Одним из средств влияния при межличностном общении является уровень, выражения его участниками своего эмоционального состояния, то есть своих чувств, переживаний, своего отношения к происходящему и к лицам, принимающим в нем участие.
Чтобы оказывать на других эмоциональное воздействие, общающимся самим не следует быть равнодушными. Им нужно более или менее эмоционально реагировать на содержание и участников коммуникации. А их речь для этого должна быть образной и эмоциональной.
Однако в этом отношении не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Нельзя не учитывать и того, что слишком эмоциональное восприятие происходящего одним из общающихся может негативно сказаться на его объективности.
Эмоциональность в процессе коммуникации достигается различными средствами. Существуют и универсальные, которые могут широко применяться.
Одно из них заключается в рассогласовании содержащейся в высказываниях информации с устоявшимися взглядами и мнениями слушателей. К примеру, когда нерадивому студенту говорят о необходимости посещения всех учебных занятий, это пробуждает у него эмоции негативного характера.
Другим средством эмоционального воздействия на слушателей является использование говорящим произведений искусства, ярких иллюстраций, красочных примеров, резкого цифрового сопоставления или противопоставления. Это стимулирующе действует на воображение, может вызвать у них цепь представлений или ассоциаций, невольно затрагивающих их чувства.
Экспрессивной силой воздействия обладает и градация, то есть такое расположение в высказывании слов и предложений, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по степени качества или интенсивности.
Пробуждению эмоций у участников коммуникации способствует использование говорящим риторических вопросов, то есть утверждений или отрицаний, облеченных в форму вопроса. Своеобразие их в том, что на них не требуется ответ, а слушатели сами на них отвечают.
Вопросно-ответная форма речи повышает степень эмоционального воздействия на слушателей. Она также помогает выделить главное и донести идею до любого человека, в том числе до такого, у которого обычно трудно пробудить эмоции.
Эмоциональное влияние высказываний можно значительно повысить и путем соответствующего их голосового оформления. Для. этого нужно чаще менять тональность, звучание, скорость произнесения слов и предложений.
Эмоциональное воздействие коммуникативной речи увеличивает и использование говорящим соответствующей мимики и жестикуляции. Поскольку люди не только вслушиваются и вдумываются в то, о чем им «повествуют», но также следят за изменениями на его лице, за выражением его взгляда, за каждым его жестом, и делают из этого свои выводы. Поэтому экономить на внесловесных средствах выразительности в процессе общения, видимо, не стоит.
Имеются и различные языковые средства, которые могут оказать на слушателей то или иное эмоциональное воздействие. Иногда для этого говорящим применяется пара-другая «крепких» слов, которые ранее не использовали в печатных изданиях и на эстраде. Однако брать пример с такого человека вряд ли стоит.
Можно для усиления экспрессивности высказываний включать в них больше эмоционально насыщенных слов и выражений, определенных терминов, придающих изложению красочность, образность или определенный колорит.
В каждом из общающихся в той или иной степени заложена способность к образному мышлению. Это полезно использовать для эмоционального воздействия путем придания своим, высказываниям большей личностной, окраски.
Поэтому не следует в них увлекаться абстрактными рассуждениями, простым перечислением фактов, что современных слушателей нередко оставляет равнодушными, а стараться шире привлекать материалы из собственной биографии и личного опыта.
Иногда эмоциональное воздействие коммуникативной речи повышается с помощью применения в ней контраста. Например, это можно использовать, когда в судебном заседании характеризуются преступник, и его жертва.
Эмоциональность речи может придать и применение в ней приемов стилистического синтаксиса. К ним, в частности, относится повтор, то есть неоднократное употребление слова, словосочетания или предложения. Этим преследуется цель привлечь внимание слушателей, подчеркнуть значение того или иного положения, возбудить у них те или иные эмоции.
Но повтор не должен быть слишком продолжительным, так как он создает только временный подъем и напряжение чувств. При многократном повторении того или иного положения начинается спад внимания и эмоционального восприятия у слушателей.
Для эмоционального воздействия на них можно применять преднамеренную инверсию или нарушение привычного порядка расположения слов в предложении. К. примеру, поставить сказуемое впереди подлежащего. Это «режет слух» и невольно побуждает более заинтересовано прислушиваться к тому, о чем идет речь.
Этой же цели служит намеренное придание говорящим своей речи или отдельным ее частям какого-нибудь колоритного акцепта (эстонского, грузинского, еврейского или иного).
Эмоциональное воздействие речи можно усилить и посредством использования в ней прямой речи, цитирования высказываний других участников, серьезного или шутливого приписывания их тому или иному слушателю. Это оживляет речь, помогает лучше, чем описание или косвенная речь, передать чужие мысли и чувства, что не остается без отклика у слушателей.
