Культуру как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную и духовную культуру, что соответствует двум основным видам производства – материальному и духовному. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания – наука, нравственность, право, искусство, философия, религия и т.д. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.д. Несколько упрощая и схематизируя вопрос, можно сказать, что духовная культура – это идея, а материальная культура – ее опредмеченное воплощение. Характеризуя материальную культуру, сегодня важно осознать ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Культура может рассматриваться как специфически человеческая деятельность, точнее культурообразующая деятельность, которая может быть двух видов: репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность лишь воспроизводит созданное ранее: использует чужое изобретение, повторяет услышанную песню, снимает копии картин и т.д. Творческая деятельность позволяет человеку создавать новое, несуществующее до него. Основными новшествами в свое время были открытие огня, колеса, мельницы, гончарного круга, изобретение алфавита, книгопечатание, - все остальные блага современной цивилизации.
Булгаков С.Н. в работе «Философия хозяйства» (М. Наука, 1990) отмечает, что «борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения жизни, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином … Природа без труда, без трудовой деятельности не может выявить всех своих сил, по крайней мере в человеке, выйти из полудремотного существования, но, с другой стороны, и культура, не имеет иных творческих сил, кроме заложенных уже в природе. Природа есть поэтому естественная основа культуры, материал для хозяйственного воздействия, вне ее так же немыслимо и невозможно хозяйство, как вне жизни невозможен конкретный опыт»
Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным. Еще раз подчеркнем, что сложность различения материальной и духовной культуры состоит в том, что большинство окружающих нас вещей исполняет множество функций. Основанием для подобного деления является также учет многообразия человеческой деятельности. Смысл и назначение предмета – вот критерий различения материальной и духовной культуры. Как правило, они приносят пользу и радуют глаз одновременно. Человеку свойственно украшать свой быт и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать человеку, но и радуют душу. А это означает, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно, менять свое главное назначение. Возьмем, например, книгу или картину: они, с одной стороны, материальны, с другой – духовны, так как имеют определенное идейное, нравственное и эстетическое содержание. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи. И будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса, следовательно, это можно отнести к духовной культуре.
Итак, мы обрисовали два полюса в мире культуры: материальный и духовный. Но их границы часто бывают условными, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Между этими полюсами материальной и духовной культуры существует многообразие переходных форм. Границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение. Одно дело – природное пространство, освоенное практической деятельностью человека, а другое дело – мир, освоенный и охваченный человеческой мыслью. Что касается второго, то в науке, философии и искусстве человечество уже давно общается с космосом. По мере развития общества, его демократизации, роста технических возможностей передачи во времени и пространстве продуктов культуры, единство в ней материального и духовного начал становится все более ощутимым и необходимым. Если взять мировую историю под углом зрения научно – технического прогресса, то каждому ясно, что это неуклонный процесс по восходящей, от менее сложному к более сложному, от низшего к высшему, от примитивного к совершенному, от каменного топора к новейшему компьютеру и искусственному интеллекту. Материальная и духовная культура являются также каналом передачи информации во времени и пространстве. Все орудия производства и предметы потребления, как отмечал еще Э.Б. Тайлор, представляют собой очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики, несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. Археолог может воссоздать живую картину прошлого по отдельным черепкам и обломкам, этнограф может представить быт и верования какого-нибудь народа.
К. Маркс в работах, посвященных культуре, пророчески указывал на общую опасность противостояния чисто материального научно-технического благополучия и духовного развития человечества. «Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводит к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь низводится до степени простой материальной силы.» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 5 изд. Т. 12. С. 736).
Понимание техники как социокультурного явления позволяет подтвердить единство материальной и духовной культуры, их неразрывность, взаимопроникаемость. Развитие техники является воплощением этого неразрывного единства, именно отношение человечества к основополагающим ценностям является главным фундаментом научно – технического прогресса. Наука возникла на основе знаний, необходимых человеку, чтобы выжить. Весь прогресс изначально был направлен на облегчение жизни человека. В 17 веке еще Ф. Бэкон определил ведущую роль науки и техники в улучшении жизни человечества, особенно комфортности его существования. Прогресс, развитие науки и техники может привести и к деградации человечества, к вымиранию. Ярким примером может служить изобретение ядерной и водородной бомбы. В этом случае определяющими являются духовные ценности, развивающие гуманизм и ответственность за будущее человечества.
«Когда-то ясное понимание техники как системы орудий, механизмов, машин и сооружений сегодня все больше воспринимается как натуралистическое, поверхностное представление, которое необходимо преодолеть», – отмечается во «Введении в философию техники» О.Шпенглером. М. Хайдеггер развивает похожие идеи, но М. Хайдеггер не игнорирует того факта, что техника есть предметно-вещная структура, инструмент, выполняющий функции средства. И Хайдеггер не отбрасывает этот факт, а, напротив, рассматривает как условие раскрытия подлинной сущности техники: «Шаг за шагом спрашивая, что такое, собственно, техника как средство, мы придем к раскрытию потаенного». Он выступает лишь против понимания техники как нейтрального средства, то есть утверждает мысль об опасности, которая подстерегает человека в случае недооценки им ее истинной сущности. По Хайдеггеру, не техника есть послушное орудие в руках человека, а, наоборот, сам человек отдан в ее власть, «выдан» ей, «затребован» ею. И, наконец. Третий вопрос проблемы «мозг и машина» – это логика человеческого мозга, основанная на конструировании образов, и «логика» машины, основанная на распространении образов. Таким образом, это вопрос о творческой природе культуры. С одной стороны, о технике как результате творения человека, а с другой - о потенциале техники, усиливающем его творческие возможности и способности. Одно из предназначений техники - освобождение человека от «объятий» природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жестокой природной необходимости, человек на ее место, в общем - то незаметно для себя, поставил жесткую техническую необходимость оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких, как ухудшение состояния окружающей среды, нехватки ресурсов и т.д. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой. Мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения этой техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них. Техника, заменяя рабочую силу человека и приводя к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.
