Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование христианской философии. Патристика




По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии — сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.

Ранний этап патристики — так называемая апологетика. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции.

И тогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией

  • Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.
  • Креационизм. Мир сотворён Богом из ничего.
  • Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.
  • Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.
  • Сотериологизм. (лат. soter – спаситель) – Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.
  • Ревеляционизм (лат. revelation – откровение) – Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

 

Номинализм и реализм в средневековой философии. Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. В школах постепенно складывались основы педагогиче­ской и научной системы, которая получала название схо­ластики, т. е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Одной из важных её проблем стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во­прос обсуждался еще в античной философии и через твор­чество Боэция перешел в схоластику.

В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направления — реализм и номинализм. Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка.зрения в общем восходит к Платону. Приверженцы номинализма (от лат. потеп — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. В своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Абеляром (1079-1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значе­ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов.

К реализму склонялся Фома Аквинский (1226-1274). Он считал, что универсалии име­ют троякое существование: в божественном уме, в вещах и человеческом уме. В божественном уме универсалии пред­шествуют вещам, представляя формы, образцы для еди­ничных вещей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 503 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.