Прямую речь полезно использовать и для своеобразных речевых характеристик, что тоже не оставляет слушателей равнодушными. При этом цитируются высказывания и весьма известных личностей.
Для усиления эмоционального воздействия могут быть использованы также различные эмоциональные восклицания. Это позволяет своевременно обратить внимание слушателей на определенное положение, выразить к нему отношение говорящего, а также побудить слушателей воспринимать его мнение или его призыв к определенному действию.
Для эмоционального воздействия коммуникативной речи можно использовать в ней и отступления, прямо не относящиеся к теме, но в той или иной ситуации соответствующие той цели, которую выступающий перед собой поставил.
Однако эмоциональные отступления должны быть достаточно краткими и главное выразительными, так как длинные и скучные не только отвлекают внимание, но и утомляют слушателей.
ГОЛОСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Большинство людей, осуществляющих межличностную коммуникацию, имеют достаточные природные данные, чтобы их голос при этом звучал громко, отчетливо и выразительно. Тем не менее, проблем у многих в этом отношении хватает.
У детей обычно голоса чистые и звучные. Они говорят четко и ясно, но когда взрослеют, многие начинают «бормотать» или глотать отдельные звуки. А их голоса становятся или резкими, или слабыми, или гнусавыми, или невыразительными. Есть и немало взрослых, у которых речь загромождается нечленораздельными звуками, затрудняющими общение.
Такая речь является трудной для восприятия даже для терпеливых Слушателей, поскольку слова и звуки в ней звучат нечетко.
Основная масса общающихся или мало, или вообще не заботится о том, как они говорят, какую при этом производят звуковую продукцию. Повинны в этом, прежде всего, наши лень и небрежность, на отсутствие которых многим грех жаловаться.
Однако есть и такие «теоретики», которые полагают, что самым эффективным средством «прочищения горла» человека является предварительное употребление им спиртных напитков. Причем, чем их больше, тем это позитивнее сказывается на улучшении работы их голосового аппарата.
Некоторым это «средство», действительно, помогает в процессе коммуникации «прочистить горло», но увлекаться им неразумно в любом случае.
Основными элементами голоса общающихся являются его звучность, темп, тембр, артикуляция. Если звучность недостаточна, человека плохо слышно. Когда же она в норме, произносимые им звуки слушателями отчетливо различаются.
Звучность голоса тесно связана с его выразительностью, для подчеркивания которой у участников коммуникации есть различные способы. В пределах одного слова выразительности можно достичь с помощью ударения, а произнесение ударяемого слога производить усилением звучности при напряжении в голосе.
Звучность и выразительность голоса помогают подчеркнуть значимость того или иного слова и словосочетания или всего предложения.
Они также позволяют не только подчеркнуть их особую смысловую нагрузку, но и продемонстрировать силу тех эмоций, которые испытываются при их произношении.
Есть немало общающихся, у которых есть проблемы в отношении звучности и выразительности их голоса. В первую очередь они проявляются у тех, кто отличается прирожденной робостью или неуверенно держится в конкретном случае.
Звучность и выразительность голоса повышаются, когда человек испытывает душевный подъем и говорит с воодушевлением, эмоционально. Положительное влияние на них могут оказать и занятия физической культурой, особенно той, которая благотворно воздействует на диафрагму — главный орган, регулирующий силу и продолжительность вдоха и выдоха.
Звучность и выразительность голоса при общении зависят и от частоты дыхания. Она должна быть такой, чтобы обеспечить наличие в легких запаса воздуха, необходимого для достаточной звучности и выразительности голоса.
В связи с этим вдохи следует делать не только в конце фразы, но и на знаках препинания или перед словами, выделить которые есть необходимость.
Чтобы звучность и выразительность голоса были на достаточном уровне, воздух из легких следует выталкивать не сразу, а порциями, в соответствии со значением произносимых слов и фраз.
Контроль за дыханием полезен и в другом плане: он позволяет обеспечить экономное расходование воздуха в легких, особенно если они не особенно объемны.
Причиной неконтролируемого дыхания при общении могут быть также нервозность, застенчивость, страх, «лишняя» кружка пива или рюмка в этом случае для его участников могут быть полезными самоуспокоение, паузы и избегание тех мест, где торгуют пивом и наливают.
Бывает полезна в этом плане и минутка-другая свободного и глубокого дыхания перед общением или во время в нем перерыва.
Чтобы голосовой аппарат нормально работал, его нельзя перегревать, переохлаждать, переутомлять и деформировать.
Не рекомендуется также производить эмоциональное общение на холодном воздухе, особенно в сырую погоду. Это может привести к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей.
Не следует общающимся увлекаться и курением, поскольку никотин отрицательно воздействует на голосовые связки, которые с его «помощью» теряют свою эластичность, а в голосе появляется сипота.
