Поиск художественного образа. Для этого были рассмотрены и проанализированы материалы по данной теме, по композиции, цветоведению, декоративной живописи, искусству батика, формальной композиции. Материалы и литературу по таким направлениям в искусстве, как кубизм, абстракционизм, сюрреализм, формализм и т.п. А также стилям в искусстве, таким как стимпанк и клокпанк. Иллюстрации работ художников, выполненных в технике батик, с изображением абстрактной композиции. Кроме этого, постеры на кинофильмы, игры, журналы: «Идеи вашего дома», «Квартирный вопрос», «Деко», и собственные разработки [5].
Далее мы вели работу по поиску композиции, выполняли линейные эскизы, наброски. Работа по поиску идеи велась в четырёх направлениях, по которым предполагалось создать триптих, диптих, либо одну самостоятельную композицию к панно. Продумывание и разработка осуществлялась с учётом того, что проект осуществляется в технике росписи по ткани – батик, то есть композиция состоит из правильных или неправильных геометрических, либо производных форм, заключённых между собой замкнутыми линиями, чтобы в каждый кусочек влить определённый цвет. На диске, приложенном к данной работе, располагаются разработки и иллюстрации, которые нас заинтересовали и вдохновили как вариант воплощения композиции, исполненной в технике батика.
Направление – три образа времени: представлено три разных времени, время песочных часов, механическое время, и пространственное время. Все три композиции выполнены вследствие соединения образов времени из первого источника: фильма об осознанных снах «Inception», где используется изменение пространственных плоскостей и рамок в воображении и сознании участников определённого пространства. Вторым источников являются работы художника Питера Грика, а именно объёмно-пространственное решение его картин, создание ощущения присутствия в самой картине, перспектива. Третий источник, решение интерьера в журнале «Квартирный вопрос», с помощью такой техники, как сграффито – способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и обнажается нижний слой, отличающийся по цвету.
Направление – натюрморты: идея состоит в том, что из множества геометрических фигур и линий выстраивается натюрморт.
Направление – пространственные иллюзии: Разработка на эту тему выполнена под влиянием просмотра постеров к фильму «Inception», и работ художника – Julian Beever, рисующего 3D изображения на поверхностях пола и стен улиц городов. Композиция изображает улицу на горизонтали, направленную вверх, вместо неба, также использованы другие оптические эффекты – высота, глубина и парадоксальные элементы, лестницы Эшера.
Направление – абстракции: В данном направлении две темы – «Восточные страны» и «Водяные фантазии». В теме «Восточные страны» было разработано три эскиза с применением приёмов пересечения линий композиции и произвольных линий, симметрии в композиции, создания иллюзии объёма.
Разработка композиции панно «Течение времени». В итоге как эскиз к панно была выбрана разработка в направлении три образа времени, интерпретация механического времени, решённая в мозаичном изображении, в стиле «клокпанк», выходящем из ранее предшествующего «стимпанка», достаточно известного в индустрии кино, игр, иногда и в реальной жизни, например в моде.
Стимпанк или паропанк – это направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.
У клокпанка четких временных рамок нет. Балом, в данном стиле, заправляет часовой механизм (от англ. clock - часы, и clockwork - заводной), а там где не справляется он, на помощь приходят оккультизм и алхимия. Часовой механизм заменил всё: двигатели внутреннего сгорания, электричество и даже реактивную тягу. Пружины и шестеренки помогают двигаться удивительнейшим механизмам: ездящим, шагающим, плавающим, порой даже летающим.
Было выполнено несколько вариантов эскизов и разработок с включением различных элементов в общую композицию. Все эскизы для работы выполнялись в программе Adobe Photoshop. Была применена аддитивная цветовая модель – (наложение цветов друг на друга) – RGB. Эта модель используется при просмотре изображения на мониторе компьютера. Файлы, которые подлежали печати, были переведены в субтрактивную (вычитание цветов), цветовую модель – CMYK, использующуюся при широкоформатной стандартной цветной печати.
Мы сканировали эскиз, сделанный вручную это элемент в виде часового циферблата. Фон был нарисован в технике компьютерной графики. Пропорции формата изображения фона были приближены к горизонтальному. Элемент часового механизма вписан в формат в стороне от центра композиции. У данного элемента немного изменёны пропорции и перспектива (нижняя часть дальше, верхняя часть немного ближе к зрителю), затем началась работа в цвете. заливка каждого кусочка в часовом механизме, сделана отдельно, с учётом того, что обводка и заливка фона и часового механизма выполнены в разных слоях, для более удобного редактирования композиции и колорита. Заливка была создана с учётом того, чтобы колорит был единым, но при этом центр композиции, светлее, а края темнее, либо наоборот.
Было сделано несколько цветовых решений композиции, также в программе Photoshop. Также для лучшего понимания тональной разницы в элементах композиции, был сделан бесцветный эскиз.
