Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как развивается наука? Между кумулятивизмом и релятивизмом




 

Излюбленный пример абдуктивного рас­суждения у Ч. Пирса — открытие Кепле­ром математической формулы орбиты Мар­са. Как известно, Кеплер начинал с описа­ния большого количества наблюдений о по­ложениях Марса в различные моменты вре­мени. Эти данные лучше согласовались с системой Птолемея, чем с системой Копер­ника. Но Кеплер видел в системе Коперника более элегантную и экономную теорию не­бесных явлений. Вслед за Коперником он допускал “метафизическую” идею о том, что Солнце может как-то “заставлять” планеты вращаться вокруг себя. Поэтому он искал не просто теорию, с которой бы согласовывались все имеющиеся наблюдения, но такую теорию, которая бы объяснила эти на­блюдения как необходимые. Из массы эм­пирических данных, накопленных Тихо Бра­ге, Кеплер сознательно отбирает те, кото­рые согласовались с системой Коперника. Поскольку расхождение этой системы с фак­тами все же оставалось большим, чем у сис­темы Птолемея, Кеплер идет на смелое из­менение математического выражения тео­рия Коперника, не изменяя ее основного со­держания: он постулирует эллиптичность орбиты Марса.

Рассматривая изложение этого эпизода из истории классической науки у Ч. Пирса, А. Айер замечает: “Этот пример вдвойне поучителен. Он показывает, что индуктивистская модель научных теорий как простых обобщений наблюдаемых фактов может быть неверной даже по отношению к эмпи­рическим теориям. Наблюдения должны быть отобраны: для того, чтобы знать, что именно наблюдается и при каких условиях, нужны какие-то предварительные гипотезы. С другой стороны, если согласиться, что про­верка теорий состоит в попытках опроверг­нуть их, все же следует помнить, что опро­вержение теорий не есть самоцель а скорее средство получить более совершенную тео­рию”[382][382].

А. Айер подмечает две противоречивые тенденции в пирсовском анализе реальных процессов развития науки. С одной сторо­ны, пример, рассмотренный Пирсом, показы­вает, что нет теоретически беспредпосылочного научного знания, наблюдения всег­да являются интерпретированными, возмож­ность заблуждения кроется уже в самом концептуально обусловленном отборе эмпи­рических фактов. Эти идеи Ч. Пирса в 60—70-е годы получили особый резонанс в работах теоретиков “исторической школы” в философии науки, сторонников концепции “полной теоретической нагруженности” язы­ка наблюдения и связанного с ней тезиса о “несоизмеримости” научных теорий в рам­ках различных концептуальных каркасов. С другой стороны, Ч. Пирс понимал кроющу­юся за критикой наивного индуктивизма и кумулятивизма опасность релятивизации на­учного знания. Если содержание знания определяется не независимой от него реаль­ностью, а тем, что мы можем или хотим увидеть в ней, если истинность знания опре­деляется не соответствием с реальностью, но соблюдением методологических канонов, то из-под науки ускользает почва объективно­сти. Если же последовательно отказываться от истины как критерия научной объектив­ности и рациональности и переносить акцент на прагматическую сторону науки, то с из­менением методов и “концептуальных кар­касов” произойдет и “изменение” самой ре­альности; ученые будут всякий раз оказы­ваться в “новом мире” (по выражению Т. Куна), разрушая за собой мосты к “преж­ним мирам”.

Опасение перед релятивизмом и иррацио­нализмом удерживало Пирса от подобных крайностей. При всех своих колебаниях он постоянно возвращался к “реализму” и на­стаивал на том, что прогресс науки состоит в приближении к “идеалу истины”. Он от­вергал чисто инструменталистский взгляд на науку, описание ее эволюции как просто­го перехода от одних теорий-инструментов к другим, более успешным в их практичес­ком применении, критиковал современных ему инструменталистов (Э. Маха, К. Пирсона, Д. Дьюи, У. Джемса). В отличие от инструменталистов, замечает П. Скейгстед, Ч. Пирс рассматривал движение науки как процесс, по преимуществу определенный внутренними рациональными закономерно­стями, а не как род “адаптационной” дея­тельности, не имеющей непосредственной связи с истиной[383][383].

Напрашивается сопоставление взглядов Ч. Пирса по этому вопросу с современными спорами между “интерналистами” и “экстерналистами”, а также с компромиссными эволюционными концепциями (С. Тулмин). Нельзя не признать, что своим стремле­нием сохранить неразрывность связи между рационализмом и классическим, идущим от античности пониманием истины как соот­ветствия с действительностью, Ч. Пирс отличается от современных “рацио­налистов”, подменяющих истину ее различ­ными суррогатами вроде “канонов критики” или “успешности адап­тации к требованиям интеллектуальной сре­ды”.

Конечно, это стремление у Пирса было противоречивым и потому наталкивалось на серьезные затруднения. Гарантию истиннос­ти он искал в успешности применения знания: отсюда следовало представление о науч­ной эволюции как о “кумулятивно-конвер­гирующем” процессе, проходящем две ста­дии: а) формирования общей структуры отношений между исследуемыми явления­ми (“картины мира”) и б) кумуляции уточ­нений параметров и их численных значений, входящих в уравнения, описывающие эту структуру[384][384]. История науки, однако, проти­воречит кумулятивистской модели. Уже при жизни Пирса эволюция фундаментального естествознания привела к радикальной лом­ке “картины мира”, дух преобразований за­хватил даже математику и логику, незыб­лемость положений которых казалась са­моочевидной на протяжении столетий. И в этом противоречии между “кумулятивизмом” Пирса и его стремлением приблизить нормативную теорию научного исследова­ния к реальной практике ученых как в зародыше содержатся современные разногласия “философов науки”.

Вопросы философии, 1982, № 3


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2817 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.