Очевидно, что обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устроена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на «природу», он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.
Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но и в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.
Говоря о ранних этапах технического развития, мы не сможем назвать ни имен конкретных творцов новой техники, ни точных дат открытий и изобретений. В разных концах нашей планеты эти изобретения и открытия повторялись множество раз, забывались, восстанавливались, пока в конце концов не входили в повседневную практику людей.
Неизвестные нам первобытные изобретатели, наши далекие предки, впоследствии воплотились в легендарные образы титанов, полубогов и героев, которые то получали первые орудия труда в готовом виде от богов, то похищали у богов огонь (огонь знания). Их похождения справедливо считаются мифами. Но не менее мифичными выглядят открыватели различных новшеств или люди, их описавшие, – имена которых скрыты под звучными псевдонимами Аристотель, Архимед, Герон и т. д. Даже много позже, всего тысячу – восемьсот лет назад, когда роль отдельных изобретателей стала более ясной, процесс создания новых орудий и средств производства продолжал оставаться результатом работы многих авторов, представителей разных народов. Крупнейшие технические достижения человечества продолжали оставаться «безымянными». И все же исследование истории техники позволяет выстроить некоторую последовательность событий. Ведь каждому понятно, что никакое новшество не может появиться раньше материалов или технологий, на которые оно опирается, или раньше, чем общество приобретет и потребность в нем, и возможность его реализовать.
В эпоху раннего палеолита основным видом хозяйственной деятельности первобытного стада был сбор плодов (первая степень), который потом дополнился охотой (вторая степень), а затем рыбалкой (третья степень). Эти орудия, которые назывались ручными рубилами (или ударниками) сначала были универсальными, так как предназначались для выполнения самых разных операций. Каменные орудия, которые изготовлял древний человек, прошли чрезвычайно длительную эволюцию; эпоха овладения камнем и навыками его примитивной обработки даже носит специальное название – каменный век. Считается, что вслед за ним последовательно шли медный, бронзовый и железный века, но это не совсем верно. Каменные орудия применялись даже в начале железного века, так как были более технологичными, чем аналогичные инструменты из металла; медного же века вообще не было, и об этом подробнее будет сказано ниже. А что касается железного и бронзового веков, то они могли развиваться параллельно на разных территориях, просто победа осталась за железом в силу его большей дешевизны, качества и технологичности. В каменном веке люди имели в своем распоряжении громадное количество разнообразных орудий труда: топоры, ножи, пилы, струги, скребки из тонких осколков камней, молотки, шила и сверла, иглы из слоновой кости, копья и гарпуны.
Ручные каменные рубила различных видов
С древности люди применяли два важных механизма: лук и копьеметатель. Лук – первый созданный человеком механизм, действующий по принципу накопления энергии.
Освоение поддержания и использования огня – первая техническая революция, имевшая огромное значение в будущем; лишь несколько позже произошло изобретение правил его добывания. Люди открыли полезные свойства огня довольно давно. С его помощью можно было согреться и освещать, менять вкусовые свойства пищи. Первоначально человек имел дело с "диким" огнем, возникающим от пожаров или извержений вулканов. Страх сменился любопытством, так пламя перекочевало в пещеру. В результате многие последующие открытия стали возможны лишь благодаря огню - керамика, металлургия, паровые машины и т.д. Путь к самостоятельному получению огня был долог - годами люди поддерживали домашний огонь в своих пещерах, пока не научились добывать его.
Так же еще в эпоху каменного века произошло событие, имевшее огромное значение в развитии культуры, – изобретение керамики. Каменный век закончился у разных племен в разное время, а некоторые из них живут в каменном веке вплоть до настоящего времени. Постепенно люди расселялись
и осваивали новые земли. Разные условия труда и жизни определили и различия в орудиях труда: человеку, уходившему на север, надо было уделять больше внимания сооружению жилищ и изготовлению одежды, чем его экваториальному современнику.
Переход к земледелию (и скотоводству) заложил подлинное начало истории человеческого общества. Второй важнейшей для хозяйства революцией после освоения огня стал переход от собирания «дикой» пищи к выращиванию злаков и иных растений, одомашниванию животных. Так получили обильный и надежный источник пищи; начался переход к оседлому образу жизни, и как следствие начался рост народонаселения.
Обычно каменные орудия изготавливал тот человек, которому они были нужны. Иначе обстояло дело с металлом – тут требовалась организованная система производства, которая нуждалась в специалистах – горняках, литейщиках и кузнецах. Они отдавали этой работе все свое время, а потому их надо было кормить, одевать и предоставлять им кров из излишков, создаваемых другими членами общества. Пока уровень техники был недостаточно высок для того, чтобы создавать такие излишки, невозможно было содержать таких специалистов, а значит, и невозможно было использовать металл. Лишь с развитием хозяйства пришло такое время, когда общество могло уже позволить себе содержать специалистов, которые совсем не занимались производством пищи; теперь даже случайное открытие выплавки металла могло быть употреблено на пользу.
