Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие Русской философии (xi—XX ВВ. ) 3 страница




Согласно Н.Я.Данилевскому, культуры способны развиваться, поскольку в них содер­жится то или иное национальное начало, обладающее сообщенной ему божественной энер­гией. Любой культурно-исторический тип проходит в своем развертывании фазы первона­чального формирования (около 1000 лет), складывания государственности (примерно 400 лет), наивысшего расцвета («цветения и плодоношения»), выражающегося в появлении нау­ки, искусства и религии (до 100 лет) и, наконец, упадка, когда он превращается в «этнографический материал». Мыслитель полагал, что существующий в настоящее время ев­ропейский (романо-германский)тип, базирующийся на двух основах (экономической и худо­жественной) уже вступает в период упадка. Вместе с тем, он,по сути дела,развивал идею сла­вянофилов о богоизбранности русского народа, чем противоречил собственному положению о равноценности культур.

Н.Я.Данилевский доказывал, что на смену европейской культуре со временем должен прийти славянский культурно-исторический тип. Он только формируется и инициатором его становления должна стать Россия. Этот тип органически соединит в себе основные виды че­ловеческой деятельности (политику и экономику, науку и религию). Мыслитель надеялся, что новый тип будет свободен от одностороннего индивидуализма, поскольку в славянском мире общенародный элемент доминирует над личностным. К тому же, по мнению Н.Я.Данилевского, славянская цивилизация неагрессивна, в отличие от европейской, где часто имеет место насильственное навязывание образа мыслей и поведения. Концепция Н.Я.Данилевского повлияла на возникновение в дальнейшем цивилизационного подхода к обществу. Вместе с тем, в его схему плохо вписывается ряд социальных явлений, например, существование мировых религий и науки как транснационального феномена.

Оригинальные социально-философские идеи пессимистического и антииндивидуалисти­ческого характера развивал К.Н.Леонтьев. По его мнению, человек должен отрешиться от оптимистического мироощущения и отвергнуть представление о бесконечном индивидуальном совершенствовании, поскольку небытие всесильно, а смерть властвует над хрупкой жизнью. Поэтому нужно быть твердым в религиозной вере и со смирением в душе помнить, что Земля есть лишь место нашего временного пребывания. Тем не менее, единст­венной ценностью для нас в этом мире является жизнь как таковая, в ее напряженности и яр­кости, индивидуальности и духовности. Будучи религиозным мыслителем, К.Н.Леонтьев критиковал европейский рационализм, особенно его стремление оставить в центре философ­ского рассмотрения только человека, без Бога. По его мнению, «наивный и покорный авто­ритетам человек оказывается ближе к истине, чем самоуверенный и заносчивый», а «свободный индивидуализм губит современные общества».

К.Н.Леонтьев исходил из идеи эсхатологичности исторического процесса. Он внес оп­ределенные коррективы в теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, пола­гая, что можно выделить три этапа в развитии культуры. На первом, этапе «первоначальной простоты», племена еще не отличаются друг от друга, и все социальные явления находятся в зачаточном виде. Второй этап характеризуется наибольшим совершенством тех форм, кото­рые может породить энергия данной «национальной идеи», в частности, устанавливается сильная власть и церковь, традиции и предания, появляются литература и искусство, скла­дывается развернутая социальная иерархия. В это время наблюдается наибольшая диффе­ренциация культурно-исторического типа от других этносов. На третьем этапе происходит «вторичное смесительное упрощение», и индивидуальность культуры стирается, она больше не может порождать новое, оригинальное и гибнет.

