«Октябристы»
Последние числа октября 1905 г, в Москве, а позже и в Петербурге.
Лидеры (с 1906г): А.И.Гучков, Н.И. Гучков, Шипов, Волконский, Сергеевич, Рябушинские, Фаберже. состав: дворяне, чиновники 5-8 класса. Лидерам партии не удалось привлечь к партийной деятельности рабочих и крестьян. В целом: «Союз 17 октября» - партия служилого дворянства и крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии. численность75-77 тыс. ч. Не скрывали своего неприятия революции, а на практике оказывали правительство помощь в ее подавлении. «Октябристы» заявляли о себе как о противниках идеи сохранения неограниченной власти монарха, однако и категорически возражали против введения в стране парламентского строя. Они признали целесообразным сохранить за монархом титул «самодержавный».В структуру высшей госвласти должны были войти: монарх, двухпалатное народное представительство, формируемое на основе цензовых выборов. Нижняя палата: ГД, верхняя палата: Госсовет
«Октябристы» осознавали, насколько тяжелым было положение малоземельного крестьянства, и находили его требования об увеличении наделов вполне обоснованными. Главный акцент кр. вопроса – на хоз-правовых вопросах, считали необходимым уравнять крестьян в правах с остальными гражданами путем отмены всех законов, юридически принижавших податные сословия.
«Октябристы» исходили из необходимости сохранения «единой и неделимой России».
«Кадеты»
12-18 октября 1905г. Лидеры: П.Н. Милюков Долгорукие, Вернадский, Муромцев, Петражицкий, Корнилов, Струве.состав: русская интеллигенция, часть либералов-помещиков, средняя городская буржуазия, служащие, учителя, врачи и приказчики. Численность:50-60 тыс. ч. Выступали против социальной революции, но признавали возможность политической революции. Капитализм – самый оптимальный вариант общественного прогресса. За парламентарная конст. монархия английского типа, разделение властей, введение ответственного перед ГД правительства, реформа местного самоуправления и управления, суда. Считали, что без частичного принудительного отчуждения земли у помещиков, аграрная проблема не решится. «Кадеты» выступали за более глубокую реформу аграрного строя, ликвидацию методов крепостнической эксплуатации, делая ставку на капиталистические формы хозяйствования. Облегчить положение основной массы крестьянства, дать простор развитию производительных сил в сельском хозяйстве.
Не признавали право наций и народностей на политическое самоопределение.
«Эсеры»
Рубеж 1905-1906г. Бывшие народовольцы. Во второй половине 90-х гг. 19в – распространение эсеровских оргаизаци по всей России. Лидеры: Чернов, Азеф, Крафт, Гершуни, Мельникова. состав: интеллигенция, рабочих и 1.5% крестьян. Численность 60 тыс. ч. Эсеры не признавали революцию буржуазной, в отличие от РСДРП. Не считали ее социалистической. По их мнению, революция была социальной, переходной между бурж. и социалистической
Насущной задачей революции считали установление демократической Конституции. Партия выступает за ликвидацию самодержавного режима, переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимость личных свобод и защиту интересов труда.
«Эсеры» высказываются за формы федеративной демократической республики. Охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, сокращение раб. дня в пределах прибавочного труда, 8-часовой раб. день, установление минимальной З./п.,законодательная охрана труда, госстрахование во всех его видах.
Признание неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективного отказа от работ, неприкосн-ть личности и жилища, всеобщ. равное избир. право, выборность и подсудность всех должностных лиц.
В 1898 году образовалась Российская социал-демократическая рабочая партия. Это была партия основанная на идеях марксизма. В 1902 году в этой партии произошел раскол на большевиков и меньшевиков.
«большевики»1903г. Лидеры: Ленин, Плеханов. состав: рабочих, литераторов, крестьян земледельцев, остальные- разночинная интеллигенция и торгово-промышленные служащие. численность: 2.5-8.4 тыс. ч. Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата. Низвержение царизмаВ своей практической деятельности большевики руководствовались программой РСДРП.Равноправие всех граждан независимо от национальности, право населения получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственными во всех местных общественных и государственных учреждениях. Право на самоопределение за всеми нациям, входящими в состав государства.Самодержавие народа, всеобщее равное прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов, свобода передвижения и промыслов, уничтожение сословий и полная равноправность всех граждан, выборность судей народом.
«меньшевики»июль-август 1903г Лидеры: Цедербаум (Мартов), Аксельрод, Плеханов, Хинчук, Крохмаль, Бронштейн, Маевский.
состав: рабочих, литераторов, интеллигентных свободных профессий, студентов и рабочих. Численность- 45 тыс.ч.Насильственное устранение самодержавия. Соцреволюция, диктатура пролетариата.В своей практической деятельности меньшевики руководствовались программой РСДРП. принятой Конфискация всех земель, кроме мелкого, прежде всего, крестьянского землевладения.