Таким образом, можно сказать, что развитие металлургии было невозможным без развития земледелия и средств сообщения.
Однако из-за редкости месторождений самого металла, из-за высокой его стоимости, а также незнания упрочивающего действия проковки меди изделия из нее так и не смогли вытеснить из практики каменные орудия. На протяжении долгого времени медные орудия применялись наряду с ними, а в Европе медного века фактически не было. Медные изделия встречаются здесь крайне редко.
Причем железные орудия применялись вначале наряду с бронзовыми и даже каменными, и лишь постепенно – позже XI столетия – железный век утвердился.
Нельзя было бы широко пользоваться металлами без усовершенствования средств сообщения, необходимых для доставки руды или металла к потребителю. А чтобы иметь для этого «лишних людей», нужны были успехи в земледелии, чтобы урожая хватало бы для содержания специалистов, исключенных из сферы производства продовольствия. А эти успехи были бы сомнительны без колесной повозки, парусного судна, гончарного круга, требующих довольно высокого уровня развития плотничьего ремесла, которое, в свою очередь, не могло бы развиваться без орудий из металла. В технике это называется положительной обратной связью; в этом процессе все взаимосвязано и способствует взаимному развитию.Чугун появился в XIII веке, но, поскольку технические затруднения преодолевались очень медленно, в общий обиход он вошел лишь в XV веке. Как и во многих других случаях, считается, что Китай опередил Европу с выплавкой чугуна, что его там получали еще с IV века до н. э., достигая результата переплавкой кричного железа в тиглях в смеси с углем. И как всегда, этот «приоритет» на пользу Китаю не пошел.
Величайшим нововведением в земледелии, если не считать успехов в области ирригации, был плуг, сменивший простейшую мотыгу, которой взрыхляли почву. С плугом связано и другое важное изобретение – упряжь для животных, прежде всего для быков. Так люди впервые нашли способ использования некоего «нечеловеческого» источника энергии, чтобы избавить себя от бремени изнурительного труда.
Общественные последствия перехода от охоты к земледелию настолько глубоки, что антропологи дали специальные названия соответствующим типам общества, а именно: общество и способ жизни людей, предшествовавший стадии земледелия, то есть общество, существовавшее за счет охоты и сбора пищи назвали дикостью; состояние земледельческих народов, когда они еще не достигли уровня цивилизации – варварством.
С введением в обиход металлов и тех изобретений, которые этому сопутствовали, сложилась такая обстановка, что всякий, кто накопил себе небольшой излишек, оказывался в более выгодном положении для еще большего накопления богатств. Быстро возрастало различие в имущественном положении членов общины. И что еще важнее, возрастала разница во власти. Так на сцене общественной жизни появилась политическая власть.
Так избыток материальных ценностей способствовал образованию класса жрецов. Так же и возведение городов, крепостей, строительство дорог и гаваней и многие другие строительные работы, имевшие существенное значение для всего общества, зависели от подобного сосредоточения богатств, а также от наличия власти, имеющей право распоряжаться людьми. Действительно, многие технические достижения, о которых пойдет речь ниже, требовали организации больших масс рабочей силы, изымаемой из непосредственного производства продовольствия.
Пожалуй, первой машиной в современном понимании следует назвать водяную мельницу, то есть не что иное, как преобразователь энергии водяного потока в энергию вращения.
Изобретение мельниц было выдающимся событием: появился новый движитель. К использованию энергии человека и животного добавилась энергия воды. Одновременно с изобретением мельниц появились и зачатки научных знаний. Другими областями человеческой деятельности, в результате которой возникли машины, были строительство и водоснабжение. Похоже, здесь происходит некоторый временной сдвиг. Во всех областях техники обнаруживается в некоторые периоды застой. Например, вплоть до позднего Средневековья веретено использовалось без каких-либо коренных усовершенствований, а весьма несовершенное рулевое управление кораблей вообще не претерпело никаких изменений.
Крупнейшим достижением человечества явилось получение и применение железа. Железо окончательно вытеснило каменные орудия, чего не смогли сделать ни медь, ни бронза. Дешевое железо в корне изменило образ жизни. Земледелец получил наконец металлические орудия, повысившие производительность труда при обработке земли. С железным топором оказалась возможной расчистка под посевы больших лесных массивов. Ведь чтобы срубить дерево каменным топором, требовался не один день работы, а теперь речь шла о часах, а иногда и о минутах!
Большим достижением человечества является изобретение письменности. Письменность. Мало кто будет отрицать значимость этого изобретения для всего развития человечества. Куда бы пошло развитие нашей цивилизации, если бы определенном этапе мы бы не научились фиксировать определенными символами нужную информацию. Это позволило сохранять ее и передавать. Очевидно, что без письменности наше общество в сегодняшнем виде попросту бы не существовало. Первые формы символов для передачи информации возникли около 6 тысяч лет назад. До этого человек пользовался более примитивными сигналами - дымом, ветками…Греческий алфавит в свою очередь лег в основу большинства европейских.