Согласно такой концепции, современная Западная Европа приходит в упадок, посколь­ку в ней все больше сближаются сословия и воспитание, устанавливаются демократия и кон­ституционализм, падает влияние религии и углубляется нравственный кризис. Особенно яр­ким признаком «смесительного уравнения» является погоня всех за стандартными матери­альными благами и забвение духовного. Россия же сравнительно поздно вступила в период «цветущей сложности» и еще далека от «смешения»; в ней сохраняются самодержавие и пра вославие, имеется нравственный идеал разочарования во всем земном. Однако ей все больше угрожает интернационализация жизни, и для того, чтобы «спастись», необходимо изолиро­ваться от Европы и сблизиться с патриархальным Востоком, укреплять единовластие и со­словную структуру, крестьянскую общину и церковь. К.Н.Леонтьев полагал, что в качестве идеальной модели общества следует избрать «византизм». Именно из Византии начала раз­виваться «славянская цивилизация», которая только и может устоять в «хаосе буржуазного разложения» на основе укрепления общинного порядка.

Великого русского писателя Л. Н. Толстого волновали социально-философские, прежде всего этические проблемы. Он разработал религиозно-философское учение, в центре которого находятся поиски смысла жизни и попытка создания «новой ис­тинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Эта «рационализированная религия» представляет собой синтез всего ценного из христианства и восточных религий (буддизма и даосизма, конфуцианства и индуизма). Мыслитель отстаивал идею о том, что в основу жизни и деятельности людей должны быть положены нравственные принципы, прежде всего любви к ближнему и человечеству, смирения, всепрощения и непротивления злу насилием (ибо только оно и порождает новое насилие). Кроме того, от морали индивидуализма и эгоизма следует перейти к морали добра для всех.

Касаясь проблемы исторического развития, Л.Н.Толстой критиковал теорию «великих личностей» и доказывал, что именно в стихийных действиях народных масс и реализуется провиденциальный ход исторических событий. Государство и церковь русский мыслитель рассматривал как организации, осуществляющие насилие над личностью и препятствующие ее развитию. Им критиковалась и частная собственность на землю. Л.Н.Толстой придержи­вался неортодоксального и рационального понимания Бога. По сути дела, речь шла о «всемирном духе», а не о личном Боге. Он рассматривался как гармоническое единство ма­терии и духа, универсальная вечная целостность и «единое», то есть фактически отождеств­лялся с разумно устроенным миром в целом.

XIX век стал важной вехой в развитии русской философской мысли. Многие исследова­тели характеризуют прошлое столетие как классический период в истории отечественной философии. В это время появились многообразные оригинальные философские концепции, имеющие преимущественно социальную направленность. Особенно большое внимание в них уделялось историософским, этическим и антропологическим вопросам. Вместе с тем, в рус­ской философии сохранялись и развивались традиции религиозного решения мировоззрен­ческих проблем. Конец XIX — начало XX столетий стали периодом расцвета русской рели­гиозной философии.

 

2.5.4. Русская религиозная философия XIX — XX веков.

Русская религиозная философия изначально основывалась на традициях православной веры. Однако во второй половине XIX века значительно выросло влияние науки, все боль­шей популярностью стали пользоваться идеи материализма и атеизма. Все это вызвало у представителей отечественной религиозной философии стремление интегрировать в теоло­гическую концепцию новейшие достижения человеческого духа, прежде всего науки, то есть в определенной мере модернизировать религиозное видение мира. Исходившая из опреде­ляющей роли Бога в мироздании, русская религиозная философия по-своему осмыслила многие «вечные» для ищущего истину разума вопросы — об устройстве бытия и критериях познания, о смысле истории и человеческой жизни, о сущности свободы и творчества и т.п.

Отечественная религиозная философия являлась одной из духовных основ русской куль­туры, во многом выражая ее самобытность и выступая в качестве противовеса западничест­ву, все больше воспринимавшему и распространявшему европейские традиции прагматизма, рационализма и техницизма. Заметный вклад в развитие отечественной религиозной фило­софии в XIX веке внесли славянофилы (идея соборности), а также великие русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Однако их религиозно-философские учения были недоста­точно системными, теоретически аргументированными и всеохватывающими.

