«Мы воспринимаем детей в основном такими, какими они приходят в школу. Когда возраст подражания уже миновал, мы можем начинать. Было бы очень хорошо, если бы удалось что-то привнести в первые семь лет» (Rudolf Steiner, 23 июня 1920).
«Мне всегда было особенно больно от того, что в вальдорфскую школу в Штутгарте к нам приходят дети, которые уже достигли принятого в Центральной Европе возраста школьной зрелости» (Rudolf Steiner, 21.12.1921).
Оба высказывания Штайнера указывают не только на необходимость применения вальдорфской педагогики в дошкольном возрасте, из них явствует, что Штайнер распознал необходимость развития ориентированной на ребенка дошкольной педагогики еще в начале 20 столетия. После смерти Штайнера Elisabeth von Grunelius основала первый вальдорфский детский сад при Вальдорфской школе в Штутгарте (1926г). После этого появилось еще несколько детских садов в других городах. Дальнейшему развитию помешали национал–социалисты, запретившие в 1933 г вальдорфские школы и детские сады, и вторая мировая война.
После войны в Ганновере (Германия) вокруг вальдорфского педагога Клары Хаттермапп образуется круг воспитательниц, учителей и врачей, которые на основе человековедения Рудольфа Штайнера разрабатывают методику и дидактику для детского сада и работы с родителями. С этого момента число вальдорфских детских садов неуклонно растет.
С конца 50–х, начала 60–х годов посягательство на раннее детство достигло своего нового апогея. В 1956 СССР удалось запустить спутник на земную орбиту. Это техническое достижение вызвало на Западе не только шоковую волну в сфере обороны и экономики, но также сильно повлияло на представления о воспитании и образовании детей, особенно дошкольного возраста. С одной стороны, западный мир пытался нагнать Советский Союз путем немыслимых усилий в области экономики и военной промышленности, с другой стороны, центральным звеном воспитания и образования детей дошкольного возраста стало одностороннее развитие когнитивного потенциала. Образовательно–политической целью того времени было привнесение школьных элементов в детский сад и введение более раннего возраста приема в первый класс. В противовес этим нападкам на раннее детство Klara Hattermann, Helmut von Kügelgen и другие основали в 1969 г Международную ассоциацию вальдорфских детских садов. В 70–80-е годы в Германии родители, воспитатели и учителя дали тогдашним политикам в сфере образования достойный ответ: они основали множество вальдорфских детских садов и школ. После падения «железного занавеса», который разделил Европу в 1945 году, с 1990 г началось развитие вальдорфских школ и садов в странах бывшего восточного блока.
Международная ассоциация вальдорфских детских садов сделала своей задачей поддержку и распространение вальдорфской педагогики во всем мире и способствование обмену профессиональным опытом между вальдорфскими воспитателями. Она работает в тесном сотрудничестве с Вальдорфским школьным движением.
32 страны OECD регулярно проводят исследования Pisa (Programme for International Student Assessment), в которых сравнивается успеваемость школьников стран–участников. По результатам этих стандартизованных исследований Германия получила сравнительно плохую оценку. Это привело к возобновлению дебатов в области образовательной политики и к довольно радикальным и во многом не учитывающим базовые потребности маленького ребенка последствиям, таким как введение еще более раннего возраста приема в первый класс, тенденция к превращению в школу последнего года детского сада, сокращение гимназической ступени на год и т.д. Во всяком случае, результаты исследования влияния возраста приема в первый класс на школьную успеваемость, представленные Дармштадтским техническим университетом (Германия) в ноябре 2005 года, таковы: «Дети, которые поступили в первый класс в возрасте примерно семи лет вместо шести, в долгосрочной перспективе имеют преимущества. Первоклассники старшего возраста являются более зрелыми, что ведет к тому, что по окончании начальной школы (через 4 года) они лучше понимают прочитанное и с большей вероятностью поступают в гимназию. В свете этих результатов польза политики по установлению более раннего возраста приема в первый класс ставится под вопрос» [20].
Что касается сравнительных исследований Pisa: стало очевидно, что их информативность достаточно ограничена. Например, первые места в их списках занимают страны с совершенно различными методами образования и воспитания. Если более детально рассмотреть дошкольную педагогику лидирующих стран, то оказывается, что в одной стране дети действительно рано идут в школу и получают когнитивно ориентированное воспитание еще в детском саду, но в другой – дети на год дольше остаются в детском саду и получают возможность развить свои способности в продолжительной игровой фазе. Вообще представляется сомнительным, можно ли с помощью критериев, выбранных OECD в качестве масштаба, оценить успеваемость в совершенно различных образовательных системах. Очевидно, что человеческие таланты, склонности и способности, такие как например, фантазия, радость от игры, социальная компетентность, не учитываются в достаточной степени в этом исследовании, т.к. их влияние на успех в последующей жизни почти невозможно измерить, и об этом нельзя расспросить. В общем и целом можно сказать, что в воспитании и образовании более важно «как», чем «что»: как – качественно прожить детство и юность.