Лучше дышать через нос, так как это предохраняет дыхательные пути от проникновения в них пыли и инфекции, согревает и увлажняет поступающий в них воздух.
Готовясь к коммуникации, не следует забывать о том, что перегрузка желудка затрудняет дыхание. Поэтому перед ней следует ограничить себя в еде и «нажимать» на чай и минеральную воду, что благотворно сказывается на деятельности голосового аппарата.
Есть немало людей, которые постоянно боятся того, что во время общения не успеют все сказать. Результатом этого является то, что собеседники не могут «переварить» всю их информацию.
Не заслуживает одобрения и излишне замедленный темп речи. Это не дает достаточного материала для их мыслительной деятельности.
Важный элемент говорения — слежение за темпом речи и его изменением в случае необходимости. А он зависит от быстроты речи в целом, длительности звучания отдельных слов, интервалов между ними и пауз.
Скорость речи также может зависеть и от её характера, содержания, её эмоциональной насыщенности, отношения слушателей к субъекту говорения и содержания речи.
Нужно при этом исходить из того, что чем важнее содержание речи, тем она должна быть сдержаннее. Однако трудно человеку говорить медленно о том, в чем он сам сильно заинтересован.
Скорость речи зависит и от эмоционального, психологического и физиологического состояния, в котором в данный момент находится участник коммуникации. Если, допустим, он накануне испытал стресс, то начинает при говорении проявлять излишнюю торопливость. Причиной этого может быть и присущая ему робость.
Чрезмерная скорость речи может быть и следствием перегруженности ее фактическим или второстепенным материалом, о котором тоже стараются «поведать» собеседнику. Необычный душевный подъем тоже может послужить причиной излишне торопливого говорения.
Неблагоприятны для межличностной коммуникации и сильно «скоростная», и излишне замедленная речь.
«Вялое» говорение может быть порождено не только природными факторами его субъекта, но и результатом того, что он не имеет ясного представления, что говорить дальше. Поэтому он и прибегает к сверх предельному замедлению речи.
Имеет значение для общающихся и длительность звучания. Иногда ими сознательно растягиваются слоги, слова и целые предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть их особое значение или выразить свое эмоциональное состояние.
Особы, преимущественно те, которые придерживаются о себе слишком высокого мнения, говорят очень громко. Их трудно слушать, возникает неприятная для слуха резкость.
Полезным атрибутом коммуникации является использование ее участниками паузы в говорении. Она дает её субъекту возможность своевременно «перевести дух», собраться с мыслями, изменить скорость речи, ее эмоциональную насыщенность.
Она также позволяет выделить наиболее важные места, помогает понять структуру речи, показать связь между отдельными ее частями.
Иногда короткая пауза используется перед кульминационным ее пунктом или после него как один из способов подчеркнуть его значение в сознании партнеров.
Полезно использовать не только смысловые, но и логические паузы, которые разделяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами. Возможно применение и психологических пауз, порождаемых эмоциями, а также иных пауз, которые вызываются физиологическими потребностями.
Правильно поступают те общающиеся, которые при говорении делают паузы в конце предложения и избегают их между подлежащим и сказуемым. Если это делать, речь приобретает отрывистый характер. Обычно внутри предложения место коротких пауз определяется имеющимися в них знаками препинания..
Продолжительность паузы определяется не одним фактором. Но в любом случае ее не следует затягивать: у партнеров может в результате этого возникнуть впечатление, что речь закончена.
Чтобы преуспеть в коммуникации, нужно избегать однообразия в длительности используемых пауз, и, по возможности, варьировать ее. Собственный опыт, выражение глаз собеседников, общая ее продолжительность, физическое состояние участников позволяют определить, где необходимо ускорить темп, где наоборот его замедлить, где сделать короткую паузу, а где выдержать ее подольше.
Важный элемент говорения — высота голоса ее субъекта. Если она не изменяется, это производит неприятное впечатление на слушателей. Поэтому, если это имеет место, следует поработать над своим голосом, меняя его высоту и интонацию.
Они, определяя общий мелодический склад речи, в различной степени позволяют собеседникам установить, что у говорящего в самом деле «на уме», искренен ли он и избирать в соответствии с этим свою манеру поведения. Упражнения как в отношении варьирования высотой своего голоса, так и в ее истолковании, ничего, кроме пользы, принести не могут.
При этом обращаем внимание и на логическую, и на эмоциональную интонацию. При первой повышением или понижением голоса выделяются слова и предложения, которые несут особую смысловую нагрузку или на которые есть желание или необходимость обратить внимание противоположной стороны.