Появление папируса было очень важным событием, так как был получен вполне доступный материал для письма. Если папирус впервые появился безусловно в Египте, то с изобретением пергамента определиться достаточно сложно. Где и когда он появился впервые? Энциклопедический словарь 1989 года сообщает о нем: «от названия г. Пергам, где во 2 в. до н. э. начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма». Открываем БСЭ 1975 года: «…Пергам, город в М. Азии, где во 2 в. до н. э. широко применялся» пергамент. Смотрим главу о палеографии в книге «Ключи к тайнам Клио» группы авторов, выпущенную в 1994 году: «Основным материалом для письма в XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н. э. была усовершенствована технология его изготовления».
Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время, до конца XVIII века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья; на Руси его назвали перочинным.
Обратим внимание на важность развития техники. Недавняя история человечества показывает, что страны, обладающие техническими и технологическими преимуществами, достигают военного и политического могущества. Эту формулу можно перевернуть: могущественные страны обязательно обладают передовой для своего времени техникой и технологиями. Так мало того: общее могущество предполагает идеологическое превосходство, развитие литературы и искусства.
Однако традиционная история допечатных времен предлагает нам весьма противоречивую и даже парадоксальную картину. Античные греки обладают высочайшей литературой и наукой, которая никак не реализуется в реальной технике и производстве. Описания технических устройств есть, в образцах – нет. Древние римляне имеют потрясающую армию, которая завоевала весьма культурные страны, а потом… безвозвратно проиграла германским «дикарям». А всю науку римляне «заимствуют» у греков. Монголы в XIII веке, не имея ни науки, ни техники, ни письменности, ни производства, ни идеологической основы хотя бы в религии, побеждают вообще всех подряд, являя невиданное ни до, ни после могущество, не подкрепленное ничем. Но самый удивительный случай – Византия, центральная область Римской империи. Ее история, насчитывающая тысячу лет, в отличие от монгольской истории отнюдь не мифична.
Многие историки культуры считают Средние века (500-1450 годы) мрачной эпохой: она привела цивилизацию к гибели.
Но нет: историки науки уверяют, что средневековые механики ничего не изобретали, а придуманные в античности машины почти не изменились. Даже когда появлялись новые машины, они по принципу действия не отличались от старых.
Итак, средневековое изобретательство и торговля положили реальное начало развитию нашего современного мира машин
В Средние века, кроме силы животных и воды, начали осваивать, «механизировать» еще и силу ветра, что позволяло людям не ограничивать свою техническую смекалку лишь теми местами, где можно использовать водный поток. Казалось бы, вовлечение в технический прогресс все больших территорий и количества людей должны были инициировать подъем изобретательства. Действительно, в рамках традиционной хронологии так оно и выглядит: на протяжении всей этой эпохи не было почти никакого прогресса, пока в период довольно-таки чудодейственного Возрождения люди не открыли повторно изящные искусства и науки Древней Греции и античного Рима, чтобы на их основе вернуться в лоно цивилизации. Леонардо да Винчи – художник, архитектор, инженер, механик – практик и экспериментатор …. Это правда, что многие из его экспериментов были выполнены лишь на бумаге. Правда, что его рукописи долгие годы лежали под спудом, и лишь в конце XIX века началась их публикация, но все же они не остались в стороне от главного пути технического прогресса. У Леонардо было много учеников, знакомых с его идеями и сотрудничавших с ним. А если обратиться к публикациям XVI века по технике, то сразу станет видно, что многие авторы были знакомы с проектами и идеями Леонардо.
Применение техники в Европе началось с использования водяного колеса. Оно упоминается почти во всех письменных свидетельствах VI и VII веков; видимо, новинка потрясла воображение летописателей. На протяжении многих столетий, вплоть до появления парового двигателя, только животные обеспечивали человеку скорость передвижения и перевозку грузов. Ясно, что разработка приспособлений для использования скота была очень актуальной.
Неоднозначна роль Китая в развитии техники, особенно военной. Одни историки уверяют, что китайцы к VII-Х векам самостоятельно выработали основные типы военных машин, а наибольшего расцвета в их производстве достигли в Х-XII веках, и что из Китая эти машины попали в Среднюю Азию. Другие историки говорят, что среднеазиатские страны имели метательные машины греческого происхождения, полученные из Византии.
Порох и огнестрельное оружие. Это европейское открытие сыграло огромную роль в истории человечества. Взрывчатую смесь умели делать многие, европейцы являлись последними из цивилизованных народов, кто научился делать это. Но именно они сумели извлечь практическую пользу от этого открытия. Феодальное общество получило сильный удар, от которого уже не смогло оправиться. Сам же порох за много веков до появления в Европе был изобретен в Китае.
Большинство изобретателей машин в XVIII веке были часовщиками или были близко знакомы с устройством часов. Увлечение в XVII и XVIII веках часами определялось не только тем, что они имели широкое практическое применение, но и тем, что они заключали в себе принцип автоматизма, который стали переносить на различные объекты фабричной техники.
Часы являются чрезвычайно важной «машиной» как с точки зрения механической, так и социальной. В середине XVIII века, еще до наступления индустриальной революции, они стали уже весьма совершенными и точными.
Уже Коперник находил возможным, по аналогии с часами, судить об устройстве мироздания. Философы XVII века стали прибегать для объяснения механической закономерности физического мира к сравнению ее «с искусственными механизмами, сделанными рукой человеческой»: нередко Вселенную сравнивали с затейливым механизмом страсбургских часов.
