Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История идеи правового государства




Еще мыслители древности подметили особенность го­сударственной власти — ее стремление к самовозраста­нию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности об­щества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII век) государство отождествляется с библейским чудови-


щем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадает­ся на его пути.

В качестве одного из заслонов на пути всепоглощаю­щего государства мыслители прошлого и настоящего на­зывали право.

Отдельные аспекты теории правового государства выя­вили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о воз­можности существования правильных и неправильных (не соответствующих праву) государств. С точки зрения Пла­тона, справедливо устроенное, правильное государство по­добно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что правильное государство — есть прекрасное и свободное общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит пер­вое из известных нам определений государства как пра­вового объединения людей.

Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве­щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес­кье) разработали идеи о важнейших компонентах право­вого государства, а именно — теорию прав человека и идею разделения властей.

Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в оборот понятие «права человека». С его точки зрения, свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равен­ство перед законом и судом, право собственности состав­ляют прирожденные (данные не государством, а Богом и природой) права человека. Джон Локк (вторая половина XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения прав человека, которыми являются: законность, разделе­ние властей, право народа на сопротивление незаконным проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал идею верховенства конституции в государстве, идею разде­ления властей как гарантии против тирании.

Философское обоснование идеи правового государства традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со­гласно определению Канта государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Термин «правовое государство» ввели в научный и по­литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Тео­дор Велькер и Роберт фон Моль. По определению после­днего, правовое государство — это государство, основанное на закреплении в конституции прав и свобод граждан.


Идея правового государства получила развитие в тру­дах известного украинского юриста Богдана Александро­вича Кистяковского. С его точки зрения правовое госу­дарство — это конституционное государство. «В консти­туционном государстве власть, становясь правовой, принципиально отличается от власти в исторически пред­шествующих конституционному государству типах госу­дарства... В конституционном государстве власть переста­ет быть фактически господством людей и становится гос­подством правовых норм».

В ряде конституций современных государств (Герма­ния, Испания, Украина) идея правового государства пря­мо закреплена, в конституциях других государств (Авст­рия, Греция, Франция) она получила косвенное отраже­ние. Но даже там, где идея правового государства формально не закреплена в конституции, она фактически реализуется в правовом статусе личности, системе и дея­тельности органов государственной власти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2319 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.