Второй вид интонации позволяет субъекту говорения выразить те эмоции, которые он испытывает в данный момент. При этом различные чувства и их глубина передаются неодинаковой интонацией
Оживление, воодушевление, к примеру, выражаются быстрой и решительной сменой интонации. А вот грусть, жалость, нежность, злость и ревность передаются с помощью менее отрывистой и более плавной смены интонации. При выражении подозрения, беспокойства и угрозы применяется понижение интонации.
Коммуникация в значительной степени теряет свою привлекательность (а иногда это сказывается и на ее результативности), когда используемое при ней говорение отличается монотонностью.
Для нее присуща неизменная высота звука, что мешает восприятию партнеров, может испортить впечатление даже от интересной по содержанию информации.
Чтобы избежать монотонности в общении, нужно, прежде всего, знать те причины, которые ее порождают. На нее оказывают влияние особенности темперамента говорящего, его национальная принадлежность психологическое и физиологическое состояние, неразработанность голосового аппарата, безразличное или недружелюбное отношение к нему партнеров.
Избавиться от монотонности говорения непросто. Для этого нужны голосовые упражнения, во время которых надо стремиться к тому, чтобы переход от одного предложения к другому и внутри его сопровождался изменениями интонации.
Нередким явлением в процессе говорения бывает чрезмерно высокая тональность из-за недостаточности дыхания, застенчивости, избытка рвения, злоупотребления «горячительными» напитками.
Избавиться от повышенной тональности можно с помощью упражнений голосового характера. Полезно для этого частое максимально эмоциональное и интонационно разнообразное чтение вслух.
«Не к лицу» говорящему и низкая тональность его голоса. Причинами ее бывают флегматичность, робость, безразличие к собеседникам, равнодушие к тому; о чем идет речь, курение, употребление холодных напитков. Соответствующие упражнения и «неупотребления» могут принести только пользу.
Интонационное оформление конца предложения или последнего слова гоже имеет немаловажное значение в процессе говорения. Завершающее слово или предложение не следует произносить на пониженной тональности, поскольку это приводит иногда к тому, что смысл их смазывается.
Используемый общающимися тембр голоса тоже не должен оставаться вые их внимания. Он характеризуется индивидуальностью человека и изменить его непросто. Но можно добиться его заметного улучшения путем полезных для этого упражнений.
Чистота тембра достигается с помощью глубокого контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок, работы гортани, полости рта и носа.
Тембр голоса может несколько изменяться в различных психологических состояниях говорящего, к примеру, когда он утомлен, возмущается или равнодушно относится к происходящему.
Для улучшения тембра голоса разумно бороться с тем, что затрудняет подачу воздуха из легких в голосовой аппарат, допустим, с перееданием.
Не украшает общающихся и хрипота в их голосе, которая может являться результатом болезненного состояния гортани, простудных заболеваний, появления в голосовых связках инородных вещей и жидкостей, затрудняющих их функционирование.
В процессе говорения хрипота может явиться и следствием переутомления связок или неумеренного крика, употребления алкоголя и курения. Если она имеет место, всем известно как от нее в этих случаях избавиться.
Трудно слушать и воспринимать человека, которому присуща резкость голоса. Она вызывается или тем, что голосовые связки Слишком сильно сомкнуты, или его повышенной нервозностью.
Полезно для преодоления резкости в голосе заняться самоанализом: люди, отличающиеся сварливым характером, часто обладают пронзительным голосом.
Не доставляет общающимся радости и наличие в их голосе гортанности, которая сопровождается «заглатыванием» звука. Чаще всего в этом повинна малоподвижная челюсть, из чего им следует сделать соответствующие выводы.
Случается и проявление у некоторых участников общения при говорении гнусавости. Прежде чем поработать над ее устранением, нужно определить, в чем ее причины. Нередко она вызывается тем, что приток воздуха в нос более свободен, чем его выход через ноздри. Что в связи с этим делать, каждый решает сам.
«Виновата» в гнусавости может быть и малоподвижная челюсть, затрудняющая широкое открытие рта. В результате этого слишком много воздуха попадает в носовую полость. Что в связи с этим предпринять, говорящему нетрудно самому определить.
Существуют и широко известные способы борьбы с гнусавостью, порожденной простудным заболеванием или неосторожным сексуальным общением с незнакомыми или малознакомыми личностями.
Достаточно часто общающиеся испытывают трудности с произношением и артикуляций, которые определяют членораздельность произношения. Чтобы избавиться от этих трудностей, нужно систематически и внимательно прислушиваться к своей речи и речи других.
Это вначале даст возможность выявить недостатки в собственном произношении и артикуляции, а затем начать упражнения, направленные на их устранение.
Используемые общающимися голосовые средства — важный и необходимый элемент межличностной коммуникации. Устранение имеющихся в этом плане недостатков, делает ее более приятной и результативной.