Развернутую и последовательную религиозно-философскую систему удалось создать выдающемуся русскому мыслителю В. С. Соловьеву. Его философия склады­валась под влиянием пантеистических идей Б.Спинозы и Г.Гегеля и синтезировала в себе ос­новные достижения русской религиозной философии XIX века. Мыслитель развивал свою концепцию на основе модернизированного понимания догматов христианства. По мнению В.С.Соловьева, рационального доказательства бытия Бога нет, и убеждение в его существо­вании дается только в акте веры. Вместе с тем, исследования природы и человека все-таки наводят нас на веские свидетельства проявления божественной воли.

Мы видим, что вселенная состоит из отдельных и самостоятельных, сталкивающихся и враждебных существ и тел. Однако, если бы в природе преобладала только тенденция борь­бы и разрушения, то все давно бы уже превратилось в ничто. Следовательно, в мире имеется не только столкновение противоположных сил, но и более высокий и преобладающий прин­цип всеединства, олицетворенный в Боге. Именно Бог спасает Вселенную от распада и пол­ного хаоса. По мнению В.С.Соловьева, все сущее является единым и всеобъемлющим благо­даря Творцу: «все едино в Боге», он есть «особая организующая сила, действующая в мире». Кроме того, вся наша духовная жизнь свидетельствует о том, что в бытии есть смысл. Чело­веческая духовность разрушится, если отрицать наличие высшего идеального начала (Бога), придающего цель и смысл всему сущему.

Согласно В.С.Соловьеву, Бог (Абсолют) выше всякого определения, он находится «над» сотворенной природой и более действителен, чем материя. Абсолют содержит в себе прин­ципиальную возможность появления всех конкретных форм мира — вещей и процессов, су­ществ и эмпирических фактов. Связь Бога и мира предстает как связь сущности и явления. На основе теологического положения о трех ипостасях Бога В.С.Соловьев развил идею о тройственности Абсолюта. Одной его стороной является Логос, представляющий собой бо­жественный замысел, всеобщую закономерность Вселенной, реализующуюся через законы природы в сотворенных вещах. Душа мира выступает как источник происходящих в мире из­менений, созидающе-творческое начало природы в целом, идеальный образ Софии. Послед­няя является «живой душой всех вещей», в людях же она реализуется как всечеловеческая мудрость. Мировая душа имеет от Бога идею всеединства как определяющую форму ее дея­тельности, что и позволяет в перспективе одухотворить все существующее и привести бытие в гармоничное состояние. Благодаря мировой душе обладают активностью созданные боже­ством и лежащие в основании всякого предмета элементарные сущности.

В.С.Соловьев исходил из того, что сотворение мира представляет собой его «отпадение» от Абсолюта. В результате существование вещей и человека не является благом само по себе. Мир несовершенен, пронизан борьбой отдельных существ и тел, и именно в этом заключает­ся его зло. К тому же, материя с ее механической причинностью сковывает человека. Однако у всех отпавших от Абсолюта несовершенных вещей мира имеется оправдание — они ищут путь к совершенству. Хотя первоначально «свободным актом мировой души объединенный ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждебных элементов, длин­ным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма».

Важнейшим этапом в возвращении мира к Абсолюту является возникновение в резуль­тате развития природы самой совершенной формы божественной идеи — человека. Однако его сущность трагична и противоречива, поскольку он сочетает в себе черты и божества, и ничтожества. Люди мучительно осознают свою бренность и отдаленность от божественных вечных сущностей, страдают от своей принадлежности как тварных существ к миру прехо­дящих явлений. Однако люди все же могут спастись, поскольку именно в них объединяющая собою все сущее душа мира «впервые получает собственную внутреннюю действенность, на­ходит себя, осознает себя». Поэтому стремление к единству в человечестве осмысливается, приобретает личностное начало и проявляется через активную деятельность людей. В отли­чие от ортодоксальной церкви, В.С.Соловьев считал, что спасение вовсе не даруется людям за смирение и земные страдания, а требует их активных действий по борьбе со злом и сози­данию добра. Поскольку же зло в концепции мыслителя предстает в виде разрушения и разъ­единения, а добро определяется как единство, то становится ясной цель человечества. Оно призвано изменить несовершенную природу, одухотворить ее и интегрировать в Абсолют: «подчиниться Богу и подчинить себе природу, чтобы спасти ее — вот мессианский закон».

