Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средства художественной выразительности




Одобрения заслуживают те общающиеся, которые в своей речи используют различные средства художественной выразительности. Это придает ей наглядность, эмоциональность и действенность.

Одним из них является определение. Оно используется и для разъяснения слушателям смысла тех слов, значение которых им неизвестно, и терминов.

Применение определения правомерно и когда говорящий хочет произвести особое впечатление на слушателей или на отдельных особ из их числа.

К разряду используемых при коммуникации определений относятся классификация, синонимы, антонимы, примеры, сравнения и пр.

Классификация позволяет показать род, к которому относится данный предмет, понятие или явление (Ялта — это город, в котором летом «балдеют» на пляже).

Синонимы и антонимы используются применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Синонимы означают близкие по значению понятия, качество или действие, а антонимы наоборот — противоположные. Слова, близкие по значению, составляют синонимический ряд.

Использование примера, как вида определения, дает возможность говорящему что-либо наглядно охарактеризовать («Поясню на примере что я имею ввиду…»).

Трудно обойтись в процессе коммуникации и без эпитетов, представляющих собой красочные определения, которые наиболее ярко характеризуют человека, предмет, явление, качество («красивая женщина», «синий нос»).

Как определение сравнение дает более наглядное представление о человеке, предмете или явлении. Оно уместно, когда соответствует предмету речи, особенностям слушателей, является конкретным и неоспоримым (хотя некоторые с этим могут и не согласиться).

Иногда считают, что определение должно оттенять главные качества характеризуемого человека, понятия или явления. Между тем, бывает более эффективно обратить с его помощью внимание на какое-либо второстепенное свойство.

Применение удачною сравнения позволяет сопоставить два предмета или явления с целью более яркой, наглядной и понятной характеристики одного из них.

Употребляемые сравнения можно разделить на пространные и краткие. Последние представляют собой отдельные слова и выражения («Ты придурок»). Сравнения различаются и в другом плане: они могут быть фактическими, выдуманными, серьезными, шутливыми…

Одним из видов сравнения является уподобление («Косметика — это применяемое женщинами «очковтирательство», позволяющее им успешно «пускать пыль» в глаза мужчинам»).

Возможно употребление обращающимися и такого вида сравнения, как аналогия. Она строится на основе такого умозаключения: если два и более предметов схожи в одном и более отношениях, то они схожи и в других («Пастух что будильник: и тот, и другой не дает рано утром спать»). К используемым сравнениям можно отнести и парадокс — одну из форм противопоставления и контраста. Особенность его в том, что в нем имеет место сравнение с целью создания драматического или юмористического эффекта.

Сравнения полезны тем, что они стимулируют мысль слушателей, включают их в осмысление того, о чем идет речь. Когда сопоставляются различные предметы и явления, особенно трудно сравнимые, они начинают соображать, почему они сопоставляются и пытаются найти объединяющий их признак.

Сравнения полезны и тем, что придают речи необычность, художественность, а также могут служить средством объяснения, разъяснения и пояснения для слушателей.

Они также значительно повышают эффективность вербальной речи, степень ее воздействия на чувства слушателей, пробуждают в их сознании различные ассоциации. Но это не присуще или мало присуще «затертым» или достаточно привычным для уха сравнениям.

Нельзя общающимся отказываться от употребления, как средства художественной выразительности, и близкой к сравнению метафоры. Она состоит в переносе названия одного предмета на другой, в замене, прямого наименований, словом, употребляемым в обратном значении.

— Когда поэт говорил об Ахилле: «Он ринулся как лев» —это сравнение, — подчеркивал Аристотель. — Когда же он говорит: «Лев ринулся» (имея в виду Ахилла) — это и есть метафора. Здесь Ахилл, назван львом из-за своей храбрости.

Бывает удачным при общении и употребление метонимии, то есть такого художественного приема, когда вместо названия предмета или лица употребляется другое, которое с ним связано или сравнивается (например, когда жена говорит о своем муже «Мой умник»).

Разновидностью метонимии является синекдоха: при ней упоминается только часть вместо целого или наоборот. Это придает высказыванию более броский или обобщенный характер.

Допустимо применение и олицетворения, которое представляет собой своеобразное сравнение. Оно заключается в том, что неодушевленные предметы и явления наделяются, свойствами одушевленных.

Может быть полезным и использование общающимися аллегории: она состоит в иносказательном изображении понятий при помощи образа, который получил широкое распространение («белый голубь» как символ мира).

Перифразы дают возможность оживить речь, активно воздействовать на чувства и воображение партнеров.

Коммуникативная речь становится также более выразительной при использовании в ней фразеологических единиц — устойчивых словосочетаний с полностью или частично осмысленным значением. Особенность их в том, что они несут не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку. К их числу относятся также и пословицы и поговорки.

Человеку, вступающему в коммуникацию, нужно не забывать, что другие ее участники обычно не возражают, чтобы он в своих высказываниях использовал различные средства художественной выразительности. Это идет им только на пользу.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2174 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.