Во второй половине XV века в Европе резко повысился интерес к науке. Причина понятна: массовый переезд сюда ученых из поверженной турками Византии. Возможно, та же причина привела к повороту от всеобщего языка науки, латинского, к национальным языкам. В самом деле: если вместо латыни языком науки стал греческий, то почему не французский, немецкий или любой другой язык. Еще одним фактором, ускорившим научные исследования и подготовку лиц, сведущих в инженерном деле, стало книгопечатание. Появляются сочинения по технике, среди них видное место занимают разного рода собрания или «Театры машин», составленные техниками-практиками. Если промышленная революция XIX в. преобразовывала производительные силы в первую очередь за счет технического элемента (применения системы машин), то революция научно-техническая меняет одновременно все компоненты производительных сил. Более того, наука сама становится одним из этих компонентов.
Превращение науки в непосредственную производственную силу осуществляется через технические науки.
В отличие от промышленного переворота XVIII в., ознаменовавшего переход от мануфактурного к крупному машинному производству, современная научно-техническая революция – это переход к качественно новой высшей ступени машинного производства к крупному автоматизированному машинному производству.
Уже в начале XIX-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем. Машина – это двигатель, передача, рабочий орган. Говоря попросту, разные машины состоят из разных или сходных механизмов. И вот оказывается, что человек постоянно стремится применить машину там, где требовалась физическая сила, чтобы заменить человека, то есть увеличить свою энерговооруженность.
Автомобили Русско-Балтийского завода — научное открытие XIX века.
К 1975 году было известно 4746 видов механизмов. В XIX в. был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения: паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями. Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер. Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу XIX -го века это уже было 1 080 000 км. XIX век – это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека
Творческое задание: Выразите свою точку зрения в эссе: «Прогресс, развитие науки и техники приводит к деградации человечества, вымиранию?».
Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания – все эти научные открытия XIX века перевернули жизнь людей. Еще 150 лет назад единственным способом обменом информацией между Европой и Англией, Америкой и колониями оставалась лишь пароходная почта. Люди узнавали о том, что происходило в других странах с опозданием на целые недели и даже месяцы. Так, новости из Европы в Америку шли минимум 2 недели. Именно поэтому появление телеграфа в корне решило эту проблему. В итоге техническая новинка появилась во всех концах планеты, позволяя новостям из одного полушария за считанные часы и минуты попадать в другое. В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион. За открытие туберкулезной палочки он был награжден Нобелевской премией.
Неизмеримо возросла роль науки в развитии производства. Наука превращается в непосредственную производительную силу, становится составным специфическим элементом производительных сил общества.
Основа современной научно-технической революции электрификация и электронизация всех звеньев производственного процесса. Другим качественным показателем развития техники является коэффициент полезного действия, позволяющий оценить совершенство машин. Можно сказать, что КПД машин имеет тенденцию роста. Как правило, после достижения 95% рост КПД замедляется, хотя могут происходить отдельные скачки. Однако в современных условиях развития научно-технического прогресса качественный прогресс техники ни в коем случае нельзя оценивать только по значениям КПД и другим экономическим показателям. Все более проникая в тайны природы, человек, как уже отмечалось, научился создавать такие могучие технические объекты, что развиваемые ими мощности оказываются соизмеримыми с геофизическими и космическими.
При разработке таких объектов требуется комплексный системный подход с учетом не только технико-экономических, но и социальных, экологических последствий их деятельности. Современный специалист всегда должен помнить, что наше общество должно быть ориентировано прежде всего на человека, на создание условий для его здоровой, творческой жизни, для его всестороннего развития.
В творческой деятельности ученого или изобретателя большое значение имеет не только умение видеть ростки нового, но и правильно оценивать старое. В процессе развития техники происходят постоянные замены одного вида технических объектов другими, более соответствующими новым потребностям. В период своего возникновения эти объекты ускоряли промышленный прогресс, но с течением времени они стали тормозить его дальнейшее развитие, несмотря на то, что постоянно совершенствовались. Например, паровозы широко применявшиеся еще в первой половине нашего века, были во много раз мощнее, быстроходнее и экономичнее паровозов Стефенсона и Черепановых.
Научный ХХ век начался с революции, причем устроил ее один-единственный человек – по имени Макс Планк. В 1900 году Планк вывел формулу, которая описывает поведение энергии в пресловутом спектре абсолютно черного тела. В 1905 году Альберт Эйнштейн создал квантовую теорию фотоэффекта, а вскоре Нильс Бор построил первую модель атома, состоящую из ядра, электронов, летающих по определенным орбитам. И по всей планете понеслось. Переоценить последствия открытия, которое сделал Макс Планк, практически невозможно. Благодаря Планку развивалась атомная энергетика, электроника, генная инженерия.
12 апреля1961 года произошло событие, которое без сомнения всколыхнуло весь мир. Со словами «Поехали» отправился в космос первый человек. Это был Юрий Гагарин. Первый искусственный спутник стартовал раньше 4 октября 1957 года. Было установлено, что в невесомости могут существовать бактерии, растения, Белка со Стрелкой и человек.
Человек уже побывал на Луне. Число спутников около Земли перевалило за несколько тысяч. Это и метеорологические приборы, и научные орбитальные телескопы и коммерческие спутники связи.
В 2007 г. ученые из Вейцманского научно-исследовательского института в Реховоте (Израиль) разработали новый тип биологического компьютера, способный выполнять до 330 триллионов вычислений в секунду, что примерно в 100 тысяч раз быстрее обычных электронных компьютеров.