По мнению В.С.Соловьева, в будущем человек сможет победить силы разрушения во Вселенной, приобрести бессмертие и даже стать сотрудником Бога по перевоплощению мира в новое бытие без хаоса и распада. Однако все это возможно только при условии глубокого изменения самих людей. Поэтому целью прогресса становится не современный земной, а идеальный человек, воплощающий божественный замысел относительно человека, его не­бесную совершенную сущность. Смыслом же истории по В.С.Соловьеву является превраще­ние человечества в богочеловечество (совершенное и воссоединенное с Творцом человечество): «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий человека духовного».

В.С.Соловьев доказывал, что люди должны стремиться к одухотворению, и выражением этого является их приобщение к идеалам христианской религии. Основа всех преобразова­ний — в нравственном совершенствовании человека, его активной деятельности по прибли­жению к содержащимся в Абсолюте идеалам добра, истины и красоты благодаря взаимопо­мощи и взаимной поддержке, воспитанию в себе солидарности и ответственности, милосер­дия и сострадания. Мировая гармония возможна только в результате осуществления принципа любви, стремления всех живых существ друг к другу и к Богу. Люди придут к торжеству справедливости, добра и правды тогда, когда их объединяющим началом станет воплощен­ный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

Эволюция космоса от человеческого царства к царству Божию невозможна без единения народов, и поэтому человечество сможет выполнить свою миссию только в синтезе. В связи с этим В.С.Соловьев выдвинул идею создания так называемой «свободной теократии», со­гласно которой необходимо соединить все христианские конфессии на базе католицизма. Последний, по мнению философа, лучше всего отвечает такому синтезу, поскольку не под­чиняется государственной власти (в отличие от православия) и имеет четкую иерархию (чего нет в протестантизме). Затем следует интегрировать созданную вселенскую церковь с обес­печивающей порядок монархией. Параллельно должен осуществляться и синтез культурных ценностей Запада (в котором имеется деятельное начало, необходимое для движения к богочеловечеству) и Востока (где проявилось духовное начало, однако заторможено развитие деятельного подхода к действительности). Решающую роль в достижении всемирного един­ства народов В.С.Соловьев отводил России, которая, по его убеждению, может стать свое­образным мостом между Востоком и Западом.

Гносеологическая концепция В.С.Соловьева имеет религиозно-этический характер. Вместе с тем, русский мыслитель стоял на позициях интеллектуализма, верил в познаватель­ные способности человека. Он высоко оценивал науку и стремился включить в свою систему ее новейшие достижения. Однако, по его мнению, научное познание страдает недостатками, поскольку со своим аналитическим подходом может отразить действительность лишь с от­дельных сторон, обособляя и абсолютизируя какие-то моменты целостного бытия. Эмпири­ческая наука раскрывает внешнюю сторону явлений, а философия — особенности самого мышления. Поэтому нельзя опираться только на понятийное, абстрактное мышление, а сле­дует шире использовать интуицию, «умственное созерцание». Чтобы охватить мир в его единстве и целостности, нужно обратиться к художественному познанию и мистическому опыту. Но самое главное — в качестве предпосылки любого познания должна быть вера в абсолютное духовное начало (Бога). Необходимо провести синтез опытной науки, филосо­фии и теологии в «свободную теософию», «ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки». Таким образом, В.С.Соловьев сформулировал концепцию «цельного знания», предполагающую единство всех познавательных способностей человека (рациональных, эмоциональных, интуитивных) на основе веры в Бога и нравственных усилий личности.

В.С.Соловьев развивал идею о том, что результаты познания не являются ценными сами по себе, а зависят от уровня нравственности познающего человека. Только высокоморальная личность может достичь истинного знания. Дело в том, что если силы обособления в инди­виде преобладают над тенденциями единения, то в нем проявляется вражда и зачастую эгои­стически игнорируется то, что есть на самом деле, но не нравится ему. Поэтому чем меньше человек развит в нравственном отношении, тем в более искаженном виде он воспринимает мир. Главное место среди чувств, помогающих личности преодолеть свою слепоту и ограни­ченность, занимает любовь к Богу, миру и людям, то есть стремление к всеединству. Если у знания нет нравственной основы, то оно может оказаться не только искаженным, но и опас­ным.