Предоставление всем гражданам демократических свобод, выборность судей народом, отделение церкви от государства и школы от церкви, всеобщее, обязательное, бесплатное образование детей до 16 лет.Перейдем от центра к правым радикалам, различные организации которых («Русское собрание», «Совет объединенного дворянства», «Союз русских людей») начали создаваться еще в начале XX века. В 1905 году у нас создалась одна из самых крупных партий правых радикалов-монархистов: «Союз Русского народа». Эта партия исходила из позиций узкого консерватизма. Они считали, что все что есть в России, не нуждается в преобразовании, а, наоборот, это следует всячески сохранять и укреплять. Когда появился манифест 17 октября, в партии произошел раскол. Часть партии, во главе с Дубровиным, вообще отказалась от участия в Думе, заявив, что Дума — это орган, существование которого противоречит идее самодержавной монархии, и участвовать в ней монархистам не подобает. Другая часть этой партии, во главе с Николаем Марковым, участвовала в работе Думы, но всячески подчеркивала, что создание Думы не меняет сути неограниченной самодержавной монархии.
Потом из этой партии выделилась другая партия: «Союз Михаила Архангела», которую возглавил Пуришкевич. Для нее тоже было характерно убеждение, что все то, что есть в России, надо сохранять, с революцией нужно бороться самыми радикальными средствами, революция у нас — не результат того, что в стране что-то неблагополучно, а результат заговора западных стран и русских инородцев, результат жидо-масонского заговора, поэтому для этой партии характерна активная борьба с инородцами.
В классовом отношении руководителями этих партий были, как правило, представители мелкого и среднего помещичьего дворянства, которое в тот период времени, действительно, подвергалось очень тяжелым испытаниям.Хотя в руководстве партии доминировали помещики, представители бюрократии, интеллигенты право-радикальные, однако, в низовых организациях были люди из разных слоев общества. Эта партия постоянно подчеркивала свой надклассовый характер.Т.О. все партии в межреволюционный период делились на:
1. Правые, традиционно-фундаменталистские, националистические партии, выступавшие за восстановление и укрепление традиционных ценностей, в том числе и абсолютистской монархии — царского самодержавия, под лозунгом: «За ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, ЦАРЯ САМОДЕРЖАВНОГО, ОТЕЧЕСТВО НЕРАЗДЕЛЬНОЕ, РОССИЮ для РУССКИХ».
2. Правоцентристские, консервативно-охранительные партии, стремившиеся к сохранению «статус-кво».
3. Лево-центристские, либерально-реформистские партии, ориентировавшиеся на модернизацию России путем реформ.
4. Левые, социалистические партии, выступавшие за построение в России или на базе России, некоего идеального т.н. «социалистического» общества — прообраза «светлого будущего» для всего человечества.
38. Политические партии в Российских революциях.
Социальный взрыв в феврале-марте 1917 г. ликвидировал царскую монархию, резко политизировал и радикализировал все социальные слои и группы населения, особенно городские низы и десятимиллионную армию. В России произошел слом старой, феодально-монархической, имперской государственности, которая в условиях неудачной войны и краха монархических иллюзий, уже не могла служить гарантом социальной стабильности, гражданского мира и национального единства. Российское общество лишилось своей исторической доминанты — сильного, централизованного государства. На смену старой власти пришло двоевластие в центре, многовластие на местах. С одной стороны, слабое, чисто номинальное Временное правительство, опирающееся на блок консервативно-либеральных партий, на остатки прежней государственности и либерально-демократические иллюзии части народных масс — «власть без силы», своего рода исторический нонсенс. С другой стороны, органы прямой и представительной демократии — Советы рабочих, солдатских, крестьянских, офицерских, служащих депутатов, комитеты общественной безопасности, органы местного самоуправления, национально-политических и прочих организаций. Народ получил долгожданную «свободу» — каждый делал, что хотел «постольку, поскольку». Данный принцип, на основе которого Петросовет поддержал Временное правительство, имел свою обратную негативную сторону — все нижестоящие органы власти и самоуправления руководствовались им в практической деятельности при исполнении директив центральной власти, а это в условиях войны могло привести лишь к полной дезорганизации властных структур и дальнейшему распаду российского общества «сверху донизу» на составные элементы, что и произошло. В условиях роста хаоса и анархии консервативно-либеральное Временное правительство в марте-апреле попыталось, невзирая ни на что, довести войну до победного конца, чтобы Россия могла войти в круг «держав-победительниц» и в семью «цивилизованных народов». На этом пути его постигла неудача. Не помогла и широкая коалиция с умеренными социалистами — эсерами и меньшевиками в мае-октябре 1917 г., политическое маневрирование и попытка консервативно-либеральных кругов посредством военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова стабилизировать ситуацию. В условиях полной