Исследователям удалось добиться значительных успехов в дальнейшей иниатюризации биокомпьютеров и совершенствовании их "конструкции". Однако если все предшествующие ДНК-компьютеры нуждались в дополнительном источнике энергии - аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ), то новый биокомпьютер получает энергию непосредственно от молекулы ДНК, в которой закодированы исходные данные для вычислений. Пока до практического применения компьютеров на базе ДНК еще очень далеко. Однако в будущем их смогут использовать не только для вычислений, но и как своеобразные нанофабрики лекарств. Поместив подобное "устройство" в клетку, врачи смогут влиять на ее состояние, исцеляя человека от самых опасных недугов. Иногда биокомпьютерами (на самом деле ошибочно) называют еще один перспективный симбиоз биологии, кибернетики и нанотехнологий - биороботов. Однако это другое направление научных исследований. Под нанотехнологиями сегодня понимают область прикладной науки и техники, имеющей дело с объектами размером менее 10 нанометров (1 нанометр равен 10-9 метра). Тем не менее исследования уже дают практические результаты. Использование в нанотехнологии передовых научных результатов позволяет относить её к высоким технологиям. Нанотехнология и, в особенности, молекулярная технология - новые области, очень мало исследованные. Все большую роль в качестве стационарного и мобильного средства телекоммуникации и связи в современном мире играет компьютер, благодаря разработке сетевого программного обеспечения.
Творческое задание: Проведите культурологический анализ какого-нибудь реального проекта (инженерного, технологического, экономического), обсуждающегося в обществе и имеющего отношение к вашей будущей профессиональной деятельности, выделив задачи и критерии этого анализа. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая «дефицит человечности», появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья. Хотя нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности, умножает интеллектуальное богатство личности. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Сегодня многие из них уже устарели и в них необходимости, другие же, как колесо, служат до сих пор.
Творческое задание: Обсудите следующую проблему:
Современная и будущая техника: могущество или угроза?
Водоворот времени проглотил многие открытия, а некоторые дождались своего признания и внедрения лишь спустя десятки и сотни лет. Часто научные открытия и великие технические изобретения происходили за много сотен лет до их практического воплощения. Открытия только тогда считают величайшими, когда последствия от его внедрения сопровождались видимыми и значительными изменениями в жизни человеческого общества. Томас Эдисон признался: «Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получали практическую ценность». Человечество прошло нелегкий путь от первого примитивного орудия труда – ручного рубила до мира современных компьютерных сетей. Технический прогресс и культура человечества проявляются теперь не в случайно изготовленных примитивных орудиях, а в целевой направленности при их изготовлении, в сохранении или совершенствовании их форм.
Вопросы и творческие задания:
1. Что обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?
2. Бесспорно ли деление на материальную и духовную культуру?В чем заключается условность этого деления?
3. Охарактеризуйте взаимосвязь материальной и духовной культур.
4. Можно ли перенести плоскость различия материальной и духовной культур на плоскость различия цивилизации и культуры.
5. Каковы антропологические и социокультурные основы возникновения и развития техники?
6.Какие фундаментные черты техники как материального феномена вы можете назвать?
7. Каковы проявления взаимоотношений «человек – техника»?
8. Какие новые проблемы и ситуации в культуре ХХI века порождает современная техника?
ГЛОССАРИЙ
основные понятия курса
Абстракционизм (от лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., творческий метод абстрактного искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности.
Авангардизм – совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Авангардизм провозглашает отказ от системы строгих правил и условностей, претендует на переустройство мира.
Аккультурация – обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором перенимаются нормы, ценности и традиции другой культуры.
Аксиология – философское исследование природы ценностей, значимых для человека, являющихся предметом его желаний, стремлений, интересов.
Аномия – (от гр. беззаконие) – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения. Это влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности.
Античность – (от лат. – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.
Антропология культурная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф. Боас.
Ассимиляция – полное погружение в чужую культуру, при котором перенимаются нормы, ценности и традиции другой культуры.
Артефакты культуры (от лат. arte – искусственный + factus – сделанный) – обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это – предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги, созданные людьми; к ним относятся любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории или суеверия, произведения искусства и фольклор – все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.
Архетип (от гр. arche – начало + typos – образ) – бессознательная форма восприятия фундаментальных структур общественной жизни: любви, насилия, труда, счастья. В психологической теории К. Юнга архетипы – структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий и т.п.
Библия – (от гр. Biblia – книги) священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода – с ХIII в. до н.э. по II в. н.э. Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета.
Большая традиция – употребляется в истории культуры и культурологии; этим термином обозначается культурный фонд, который состоит из профессионально выполненных объектов культуры; в отдельных странах используют для обозначения только письменной культуры.
Вечные образы –сложившиеся в мировой культуре литературные герои (персонажи), которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, всевременное значение (Прометей, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Фауст и др.).
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Это новый тип аудиовизуальной реальности, который дает возможность вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Гармония (гр. – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.
Гуманизм (лат. – человеческий, человечный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития, считающего благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов. Понятие «гуманизм» зародилось в ХV в.(в эпоху Возрождения), окончательно сформировалось в ХIXв.
Герменевтика – (гр. – истолковательное искусство) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. Например, в эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой современной культуры.