В дальнейшем было решено расширить композицию, с целью удаления отрицательного эффекта стиснутой композиции. Так как создавалось ощущение втиснутого в пространство эллипса, являющегося обрамлением циферблата часов. Мы расширили композицию, поместив эскиз на листе, приближенном к горизонтальному формату. Затем дорисовали по краям композицию, чтобы все её элементы продолжались из первоначального эскиза. Затем сосканировали изображение, подчистили в программе Adobe Photoshop, подложили эскиз, фон которого требовался вместо светлого фона. Затем подобрали цвета из элемента часового механизма, в тёмных тонах. Вырезали с помощью лассо получившийся часовой механизм тёмных тонов, и вставили в расширенную композицию. Затем было сделано несколько цветовых вариантов данной композиции. Ранее описанные эскизы были черновым вариантом композиции. Для создания чистового варианта, был выполнен линейный эскиз в программе Corel X3. Для этого мы импортировали расширенный эскиз в цвете, и все линии изображения были обведены с помощью инструмента «перо», таким образом, чтобы автоматически создавалась кривая, плавно закругляющаяся в нужном направлении и интенсивности. Таким образом, были обведены все линии композиции. Затем линейный эскиз был подкорректирован. Линейный эскиз, выполненный в программе Corel X3, был экспортирован в формат JPEG, с разрешением, позволяющим распечатать изображение в достаточно большом размере. Затем цвета с чернового варианта были скопированы на чистовой вариант с помощью инструмента «пипетка» и несколько различных по цвету и тону решений готового расширенного эскиза. В итоге был выбран эскиз со сдержанной цветовой гаммой, с тёмным центром и со светлыми краями, контур, наоборот, (светлый центр, тёмные края), в композиции использован тёплый колорит.
Экспериментальная часть работы с техникой батика. В дальнейшем, работая с итоговым эскизом, для выполнения небольших разработок в материале, в технике батик на подрамниках альбомного формата и формата 15 х 21 см., линейный эскиз был экспортирован в формат JPEG, и кадрирован на несколько маленьких сюжетных фрагментов. Каждый эскиз был выполнен на ткани разного качества и цвета. В эскизах были использованы разные вариации колорита: более тёплый, более холодный, более светлый, более тёмный и колорит с оттенком песочного. Кадрированные фрагменты изображения были напечатаны на форматах нужной величины, подложены под ткань, переведены резервирующим составом и затем выполнены в цвете в технике холодный батик, с предварительно оставленным местом для паспарту.
Выводы от работы с тканью разного вида и качества:
Креп: Резерв наносится и ложится хорошо, но при излишках пузырится. Высыхая, пропитывает ткань полностью и после высыхания виден на ткани, под определённым углом, и ещё лучше виден при нанесении воды на ткань. Контур не скользит и наносится на ткань вполне ровными линиями. Краска ложится хорошо, если ткань обильно смочить, но при смачивании оттенок краски становится светлее, чем на цветовом эскизе. При небольшом смачивании краска ложится плохо, образует разводы и неровности на покрываемой области. Ткань ограничивает в исполнении, в применении приёмов росписи ткани, требует особой осторожности при работе, что сильно замедляет процесс росписи.
Креп-кашибо: Резерв наносится и ложится хорошо, при излишках почти не пузырится. Высыхая, пропитывает ткань полностью и виден на ткани, под определённым углом, и даже при прямом взгляде на ткань. Ещё лучше виден при нанесении воды. Краска ложится хорошо, даже при небольшом смачивании ткани. Вполне можно применять различные приёмы, используемые в батике, но нужно делать всё быстро, так как краска быстро высыхает и очень хорошо впитывается. Работать с тканью удобно. В зависимости от требуемого колорита можно использовать для работы ткань, окрашенную в тёплые или холодные оттенки.
Креп-шёлк: Резерв наносится и ложится хорошо, но при излишках немного пузырится и скользит на ткани. Высыхая, пропитывает ткань полностью и виден на ткани, под определённым углом, и ещё лучше виден при нанесении воды. Краска ложится хорошо, даже при небольшом смачивании ткани. Но наносить краску нужно быстро, иначе не избежать разводов на покрываемой области композиции. Вполне можно применять приёмы, используемые в батике, но опять, же нужно делать всё быстро. Работать с тканью вполне удобно, потому что в отличие от простого крепа креп-шёлк содержит натуральные материалы.
Подкладочная ткань: Резерв ложится плохо, не впитывается и долго сохнет, тем самым пузырится на ткани и смазывается. Контур скользит и наносится не очень ровными линиями. Краска ложится хорошо, но не терпит излишней влаги, иначе начинают появляться разводы, впитывается неплохо, но спустя продолжительное время.
Плащевая ткань: Резерв ложится хорошо, высыхает быстро, образует вполне ровные линии, но после высыхания резервирующий состав абсолютно не видно. На намоченной ткани, состав начинает проявляться, становится светлее, чем намоченная ткань. Краска ложится хорошо, относительно быстро высыхает без излишней влаги, не образует разводов, но совершенно не терпит излишней влаги, так как плохо впитывается и начинает давать некрасивые разводы. А также, если нечаянно задеть резерв, краска оставляет размытые следы, как на жирной поверхности, пятнами, и потом их затруднительно смыть с состава или поправить.
Атлас: Резерв наносится хорошо, быстро впитывается, просматривается на ткани со всех сторон. Краска после нанесения растекается на атласе по продольным нитям, даже не смотря на многократное проведение резервирующим составов на данной ткани. Она образует тонкие линии на соседних фрагментах композиции. Это происходит, потому что ткань сама по себе имеет скользкую структуру.
Также был представлен эскиз, выполненный на чёрном бархате белым контуром. Данная техника так же является одной из техник батика. Производить роспись в этой технике можно также акриловыми и масляными красками.
Затем эскизы были оформлены на плотном картоне, обрамлены в паспарту.