Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные теории происхождения государства и права. Государство и право представляют собой сложнейшие явления




Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о про­цессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент каче­ственного перехода из одного состояния в другое, породи­ли множество теорий, объясняющих причины возник­новения государства и права.

В глубокой древности возникла теологическая' тео­рия, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат божественной воли. Утверждение свя­того апостола Павла: «Нет власти не от Бога», — было

1 Теология — систематизированное изложение вероучения


охотно взято на вооружение государями, которые нужда­лись в идеологическом обосновании своей власти.

Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверж­дал, что все высшие законы, порядок господства и подчи­нения установлены Богом (об этом есть прямое указание и в Библии).

В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом, в евро­пейских и американских государствах теологическая кон­цепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуа­ция в странах ислама, где теологическая теория проис­хождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государствен­ной власти.

Патриархальная1 теория видит причину возникно­вения государства в разрастании семьи. Основы этой тео­рии заложены китайским философом Конфуцием и древ­негреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составля­ет семья.

Наиболее полное изложение данной теории содержит­ся в произведении английского философа Роберта Филь-мера «Патриархия, или Естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пы­тался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.

На заре нового времени широкое распространение по­лучила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бе­недикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) полагали, что изна-

1 Патриархия (от греч. pater (patros) отец + arche власть) — власть отца, главы рода


чально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования че­ловеческой личности: право на жизнь, свободу, безопас­ность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молча­ливого — по выражению Вольтера) общественного дого­вора. В пользу государства люди отказались от части ес­тественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться пра­вителями как своя вотчина, и смысл договора был утра­чен. Нарушение правителем естественных прав поддан­ных является основанием для его свержения.

Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального пра­ва. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории акту­альны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государ­ство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о пра­вовом государстве.

Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумпло-вич (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Герма­ния). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и дру­гим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие од­ной страты общества над другой.

В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образова­нии ряда государств, среди которых — варварские коро­левства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Ве­ликое княжество Литовское и другие.

Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассмат­ривает государство как результат эволюции природы. Бу­дучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм — государство. Подобно живому организму государство раз-


вивается, специализируются его органы, оно стареет и уми­рает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют си­стему органов питания, транспорт и связь — распредели­тельную систему государства и т. д.

Современная юриспруденция до сих пор использует от­дельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов.

В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгель­са была создана классовая (экономическая) теория про­исхождения государства и права. С их точки зрения госу­дарство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интере­сов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать на основе самоуправления, а норматив­ным регулятором их поведения будет мораль.

Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фак­тору возникновения государства и права — уровню разви­тия экономических отношений.

Психологическая теория, которую предложил русско-польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникно­вение права свойствами человеческой психики. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний че­ловека, его представлений о должном и недолжном пове­дении. Возникновение государства связано с потребнос­тью человека жить в коллективе, психологической зави­симостью большинства людей от мнения и авторитета лидера.

Кризисная теория. В XX веке была разработана тео­рия, которая попыталась связать воедино географический, демографический, экономический, технологический факто­ры исторического развития. С точки зрения авторов кри­зисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция. Хотя эта тео­рия происхождения государства и права является наибо­лее обоснованной данными современной науки, она так же не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопро-


сы, которые поставила перед наукой такая сложная про­блема, как происхождение государства и права.

1.6. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

В мировой юридической науке нет общепринятого оп­ределения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Поэтому логично сначала выяснить внешние признаки государства, отли­чающие его от общества и его политических организаций. К ним относятся:

1) народ — совокупность индивидов, объединенных правовой связью с государством. Эта связь выражается в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Понятие «государственный народ» следу­ет отличать от понятия «население государства», которое гораздо шире по объему: в него включают не только граж­дан, но и иностранцев, и лиц без гражданства, проживаю­щих на территории государства;

2) территория — материальная база государства. Это часть земного шара, с которой исторически связан госу­дарственный народ, имеющая границы, признанные меж­дународным сообществом. Территория государства — это пространство, в пределах которого осуществляется госу­дарственная власть;

3) публичная организованная власть, иначе говоря, власть, выделившаяся из общества, не совпадающая с ним, стоящая над ним. Государственная власть имеет свой осо­бый аппарат в виде органов государства и профессиональ­ных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.). Главное назначение государственной власти — руковод­ство общезначимыми для народа делами;

4) система сбора финансовых средств (дань, налоги, сборы, разного рода повинности). Эти средства необходи­мы для решения общезначимых проблем (например, обо­роны, строительства общественных зданий и сооружений), а также для содержания государственного аппарата;

5) право — система общеобязательных правил пове­дения;

6) суверенитет — самостоятельность и независимость государства во внутренних и внешних делах. Как указы­валось выше, суверенность является признаком государ-


ственнои власти, но этот признак распространяется и на государство в целом.

Исходя из этих взаимосвязанных признаков государ­ства, можно дать следующее его определение:

Государство — это политическая организация обще­ства, обладающая полномочиями по управлению террито­риально-организованным населением с целью выполне­ния общесоциальных дел.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.