Детерминизм культурный – философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественной жизни.
Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.
Диверсификация культуры – распадение, разделение единой культуры на составные части.
Диффузия культурная -стихийный и неконтролируемый процесс заимствования культурных достижений у других народов.
Идентификация – отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью.
Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного (рационального) познания действительности.
Искусство – неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя.
инкультурация – процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.
Инновация культурная (от лат. – возобновлять, обновлять, изменять) – впервые появляющиеся в культуре данного общества институты, объекты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.
Канон (от гр. – норма, правило) – система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные закономерности различных видов искусства.
Катарсис (от гр. очищение) – духовное очищение, внутреннее освобождение, которое испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. Термин был введен Аристотелем в работе «Поэтика».
Классика – выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Принципы классики: мера, гармония, гуманизм, идеализация.
Классицизм – стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX в., в основе которого лежали античные каноны и образцы. Классицизм был связан с Просвещением.
Классификация ценностей – классификация ценностей по типу и уровню; неоднократно представителями различных гуманитарных областей знаний предпринимались попытки создать ее, однако она всегда достаточно условна, поскольку в нее вносятся социальные и культурные значения. Одной из наиболее удачных является классификация известного отечественного культуролога Б.С. Ерасова. Он выделяет следующие группы ценностей: витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические.
Код культуры – совокупность знаков, символов смыслов, которая заключена в любом предмете культурной деятельности человека.
Коллективное бессознательное – термин введен нем. психологом К. Юнгом. Его содержанием являются общечеловеческие прообразы-архетипы (например, образ Матери-земли, Мудрого старца, Демона и т.д.). Архетипы выражаются как в мифах и сказках, так и в магии, алхимии и т.д.
Контекст (лат. – тесная связь, соединение, согласование) – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.
Контркультура – обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи (хиппи, битники, движение негров), противопоставляемых официальным ценностям. Это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых установлений, молитв, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.
Креационизм (лат.- создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворении мира.
Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности.
Культурная адаптация – приспособление социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социальным условиям жизни с помощью изменения стереотипов сознания и поведения, норм и ценностей, образа жизни.
Культурная аккумуляция – процесс, который завершается образованием культурного наследия. При этом к имеющимся ценностям добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых.
Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за свои пределы или государственные границы.
Культурный лаг – понятие, описывающее ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее.
Культурная картина мира – это образ мира, который дает возможность человеку определить себя в мире и успешно действовать, здесь вырабатываются такие парадигмы, которые дают возможность адаптации каждой культурной традиции к реальному миру.
Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани двух культур, не примыкая ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение.
Мимезис (гр.– подражание) – способ художественного творчества преимущественно в искусстве, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида люди и предметов. Термин введен Аристотелем.
Ментальность – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на психическом уровне индивидуального или коллективного сознания.
Модернизация – переход от культуры традиционного, аграрного общества к культуре индустриальной или постиндустриальной.
Моральные нормы – в культурологии рассматриваются как регуляторы поведения людей, аналогичные с правовыми нормами в исследованиях Э. Дюркгейма, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна. Назначение их – ограничивать желания и претензии людей рассматриваются как культурные механизмы закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования.
Ноосфера (гр. – разум и шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Норма (лат. norma) – культурный механизм закрепления и контроля за выполнением определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Нарушение нормы вызывает негативные социальные санкции, наказание по отношению к нарушителю со стороны других членов сообщества. Понятие норма конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний.
Нормы коммуникативные – узаконенные установления, принципы обмена действиями и информацией, которым подчиняются представители определенной культуры.
Нормы культуры – формирующиеся тысячелетиями и передающиеся из поколения в поколение образцы и правила поведения или действия, складывающиеся на уровне обыденного сознания общества; в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Нормы социальные – правила поведения, стандарты, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
Новаторство и традиции в культуре – в социологии, филологии и культурологии этим словосочетанием обозначают две взаимосвязанные стороны развития культуры, в которых зафиксирована мысль о том, что они содержат в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивые моменты формируют традицию. Благодаря им каждое поколение усваивает культурный опыт человечества. Однако культура находится в постоянном движении. Творчество, изменение – другая сторона ее развития. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства. Творчество культурных ценностей носит общезначимый характер: культурные «открытия» должны найти отзвук в сердцах и умах «потребителей» культуры.
Популярная культура – культура, описывающая сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы; культура большинства населения или культура среднего класса, если он составляет большинство популярной культуры – это более высокий уровень по сравнению с массовой культурой, она предполагает некоторый профессионализм и артистичность. Формы: телефон, телевидение, американская попкультура, политические диспуты, спортивные состязания (попкультура древних греков).
Постиндуиндустриальное общество – другое название –«информационное общество», где значение сферы услуг (информации) выше индустрии. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, Интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное – определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры – церковь, армия; индустриальное – определяющей являлась промышленность, главные структуры – корпорация, фирма; постиндустриальное – определяющим являются теоретические знания, главная структура – университет, как место их производства и накопления.
Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию; индустриальная во время промышленной революции; информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).
