне кушать мясо запрещает мой (значительно) Бог. (дем)
— (неодобрительно, с намеком) А зачем тебе на ней обязательно жениться? (дем)
— Нет, я не пойду с вами, Натан, ибо надо иногда считаться со свойственной мне личной мудростью. (дем)
— Вы, Жорж — это ровно т о, о чем я мечтала долгие годы. (дем)
Характерные для демонстративной модальности понятия это самореализация, самовыражение, самопроявление, если под «самостью» понимать накопленный во внутреннем мире человека личностный потенциал.
Внутренние влияния в демонстративной модальности могут быть стилистического рода; чаще всего это ярко окрашенные интонации, гримасы, жесты, выражающие чувства или намерения, не вытекающие из естественного хода внешних событий, но проявляющие внутренние установки, цели, планы или чувства протагониста:
— Мам, можно я пойду погулять?
— (с отвращением) Боже, до чего ты похож на своего отца! Иди... (дем)
— (обаятельно улыбаясь) А ты простишь мне, если окажется, что я немножко сглупила... чуть-чуть? (дем)
— (начальственным голосом, торжественно) Папа, ты меня неправильно воспитываешь. (дем)
Типичные для демонстративной модальности роли это Артист, Вдохновитель, Пророк, Повелитель.