политической свободы все партии, кроме крайне правых, существенно расширили свои ряды. Так, остатки правых партий реорганизовались во Всероссийский союз земельных собственников (50 тыс.); октябристы, после двух переименований, достигли аналогичной величины; численность кадетов возросла в 5—8 раз (50—80 тыс.); меньшевиков — в 15—20 раз (200 тыс.). Но все эти партии классического западного образца ориентировались на средние слои, чей политический и социальный потенциал был крайне ограничен. Максимальный рост партийных радов наблюдался у эсеров, чья численность достигла 0,5—1,0 млн. человек, главным образом, за счет политически активной части социальных «низов» российского общества. Ряды радикальных социал-демократов — большевиков выросли в 25—35 раз (что составило 350 тыс. человек), главным образом, за счет малоквалифицированных рабочих и солдат. Но общая численность всех политических партий составила всего 1,2—1,7 млн. чел. или 2—3% самодеятельного населения, что было явно недостаточно для сохранения мирного демократического политического процесса в условиях распада государственности и ведения войны. К осени 1917 г. наиболее политически активная часть населения — городские «низы» и солдаты, в условиях последовательного краха царистских, либерально-демократических и умеренно-социалистических иллюзий, недовольные политикой «власть предержащих» все больше стали ориентироваться на революционно-популистские лозунги типа — «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Власть — Советам». Это были лозунги радикальных и ультралевых социалистов: большевиков и части эсеров, меньшевиков - интернационалистов, анархистов. Придя к власти на волне массового недовольства в октябре-ноябре 1917 г., большевики и их союзники выгодно отличались от прежних «правительственных» слабоорганизованных, аморфных партий, не выдержавших испытания властью. Во-первых, они декретировали все те лозунги, с которыми пришли к власти, что обеспечило им на первых порах определенную социальную базу или дружеский нейтралитет в народных массах, чья политизация явно шла на убыль. Во-вторых, в условиях полного социального распада, большевики явились катализатором строительства и консолидации новой партийно-государственной системы, которая пришла на смену старому, традиционному обществу дореволюционной России. В конце 1917 г. большевики доминировали в новых органах прямой демократии — Советах, в большинстве профсоюзов, установили реальный контроль над вооруженными силами — отрядами Красной Гвардии и рабочей милиции (100—300 тыс. человек), а также остатками старой армии, где у них было свыше 70 тыс.сторонников. В-третьих, большевики выдвинули очень привлекательную, т.н. «опережающую» модель развития России как первой страны победившей мировой революции, в ходе которой в ближайшем будущем будет воплощена вековечная мечта человечества о «золотом веке». Все это не могло не привлечь политически активную часть населения, главным образом, из «низших» слоев общества, разочарованных в прежних монархо-либерально-демократических альтернативах. После разгона Учредительного собрания и установления однопартийной диктатуры большевиков в июле 1918 г. политический процесс в России принял форму национальной катастрофы, началась широкомасштабная гражданская война. Но к этому времени большевики сумели создать основы партийного государства, где уже именно партия являлась доминантой общественного строя и общественной жизни. В ходе гражданской войны большевики сумели восстановить на новой партийной основе главные институты государства: 5,5 миллионную Красную армию, 0,5 миллионный репрессивно-карательный аппарат и 1,0 миллионный централизованный советско-государственный аппарат, во все структуры которого внедрялись работники партийно-политических и «особых» органов. Это была уже реальная сила, с помощью которой большевики разгромили своих противников, провели индустриализацию и создали сверхдержаву — СССР.
Слабость и ограниченность умеренно-центристских, консервативно-либерально-социалистических партий, чья социокультурная база ограничивалась немногочисленными средними городскими слоями населения России, неспособность руководимых ими органов центральной власти — Временного правительства и Советов — к действиям в экстремальной ситуации прогрессирующего распада социальных структур, выход широких масс — вооруженных рабочих, солдат и крестьян, лишенных демократических традиций и обладающих крайне низким уровнем политической и правовой культуры, — на политическую арену в качестве основного субъекта политического процесса — все это в совокупности обеспечило неминуемый крах либерально-демократических и умеренно-социалистических моделей Великой русской революции. Все это подготовило во многом неожиданный, но на самом деле исторически обусловленный этап радикально-социалистических преобразований, который закончился установлением в июле 1918 г. большевистской диктатуры. Из всех массовых политических партий только большевики смогли не только прийти к власти на волне народного недовольства, но и сохранить ее, трансформировав свою партию в государственную партию, вокруг которой консолидировалось, убеждением и насилием, распавшееся российское общество.