Постмодернизм – совокупность течений в области теоретической мысли, общественного сознания и искусства, появившихся в 1970-1980-х годах. Основные черты постмодернизма: в мышлении – отказ от тотальных, «сущностных» тенденций в науке предшествующего этапа; в культуре – смешение разнообразных принципов и стилей, иррационализм, принципы коллажа, игра, свободное взаимодействие со всеми культурами и стилями. Символом постмодернизма является ризома. Постмодерн – это культура информационного (постиндустриального) общества. В художественной культуре постмодерна наиболее существенными чертами являются плюрализм и так называемое «двойное кодирование», т.е. ориентация на массу и элитарного зрителя или специалиста. Кино, видео, телевидение, рок-музыка, компьютерная графика (виртуальная реальность) сочетают в себе характерные отличительные черты искусства постмодерна: стирание граней между сферой духовной культуры и уровнем сознания, между научным и обыденным сознанием, между высоким искусством и китчем.
Провинциальная культура – культура малых и средних городов России, кроме столицы.
Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, означает творчески - созидательное отношение к труду; формируется на основе профессиональной и социальной компетенции.
Ррационализм (лат. – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения.
Синкретизм (гр. - соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего - либо(например, синкретизм первобытного искусства).
Семиотика (гр. – знак) – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.
Систематика архетипов юнга – выделенные К.Г. Юнгом базисные архетипы. Среди них есть важнейшие: «тень» – дочеловеческая часть психики, имеющая органические и даже неорганические корни, т.е. уходящая в толщу первосоздания человеческого космоса, характеризующаяся имманентностью, бессознательностью. «Тень» — самое примитивное, темное в человеке. В мифах «тени» актуализируются в виде антигероев, трикстеров. Например, Мефистофель в «Фаусте» Гёте. «Персона» – это своеобразная маска, которую человек надевает на себя, либо вступая во внешние отношения, либо пытаясь создать свой собственный образ для себя, сформулировать свою суть. «Персона» — автономное порождение сознания, пытающегося выделить свою индивидуальность, это инобытие истинного лика человека – его «самости». «Персона»–это социальная роль или просто роль, играемая человеком не только для окружающих, но и для себя самого. «Самость» — центральный архетип личности, центр целостности человека, его средоточие. «Самость» – Бог внутри нас, это одновременно синтез и гармоническое сочетание сознательного и бессознательного, личного и коллективного, внешнего и внутреннего, единство противоборствующих сил, встречающихся и противоборствующих в психической реальности. «Самость» — это и есть тот источник света, фокус света, преобразующий энергию бессознательного в свет сознания. «Анимус» и «Анима» – бессознательные начала противоположного пола: «Анима» – женственность в мужском, «Анимус» – мужественность в женском. «Анима» — символ бессознательного, существующего за пределами сознания во всей хаотической целостности. Архетип «Мудреца» (старика или старухи) — проявления духа, смысла, скрытого за хаосом жизни, символ волшебника, оформляющего начала культуры в противоположность хаотически природно-бессознательному.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры – языком, манерами поведения, одеждой, обычаями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре, она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Разновидности субкультуры: молодежная, профессиональная, криминальная.
Образ жизни – научная категория, которая используется в ряде дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни общества (социология, экономика, история, теория культуры, социальная психология); сегодня образ жизни становится важной категорией культурологии. Распределение времени и энергии индивида на протяжении его жизненного цикла между основными модусами социо-культурной жизнедеятельности, жизнеобеспечением, личностным развитием, социальной коммуникацией и восстановлением энергетических затрат. Понятие «Образ жизни» рассматривает различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни.
Образ культуры - создание определенного представления о культуре в рамках конкретных наук, изучающих культуру.
Образ художественный - категория эстетики; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественным образом называют также любое явление, творчески созданное артистом, художником, писателем.
Реституция культурных ценностей - (< лат. restitutio — возвращение) — в международном праве так называют процесс возвращения культурных ценностей, неправомерно захваченных и вывезенных в другие государства в результате войн или других незаконных акций. В Российской Федерации существует специальная комиссия по реституции культурных ценностей, созданная в 1992 г.
Символ (гр. symbolon)— объект, стереотип поведения, слово, указывающее на некоторую значимую для человека область реальности, на определенный порядок— природный, созданный людьми, связанный с психическими состояниями или переживаниями и имеющий предметную выраженность, отличную от представленности в общепризнанной форме; знаковое замещение определенного культурного порядка (религиозного, научного, художественного и т. п.) или его составляющих.
Символы культуры - (гр. symbolon) — термином обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной соц. группы. Такими символами культуры народа выступают практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения (сова, лев, волк, дуб, олива, лавр, коса и др.); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, Алконост, анчутка, домовой и др.). Большинство из них многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.
Семиотика (гр. – знак) – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также общения).
Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных.
Сохранение культурных ценностей – в искусствоведении, истории культуры и культурологии этот термин обозначает, во-первых, предотвращение от физического уничтожения, гибели или забвения культурных ценностей; во-вторых, способ обеспечения преемственности в развитии духовной культуры, что предполагает отбор духовных ценностей, распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи. Средствами сохранения культурных ценностей является язык, библиотеки, архивы, картинные галереи.
Стратификация культурная – наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культуры. При выделении культурных слоев важны мотивы деятельности, нравственные ориентиры людей, отношение к национальным традициям.
Сюрреализм – направление искусства ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания, а его методом – разрыв логических связей, замененных ассоциациями.
Текст (лат. - ткань, соединение) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций по Ю. Лотману: сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; коллективная память; общение читателя с самим собой; текст становится собеседником; общение между текстом и культурным подтекстом. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
Технократизм – стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращае