Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория научного исследования




 

Тенденция к подмене философской теории истины нормативной моделью научной дея­тельности является едва ли не преоблада­ющей в современной “философии науки”. И в этом аспекте наследие Ч. Пирса привлека­ет ее представителей. Характерна, напри­мер, следующая оценка: теория научного исследования Ч. Пирса может рассматри­ваться как первое приближение к построе­нию научной эпистемологии, которая приз­вана объяснить непрерывный и рациональ­ный рост знания, установить правила “кон­тролируемого творчества”; “теория исследо­вания составляет ядро философии Пирса; можно даже сказать, что вся его филосо­фия по существу является теорией исследо­вания”[370][370].

Попытка реконструкции философии науки и теории научного иссле­дования Ч. Пирса была предпринята Н. Решером[371][371]. Известно, отмечает он, что специфика научного метода, та его черта, которая позволяет науке приближаться к истине, по Ч. Пирсу, заключается в "самокорректируемости”, то есть в постоянном исправлении собственных ошибок и улучшении своих ре­зультатов. В то же время Пирс часто назы­вал основным методом научного исследова­ния индукцию. Если учесть многолетние спо­ры вокруг проблем индуктивной методоло­гии, то столь высокая оценка индукции Пир­сом способна вызвать сомнения даже у его почитателей. Поэтому важно уточнить, что именно понимал Ч. Пирс под индукцией и индуктивной методологией.

Характерны следующие высказывания Ч. Пирса: “Индукция оправдывается не от­ношением между фактами, о которых идет речь в посылках, и фактами, о которых го­ворится в заключении; индукция не гаран­тирует необходимое или объективное следо­вание вторых из первых. Оправдание индук­тивного вывода состоит в том, что он дости­гается методом, который, если его правиль­но применять, должен вести к истинному знанию через длинную цепь своих отдельных применений то ли к действительному миру, то ли к любому мыслимому миру”[372][372]. Таким образом, “оправдание” индукции совпадает у Пирса с бесконечной применимостью науч­ного метода.

Ч. Пирс выделял три вида индуктивных рассуждений: простую (“рудиментарную”) индукцию, качественную (содержательную) индукцию и количественную (статистичес­кую) индукцию. Рудиментарная индукция — выведение общих утверждений на основе сходства между различными фрагментами опыта; это примитивный метод повседневно­го рассудка, в науке он почти не играет ро­ли. Качественная индукция по сути то же самое, что гипотетико-дедуктивный метод; она состоит из двух основных компонент: абдукции — процесса выдвижения гипотез и их отбора по определенным критериям и ретродукции — процесса опытной проверки и элиминации ошибочных гипотез. Эти ком­поненты не просто дополняют друг друга, а находятся в динамическом взаимодействии. Количественная индукция — не что иное, как совокупность статистических методов.

“Самокорректируемость” как основное свойство научного метода выглядит очевид­ной лишь для статистической методологии. В то же время некоторые критики (Г. фон Райт, Л. Лаудан, А. Шимони) сомневались, можно ли считать “самокорректирующейся” и гипотетико-дедуктивную методологию или качественную индукцию в терминологии Пирса? Эти сомнения могут быть отброше­ны, замечает Н. Решер, если учесть, чти “для Пирса научный метод — это не какой-то небольшой список правил (а 1а Милль), но внутренне сложный и утонченный орга­нон, интеллектуальная дисциплина, требу­ющая многолетнего изучения и применения в реальной теоретической и эксперименталь­ной практике”[373][373].

Качественная индукция — это эволюцион­ный процесс выдвижения и отбора гипотез. В результате многократных чередований аб­дукции и ретродукции набор сопернича­ющих альтернативных гипотез редуцирует­ся к некоторой наиболее предпочтительной теории. Эта теория должна доказать свои достоинства в сопоставлении с опытом. По­казатель ее успешности представляет собой отношение числа удачных применений (пред­сказаний, проверок) к общему числу при­менений. Именно в этом моменте осущест­вляется связь статистики и содержательной индукции: статистические методы позволяют количественно оценить успешность данной теории (гипотезы) и обеспечивают самокорректируемость всего индуктивного процесса.

Н. Решер подчеркивает, что для Пирса “единственной подлинной проверкой тео­рии может служить только успешность вы­водов, предсказаний и применений, основан­ных на этой теории. Чисто “интеллектуаль­ные” факторы, такие, как объясняющая способность, экономичность, интуитивная ясность, предполагаемая вероятность, согла­сованность с другими теориями и т.п., - все это соображения, относящиеся к процессу абдукции (выбору гипотезы или теории для проверки), но они уже не имеют отношения к ретродукции (проверке истинности теорий и установлению их приемлемости)”[374][374]. На­пример, превосходство теории Пастера над теорией Галена состоит не в большей внут­ренней гармоничности или простоте, а в том, что статистические показатели успешных применений первой оказываются выше. “Эта идея — статистического обоснования успеш­ности или неудачи применяемой теории — является ядром концепции самокорректиру­емого совершенствования науки Ч. Пирса”[375][375].

