Обучение социологии преследует четыре цели: (а) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность; (б) привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности; (в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований; (г) использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни. Объединим пункты (а) и (б) – язык и перспективу – одним названием «социологическое воображение», заимствованным из классической работы Ч. Р. Миллса. По определению Миллса, «социологическое воображение помогает нам понять историю и биографию, а также связь между ними внутри общества». Проанализируем значение данного определения и распространим понятие социологического воображения за рамки, в которых его использовал Миллс.
Под социологическим воображением я понимаю умение или способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов либо групп и идентифицировать этих агентов; (б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни (Эверетт Хьюз определяет одну из главных задач социологического образования следующим образом: «Освобождение [познания] посредством расширения границ человеческого мира, проникновения во внутренний мир других людей и сравнения с миром других людей и других культур – не единственный аспект социологического воображения… Однако все это составляет его значительную часть, поскольку является частью человеческой жизни»).
Иными словами, социологическое воображение – это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. <…>
Базисная посылка социологии заключается в том, что понимание тенденций развития общества, в котором мы все живем, позволяет понять самих себя. Ч. Райт Миллс определил это свойство как социологическое воображение – способность рассматривать собственный жизненный опыт и личные трудности в контексте структурной организации своего общества и той исторической эпохи, в которой мы живем. Как правило, наше видение обусловлено сферой нашего общения – школой, работой, семьей, соседями, феномен социологического воображения позволяет раздвинуть узкие рамки и почувствовать взаимосвязь между личным опытом и более масштабными социальными и историческими событиями. Миллс указывает, что наши личные проблемы и общественные вопросы «накладываются и взаимопереплетаются, образуя более крупномасштабную структуру социальной и исторической жизни».
Каждый человек может правильно оценить себя только в сравнении с другими. Понять это и связать свою биографию с историей – признак социологического анализа. И каким бы вопросом мы ни занимались, социологическое воображение требует видеть его в контексте трех типов проблем.
1. Какова структура общества как системы? Каковы его элементы и как они связаны между собой? Чем они отличаются друг от друга?
2. Каково место этого общества в истории? Каков механизм его изменения? Какую роль оно играет в развитии человечества? Как его свойства влияют на исторический период, в котором мы живем? Каковы особенности этого периода? Чем он отличается от других периодов? Каким путем идет история?
3. Какие типы людей играют важную роль в этом обществе в данный период? Какие типы людей идут на смену? Как они формируются? Какие особенности «человеческой природы» раскрываются в этот период? Какую роль играет здесь общество?
Литература
1. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 640.
2. Социология. Основы общей теории / под ред. Г. В. Осипова. – М.: Университетское, 1996. С. 560.
3. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. Н. Елсукова. – Минск: ТетраСистемс, 1998. – С. 320.
4. Кравченко, А. И. Социология: учеб. для вузов. / А.И. Кравченко – М.: ПЭРСЕ, Логос, 2003. – С.640.
5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С. 534.
6. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Логос, 1996. – С. 312.
7. Асп, Э. К. Введение в социологию / Э. К. Асп. – СПб.: Алетейя, 1998. – С. 430.