Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научный реализм” - онтологическая или методологическая концепция?




 

Хотя термин “научный реализм” прочно обосновался в современной литературе по философии науки, трудно дать его точную дефиницию. Неопределенность этого термина как общего названия для ряда фило­софских и методологических направлений проистекает, главным обра­зом, из неоднородности этих направлений, заметных расхождений между ними даже по принципиальным эпистемологическим пробле­мам. Вместе с тем, он действительно выражает общую идею, объединя­ющую эти направления.

Идея эта, на первый взгляд, проста и заключается в следующем: существует объективная реальность, познаваемая в ходе исторической эволюции особых познавательных средств—научных теорий. Однако ощущение простоты немедленно исчезает, как только задаются вопро­сы о том, каков статус утверждений о существовании объективной ре­альности (научный или метафизический), что значит “быть познавае­мым”, в чем состоит специфика научных теорий по сравнению с иными формами и средствами познания, со “здравым смыслом” или с обыден­ным познанием, как исторически изменяются отношения между тео­риями и реальностью и др. Различие ответов на эти вопросы и опреде­ляют различные варианты “научного реализма”.

Н. С. Юлина отмечает: “Смысл реализма, собственно говоря, состоит в обосновании в противовес неопозитивистскому конвенциализму и инструментализму дескриптивистского, референциального, онтоло­гического характера терминов науки. Вместе с тем “научные реали­сты” сохраняют характерный для неопозитивизма “ лингвистический акцент” и сциентистские мировоззренческие установки. Онтологиче­ская проблема “Что есть в мире?” ограничивается ими анализом при­роды языка, статуса теоретических объектов науки, критериев онтоло­гической отнесенности понятий науки, соотношения языка науки и традиционного философского языка и т.п. Для анализа этих вопросов широко используются аналитические методы”[290][290].

Итак, для “научных реалистов” проблема “Что и каким образом ис­пользуется в языке?” является ключом к проблеме “Что есть в мире?”. Такой методологический подход характерен для всей аналитической философии. “Новые реалисты— отличаются только тем, что говорят не о языке вообще, а о языке науки, научных теорий. Впрочем, надо отме­тить, что, оставаясь в общем и целом в русле аналитической филосо­фии, “научный реализм” иногда пытается говорить языком трансцен­дентальной философии.

Так, по мнению Р. Бхаскара, в философии науки присутствуют три основных подхода к проблеме соотношения научной теории и реально­сти:

А. Классический эмпиризм, рассматривающий научное знание как систему фактуальных предложений; в идеале эта совокупность изо­морфна совокупности атомарных “событий”, образующей “внешний мир” для познающего субъекта; наука в таком понимании является “эпифеноменом природы”.

Б. Трансцендентальный идеализм, рассматривающий научное зна­ние как идеальную структуру, порождаемую человеческим мышлени­ем: объекты “внешнего мира” суть явления, уловленные в сети “идеалов и норм естественного порядка”, диктуемых самим мышлением; на­ука строит, конструирует природу.

В. Трансцендентальный реализм, рассматривающий “объекты по­знания как определенные структуры и механизмы, порождающие яв­ления; знание об этих объектах приобретается в ходе социально обус­ловленной научной деятельности”[291][291]. В отличие от идеализма реализм считает объекты познания независимыми от познавательной деятель­ности субъекта. В отличие от эмпиризма он понимает мир как взаимо­действие взаимосвязанных структур и каузальных механизмов, а не атомарных событий. Если для эмпиризма реально существуют только единичные объекты восприятия, то для трансцендентального реализма тот же статус имеют общие свойства предметов и процессов, а также каузальные связи.

Р. Бхаскар причисляет себя к третьему из указанных подходов и под­черкивает его достоинства по сравнению с другими: “Только трансцен­дентальный реализм может утвердить идею об управляемом естествен­ными законами и независимом от человека мире. Именно эта идея не­обходима для адекватного понимания науки”[292][292].

Мы видим, что Бхаскар рассматривает онтологическое допущение “мир состоит из каузальных механизмов” как основание для формули­рования задачи науки и природы научного знания именно как “знания об управляемом естественными законами мире”: “Научное знание воз­можно именно потому, что вещи и объекты подчиняются естественным законам...”[293][293]. Но здесь возникает давно и хорошо известная трудность: если все, что мы знаем о мире, может быть удостоверено только наукой, то и данное онтологическое допущение должно иметь научный статус. Однако оно играет роль основания для науки, предпосылки, необходи­мого условия и потому размещается где-то вне пределов научного зна­ния (неопозитивисты называли такие предложения метафизическими). Поэтому-то Бхаскар избегает называть свою позицию “научным реализмом” и прибегает к названию, ассоциирующемуся c некоторыми аспектами философии Канта, — «трансцендентальный реализм».

«Трансцендентальный реализм» как бы напрямую соединяет онто­логию с методологией, метафизику с философией науки. Такая связь оправдывается интуицией и здравым смыслом ученого, верящего в объ­ективное существование законов, формулируемых научными теория­ми, несмотря на то, что эта вера не может найти непосредственного под­тверждения в чувственном опыте. “Давайте же освободимся из тюрьмы чувственных данных и вспомним, что мы находимся в действенном контакте с материальным миром, хотя этот контакт далеко не всегда будет безошибочным”,—призывает Дж. Смарт[294][294]. Каузальные механизмы, конечно, не наблюдаемы (как не наблюдаемы и такие теоретические объекты, как электроны или гены), но можно ли считать «ненаблюдаемость» основанием для отрицания за подобными объектами он­тологического статуса? Ведь именно научные теории, рассуждает Смарт, способны объяснить, почему человек не может наблюдать фо­тон так же, как он наблюдает луч света в темноте. Научные теории не только утверждают существование элементарных частиц, но вместе с тем объясняют и их невидимость. И уж, конечно, нам не следует пя­титься к Беркли и полагать, что существовать—значит быть восприни­маемым[295][295].