С другой стороны,— и это отмечают поч­ти все комментаторы — концепция индук­тивного процесса у Пирса обнаруживает большое сходство с моделью “предположи­тельного знания” К.Поппера. Ч. Пирс ут­верждал, что в качестве гипотез, подлежа­щих испытанию, предпочтительны наиболее “смелые” догадки, в наибольшей степени подверженные опровергающему экспери­ментированию или, в терминах Поппера, име­ющие максимальный круг потенциальных фальсификаторов. Некоторые высказывания Пирса по этому вопросу можно легко при­нять за выдержки из известных сочинений К. Поппера. Например, Пирс писал: “С ги­потезами следует поступать следующим об­разом: дедуктивно вывести следствия, срав­нить их с результатами эксперимента, ис­пользуя индукцию, отбросить гипотезу в случае неудачи, повторить попытку и т. д. Как долго будет продолжаться этот процесс, пока мы не найдем гипотезу, которая выдер­жит все испытания, сказать нельзя; но мож­но надеяться, что в конце концов нам удаст­ся это сделать”[376][376].

“Было бы большим заблуждением,— пи­сал он в другом месте,— полагать, что ум практического исследователя мог бы удов­летвориться такими научными положения­ми, которые, не будучи доказаны со всей тщательностью, выглядят в высшей степе­ни вероятными. Напротив, ученый предпо­читает гипотезы, кажущиеся почти невероят­ными, и рассматривает их снова и снова. По­чему? Да просто потому, что любое научное высказывание может быть опровергнуто и вскоре забыто. Гипотеза — нечто такое, что может оказаться истинным,—- необходимо должна подвергаться проверке и опровер­жению фактами. Наилучшие гипотезы, то есть наиболее привлекательные для иссле­дователя—те, которые в наибольшей сте­пени подвержены опровержению, если они ложны. Это их преимущество перевешивает все другие мелкие достоинства. Ведь что такое эти “вероятные гипотезы”? Это те ги­потезы, которые в большей степени соответ­ствуют имеющимся у нас идеям. Но наши идеи могут быть ошибочными. Именно их подверженность ошибкам — как раз то, чем особенно интересуется ученый”[377][377].

Ч. Пирс придавал исключительное значе­ние своей доктрине о принципиальной опровержимости научного знания (фоллибилизму). Она выступала для него воплощением антидогматического характера науки, ее бесконечного стремления к прогрессу. В этом отношении он не делал принципиаль­ных различий между эмпирическим естест­вознанием и формальными науками: мате­матикой и логикой. С. Хаак отмечает, что Ч. Пирс колебался при ответе на вопрос, распространим ли фоллибилизм на сферы логики и математики. Причина колебаний была очевидной: Пирс признавал необходи­мую истинность математических и логичес­ких суждений а также их дедуктивный ха­рактер, понятно, что эти положения трудно совместить с признанием опровержимости логических и математических теорем. И все же Пирс преодолевал эти колебания, рас­ширяя доктрину фоллибилизма и на область формальных наук. С. Хаак видит основание этой позиции Пирса, перекликающейся с современными идеями У. Куайна и И. Лакатоса, в перенесении им акцента с рассмотре­ния математического и логического знания “самого по себе” на способ его получения, то есть на процесс математического откры­тия и формулирования логических выводов[378][378].

Но между пирсовским “фоллибилизмом” и попперовским фальсификационизмом все же имеется кардинальное различие, справедливо замечает Н. Решер. К. Поппер сводит ме­ханизм научного поиска к методу проб и устранения ошибок. Выдвижение и элими­нация гипотез с точки зрения фальсификационистской методологии происходит всле­пую, так как у человека нет “индуктивных инстинктов”, позволяющих заранее отличать “хорошие” гипотезы от “плохих”, нет пози­тивных рациональных критериев отбора (хо­тя имеется “негативный” — фальсификационистский — критерий предпочтения гипо­тез). “Поэтому для Поппера успех науки есть нечто случайное, необъяснимое, в бук­вальном смысле — сверхъестественное и непонятное”[379][379]. Ч. Пирс, как полагает Н. Ре­шер, предвосхитил современную критику попперовской эволюционной концепции нау­ки’, однако и Пирсу также не удалось пой­ти дальше туманных догадок об “абдуктивных способностях” и “когнитивном ин­стинкте” исследователя, позволяющих ему выбирать из океана возможных предполо­жений те гипотезы, которые в конечном сче­те все же ведут к истине. Ч. Пирс высказы­вал предположение о том, что эти способ­ности являются результатом общей эволю­ции человеческого рода, кумуляцией интел­лектуальных средств адаптации к среде, орудием выживания. Эти неясные и далекие от научной строгости идеи Пирса, должны быть, считает Н. Решер, заменены методоло­гической теорией, формулирующей точные правила построения и предпочтения гипотез; такая теория стала бы воплощением мечты Пирса об органоне науки[380][380].

Проблема придания научной строгости и логической точности теории научного иссле­дования в настоящее время широко обсуж­дается в методологической литературе. Ра­циональная реконструкция исследователь­ского процесса, очевидно, невозможна без применения точных средств логического и математического анализа тех реальных процедур, которыми характеризуется рабо­та ученого (без гиперболизации и мистифи­кации этих средств, свойственных логико-по­зитивистской философии науки). В западной литературе имеются интересные наблюдения, разработки и проекты комплексного приме­нения логики, психологии науки и социологи­ческого анализа к процессам исследова­ния[381][381]. Вместе с тем существенным недостат­ком многих таких исследований является тенденциозная подмена гносеологической основы изучения научных процессов стано­вящейся самоцелью логической экспликаци­ей исследовательских приемов и методов. Отрыв методологии от философской теории познания часто оборачивается иска­жением существа науки и научного метода. Все это в модернизированной форме воспро­изводит конфликт противоречивых сторон философии Ч. Пирса.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.