Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 5. Философия Нового времени




 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник традиции эмпиризма в Англии. Главное внимание обращал на изучение природы. Говорил о том, что существуют причины, задерживающие умственный прогресс – т.н. «идолы»:

  • Ограниченность ума и органов чувств (идол рода);
  • Индивидуальные недостатки людей (идол пещеры);
  • Влияние особенностей социальной жизни человека (идол площади);
  • Склонность к вере в авторитеты (идол театра).

В основу научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного опыта, на базе чувственных данных. Затем нбх. Использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных. Таким методом является индукция (путь размышлений от частных посылок к общим выводам).

Рене Дэкарт (1596-1650) – разработал рационалистическое направление в философии Нового времени. Путь к истине начинается с простых понятий и идёт ко всё более сложным. Интуиция и дедукция – основные методы познания.

Существуют врождённые идеи, которые не зависят от чувственности. Это идеи Бога, субстанции, движения, это аксиомы (напр.: а=с=b → а=b) и т.д.

Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию. Он противпоспешных суждений: «Само сомнение – акт мышления». Ему приписывают крылатое выражение «Cogito ergo sum!» - «Мыслю, следовательно существую!»

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. Основополагающее сочинение – трактат «Критика чистого разума».

Разработке проблем философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей человека. Для этого нбх. ответить на вопросы: «Что такое познание?»; «Является ли познание фактом?», «Как этот факт возможен?».

Пространство и время – формы чувственности. Какие-то внешние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядочиваются в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до и вне упорядочивания в этих формах, мы не знаем и знать не можем. Назовём их «вещи в себе».

Кроме чувственности как способности восприятия существует рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создаёт понятия. Существует 12 категорий рассудка (например, категория причинности – камень, разогревающийся под лучом света).

Над рассудком возвышается разум. Он стремится систематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создаёт идеи и идеалы, стремится познать вещи, находящиеся вне опыта (мир как целое, Бога, душу). Но когда разум пытается познать мир как целое, он впадает в антиномии – противоречащие суждения. Например, можно одновременно доказать, что Бог есть (как это сделал Фома Аквинский в 13 веке) и что Бога нет; что мир конечен, и что мир бесконечен. Т.о., мир, Бог, душа непознаваемы. Они – «вещи в себе».

Если «вещи в себе» непознаваемы, то познаваемы обыденные явления, «вещи для нас».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – В отличие от Канта, Гегель считал, что явление не менее объективно, чем сущность. Кантовская «вещь в себе» познаваема, так как обнаруживает себя в явлениях.

Кант тяготеет к субъективному идеализму, Гегель – объективный идеалист.

Гегель выдвигает понятие «Абсолютная идея». «Абсолютная идея» - это разум, мышление, «подлинно всеобщее всего природного, а также всего духовного. Абсолютная идея стремится к истине.

А истина меняется, развивается».

3 этапа развития «Абсолютной идеи»: 1) внутреннее саморазвитие идеи; 2) самообъективирование «Абсолютной идеи» в природу и человека; 3) самопознание самой себя через человека и общество.

Субъективный дух Абсолютный дух

(индивидуальное сознание, Коллективный дух (общественное сознание)

психология) (история общества)

и скусство, религия, философия

коллективная деятельность,

практика человеческого рода:

(право, нравств-ть, семья, государство)

Хитрость разума в истории: идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать целям идеи.

Лекция. Иррационализм.

 

Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рационалистическую традицию (пре­жде всего традицию немецкой классической философии).

Артур Шопенгауэр (1788-1860) первым из философов XIX в. порвал с прогрессивно-оптимистической традици­ей, провозгласил иррационализм. Шопенгауэр говорит, в основе мира лежит воля. Она — «вещь в себе», она не может быть выражена в рациональных формах и законах. О ней лишь что-то говорит иррациональная интуиция! Шопенгауэр истолковывает волю как некое «слепое влечение», «темный, глухой порыв». Воля объективируется в идеях, в явлениях природы, в человеке. Объективация иррациональной воли находятся в борьбе, столкновения разладе. А жизнь человека — это страдания, постоянна суета. Причина этого — «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю, не бояться смерти. Жизненный идеал Шопенгауэра — аскети зм буддийского отшельника или христианского пустынника.

Серен Кьеркегор (1813-1855) Человек - сложнейшая проблема, его существование (экзистенция) тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Мое существование дано мне в жизни, в чувстве переживании. Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе («или— или»). Есть три вида существования, три стадии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эс­тетическая — чувственный способ жизнедеятельности, ха­рактеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувст­во долга. Высшая стадия — религиозная, на которой чело­век вступает в общение с божеством. Обычно человек ведет неистинное существование (ве­дет дела, копит деньги и т. д.). От этого нужно отказаться в пользу «вечного блаженства».

Фридрих Ницше (1844-1900), как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество воль, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир — это хаос, не уклады­вающийся в рамки каких-либо закономерностей. Если этот мир хаоса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль со­знания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, отказаться от общепринятой морали.

Существует природное неравенст­во людей; обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относит­ся человек такого типа, который обладает хорошим и по­стоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергич­но пульсирует воля к власти. Это — арийцы, «белокурая бестия». Люди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с «декадансом» XIX в., под которым пони мается наука, либеральный и социа­листический образ мышления, демократия, эмансипа ция женщин. Ницше выдвигает идею сверхчело­века. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет являться совершенным воплощением воли к власти.

В рамках иррационализма была предложена так называемая философия жизни.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) утверждает, что разум недостаточен для цельного миро- воззрения. Следует исходить из «полноты переживаний жизни». «Жизнь это некая интуитивно постигаемая реальность, нечто изначальное, не тождественное ни материи, ни духу. Снача­ла нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждения­ми, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви

Анри Бергсон (1859-1941) также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как сверхсознание. На основе жизни идет эволюция. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен, он не в состоянии познать жизнь. Здесь на помощь приходит интуиция.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.