Со времени Д. Юма против такого рода реализма выдвигалось возражение: каузальные связи в природе, если и существуют, не могут быть установлены опытным путем; если же им приписывается априорный характер, то наука, прибегающая к такому приему, перестает быть эм­пирической и попадает в зависимость от метафизики; суждения о на­личии таких связей не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытным путем, как не могут быть объяснены и в рамках науки (хотя сами выступают как принципы объяснения явлений). Бхаскар называ­ет такую позицию скептицизмом, который опровергается самим суще­ствованием науки. Научное раскрытие причинных связей в природе возможно именно потому, что они существуют реально, и это доказы­вается именно опытным путем.

Следовательно, “трансцендентальный реалист” наполняет понятие опыта иным содержанием, чем то, какое в него вкладывали позитиви­сты. В опыт, наряду с наблюдениями, входят и обнаруживающие себя в этих наблюдениях “каузальные механизмы”. Онтологические утверж­дения о таких реальных, но ненаблюдаемых сущностях формируются двояким образом: вначале они в самом общем виде формулируются фи­лософией (метафизикой), точнее философской онтологией, а затем приобретают конкретное содержание в научных теориях и уже в этом виде входят в их структуру, становятся опытно-проверяемыми предло­жениями.

Именно это включение метафизики в сферу компетенции методоло­гии науки, соединение метафизики с научным знанием вызывает споры между различными направлениями внутри «научного реализма», так и между «научными реалистами», с одной стороны, и их оппонентами (инструменталистами, идеалистами)—с другой.

Внутри реалистического лагеря оппозицию против альянса метафизики и науки составляют те реалисты, которые при всем их антипози­тивизме не выходят за рамки антиметафизической традиции. В наибо­лее четкой форме такая оппозиция представлена У. Селларсом и его по­следователями.

«Научный реализм» Селларса—это попытка уйти от двух неприем­лемых крайностей: эмпирического фундаментализма и спекулятивной метафизики. Первую из них У.Селларс назвал «мифом о данных». Со­гласно этому мифу в основе знания, в том числе и научного, лежит осо­бый слой «невыводного» знания, якобы приобретаемого в процессе не­посредственного чувственного контакта с внешним миром[296][296]. Этому ми­фу Селларс противопоставляет учение о том, что ощущения и восприятия становятся «данными» только будучи интерпретированы в некоторой языковой системе, обучение которой является прямой и не­обходимой предпосылкой всякого осмысленного наблюдения; все, что человек ощущает или воспринимает, определено языковым «карка­сом» (framework), которым он пользуется. Существуют две принципи­ально различные возможности выбора языковых каркасов, сквозь призму которых люди могут наблюдать внешний мир. Первая—это подключение к каркасу «здравого смысла», антропоцентрической кар­тины мира, в которой реальность изображается как совокупность чело­веческих восприятий, а мир исчерпывается множеством объектов, ощущаемых и воспринимаемых людьми. Эта картина оформляется как множество «образов повседневного опыта» (Manifest Images), возника­ющих в ходе практического взаимодействия человека с окружающим его миром и достаточных для обычных жизненных целей людей. Но в то же время, отмечает Селларс, концептуальный каркас, из которого вытекают эти образы, «совершенно неадекватен истинному положе­нию дел и не может быть понят как описание всей совокупности реаль­но существующих вещей»[297][297].

Вторая возможность — это создание теоретических каркасов — научных теорий, в особенности физических теорий микромира. Этими сред­ствами формируются образы, в которых отображается реальность как таковая (Scientific Images). Если образы повседневного опыта могут рассматриваться как аналоги кантовских феноменов[298][298], то «научные об­разы»—это изображения «вещей самих по себе», в той мере, в какой вообще применима аналогия с кантовыми понятиями. В этом и состоит замысел Селларса: метафизическое постулирование онтологических сущностей вытесняется научным их постижением. Но этот замысел соединен с методологическим тезисом о детерминированности всякого знания языковым каркасом. И таким образом онтологическая проблематика оказывается в зависимости от принятой методологической установки: ведь ученый смотрит на мир сквозь призму теорий и увидит он мире не только то, что позволяет ему увидеть его теория,—следовательно,, в мире могут быть переведены и вопросы о том, что есть в теории, какими свойствами обладает теория, каким критериям она удов­летворяет. Методология науки, по Селларсу, и должна заняться разра­боткой этих критериев, определением свойств, необходимых для того, чтобы «научные образы» считались адекватными отображениями ре­альных объектов и их отношений.

Уже в этом моменте очевидна принципиальная трудность, с которой сталкивается «антиметафизический» научный реализм: он ставит пе­ред собой задачу определить адекватность научных образов или поня­тий и суждений научных теорий, как бы ни на миг не покидая «внутрен­нее пространство» теорий! Проблема оказывается неразрешимой: нельзя обращаться к чувственному опыту—ведь он зиждется на «фан­томах», «иллюзиях», неадекватных образах, но нельзя обращаться и к опыту, интерпретированному в теоретических терминах,—ведь он не скажет ничего, что не было бы «подсказано» самой теорией.

Так критика «мифа о данных» оборачивается другим мифом — «ми­фом каркаса», по выражению К. Поппера: методолог, взявший на себя задачи онтологии, должен решать вопрос об отношении теории к дей­ствительности, не имея выхода к этой действительности и ограничива­ясь анализом и оценкой свойств своей теории.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 363 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.