Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Право в системе социальных норм и его признаки




Деятельность людей, каждого человека в обществе регулиру­ется различными нормами. Такие нормы называются соци­альными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

— формируются в процессе жизнедеятельности людей, раз­виваясь исторически;

— являются правилами поведения, соответствующими тре­бованиям времени и обстановки;

— упорядочивают общественные отношения;

— представляют собой образцы для контроля за деятельнос­тью людей.


Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и техни­ческие. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определе­ния возможностей и пределов регулирования правом обще­ственных отношений.

l Право и мораль. Нормы морали распространяют свое вли­яние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай».

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Деидеологизи-рованная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения, оказывающие существенное влияние на поведение каждого. Поэтому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их соответствия моральным нормам.

Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобяза­тельными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и катего­рии, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботли­вость и т. п., тем самым делая их общеобязательными. Ответ­ственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, по­скольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и воз­никло потому, что нормы морали, не снабженные государствен­ным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и над­лежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами (прежде всего богатыми и бедными), каждая из которых пыталась выра­батывать свою мораль.

Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсолютизировать. Нельзя делать объектом правового регулирования соблюдение исключительно моральных норм, по­скольку это будет противоречить сущности права и обществен­ным отношениям, которые могут быть предметом правового ре­гулирования (см. ниже). Именно поэтому бессмысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнесмена и т. д. У морали и права при


возможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать.

Существенное влияние морали на право придает ему мораль­ную направленность. К сожалению, имеют место и обратные случаи, когда нормы права, решения государственных органов противоречат нормам морали. Такие противоречия в обществен­ной практике не всегда устанавливается сразу, но всегда получа­ют осуждение подавляющего большинства людей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется большее государственное принуждение, чем для соответствую­щих морали.

l Право и обычаи. Обычаи — это правила поведения, сфор­мировавшиеся в результате многократного длительного приме­нения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие пове­дение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. Например, ст. 5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не пре­дусмотренное законодательством, независимо от того, зафикси­ровано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме.

Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуж -дение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения по­ложениям законодательства или договору, не применяются.

В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нормам) большей значимости и обязатель­ности. Таково, например, принесение присяги (президентом, су­дьей при вступлении в должность).

l Право и религиозные нормы. Религия издавна использо­валась «власть предержащими» как средство для удержания, ук­репления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд биб­лейских заповедей («не убий», «не укради» и т. п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Од­нако значение таких религиозных норм не следует абсолютизи-


ровать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с мораль­ными нормами.

В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограни­чения, освящали социальное неравенство, значительно застопо­рили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отноше­ние к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрени­ям нередко порождают сектантство и самосуд, подавляют свобо­ду и признанные государством права личности.

Религиозные нормы, если государство признает религию го­сударственной, имеют большое регулятивное воздействие, осо­бенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письмен­ной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

l Право и корпоративные нормы. Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, посколь­ку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов, садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы обществен­ных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации.

Корпоративные нормы обязательны для общественного объ­единения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены ис­ключены из него решением других членов.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллек­тивах и распространяющиеся на их работников. Такие корпора­тивные нормы признаются трудовым законодательством и уста­навливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

l Право и технические нормы. Принадлежность техничес­ких норм к социальным имеет дискуссионный характер. Техни­ческие нормы — это правила, определяющие безопасное обра­щение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с че-


ловеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную зна­чимость. Однако технические нормы часто закрепляются в ак­тах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность. Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет соб­ственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

ь Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером от­ношений классов и других социальных групп, а также матери­альными условиями жизни конкретного общества и его культу­рой.

ь Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должност­ные лица обязаны принять меры для устранения таких наруше­ний и привлечения виновных к юридической (а не к «мораль­ной», «политической» и какой-либо иной) ответственности.

ь Право состоит из норм, каждая из которых имеет соб­ственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определен­ному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет при­знаки права как вида социальных норм.

ь Право представляет собой сложную формализованную си­стему с множеством элементов — отраслей, институтов и норм — каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру.

ь Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулиро­вании отношений в далеких друг от друга сферах не могут про­тивопоставляться друг другу. Все они образуют право в сово­купности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо дей­ствие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет.


ь Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

ь Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, дей­ствующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности, которым отдельные его акты или нормы не могут противоре­чить.

Таким образом, право — это вид социальных норм, возни­кающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

Ценность права

Право является социальным явлением, поэтому к нему при­менимо понятие социальной ценности как явления объектив­ной действительности, способного удовлетворить определен­ные социальные потребности. Следовательно, ценность права должна раскрыть его положительную роль для общества и от­дельных личностей. Ценность права проявляется в следую­щем.

l Право упорядочивает общественные отношения, делает их цивилизованными и устойчивыми. Оно оказывает воздействие на поведение людей посредством согласования их разных интере­сов, ограничивает частные устремления в общих интересах.

l Право неотделимо от свободы и выражает масштаб сво­боды личности в обществе. На основе права можно отделить подлинную свободу от произвола, бесконтрольности и безответ­ственности отдельных людей и их объединений.

l Право способно быть выразителем идей справедливости. В демократическом госу дарстве право является критерием справед­ливого (правильного) распределения материальных и духовных благ, реально закрепляет равенство всех перед законом. Утверждая справедливость, право становится ближе людям, которые именно от него ждут решения своих жизненных проблем.

l Право в демократическом государстве способствует про­грессивному развитию общества во всех сферах жизни: эко­номической, политической, социальной, духовной. Только на ос­нове правовых норм государство и негосударственные субъекты могут наладить производство материальных благ в необходимом


объеме, обеспечить их наиболее справедливое распределение между членами общества. Право ограничивает вмешательство в личную жизнь людей, обязывает государство обеспечивать ма­лоимущих, облегчает доступ к культурным ценностям.

l Право, особенно международное, является основой для разрешения межнациональных и международных проблем, эффективным сдерживающим фактором против развязывания войн, создания угрозы мировой безопасности.

Однако не следует преувеличивать ценность права, т. е. зани­маться правовым идеализмом. Недостаточно, например, просто принять закон, чтобы те или иные общественные проблемы были решены. Закон должен действовать, и для этого, по край­ней мере, на начальном этапе, когда нормы закона только входят в общественную практику, необходима активная деятельность государства. Оно должно обеспечивать действие закона путем подбора исполнителей его норм, изыскания достаточных мате­риальных ресурсов и создания других условий. Игнорирование этого означает недопонимание не только сущности права, но и законов общественного развития. Поэтому правовой идеализм, переоценивающий право, иногда оказывается вреднее правового нигилизма, недооценивающего право и проявляющегося в нару­шении его норм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 885 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2284 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.