В последние годы жизни взгляды В.С.Соловьева приобрели пессимистическую направ­ленность, и он начал сомневаться в возможности богочеловечества в пределах земной исто­рии. Он опасался угрозы вырождения людей в «зверочеловечество», предсказывал войны и бесчисленные страдания, писал о том, что грядет «всемирно-объединяющая власть Антихри­ста». Вместе с тем, В.С.Соловьев полагал, что это будет хотя, по-видимому, и неизбежное, но все же временное торжество зла над Добром в мире людей. Царство Божие все равно на­ступит, хотя и после Страшного суда. По убеждению мыслителя, в любом случае злу необхо­димо противиться силой, ведь оно не изживается постоянно и постепенно, как учил Л.Н.Толстой. Идеи B.C. Соловьева оказали огромное влияние на дальнейшее развитие рус­ской религиозно-философской мысли.

Традиции русской религиозной философии продолжил выдающийся мыслитель XX века Н.А.Бердяев. В отличие от ортодоксального христианства, в модернизиро­ванной религиозной философии Н. А. Бердяева главными ценностями являются не смирение и благодарение, а творчество и свобода. В центре его мировоззренческих исканий находи­лись также проблемы духовного развития человека, смысла жизни и истории. Вместе с тем, их трактовка вытекала из понимания философом ключевых онтологических вопросов. Так, по убеждению мыслителя, источником всего сущего являлся первобытный хаос, некая абсо­лютная свобода, содержавшая потенциальную возможность любого бытия. Затем из хаоса возник Бог. Доказывать рационально его существование не требуется, поскольку он сверхразумен, и попытки выразить божество посредством понятий ведут лишь к противоречию. Вместе о тем, согласно Н.А.Бердяеву, Бог реально присутствует в жизни святых и мистиков, людей высокой духовной и творческой направленности. После своего возникновения Бог как чистое духовное бытие сотворил из хаоса материю. Последовательность создания духа и материи обусловливает их различную роль в мире.

Дух есть «царство свободы», и поэтому он воплощает в себе жизнь и творческое начало, природная же реальность представляет собой более низкий уровень существования. Мир природы — это застывший мир объектов, «порабощающий мир объектности, царство необ­ходимости». Н.А.Бердяев доказывал, что свобода неподвластна Богу, поскольку она пред­ставляет собой неотъемлемую характеристику изначального хаоса. Следовательно, и все со­творенное тоже свободно. Поэтому даже Бог не может предвидеть действия какого-либо об­ладающего свободной волей существа, в противном случае он был бы ответственен за всякое зло в мире. По убеждению философа, источник зла содержится в иррациональной свободе, которая приводит к вседозволенности, нарушению законов сотворенного мира и отпаде­нию человека от Бога. Н.А.Бердяев считал, что мир развивается, однако изменения в нем и появление принципиально нового определяются в конечном счете духом (Богом или челове­ком).

Русский мыслитель исходил из того, что в центр философии должен быть поставлен че­ловек, так как любое бытие познается только из него и через него. Личность представляет собой единство божественной и человеческой природы. Поскольку в человеке соединяются животное и духовное начала, то он двойственен и противоречив, выступает как существо вы­сокое и низкое, слабое и сильное, свободное и зависимое, он достоин и жалости, и восхище­ния. При этом важнейшей, неотъемлемой характеристикой личности является ее свобода.

В человечестве свобода из иррациональной развивается до уровня разумной, когда про­исходит осознанный выбор поведения и следование существующим моральным нормам. Од­нако одновременно происходит ограничение личности со стороны общества. К тому же ра­циональная свобода приводит к возможности выбора людьми не только добра, но и зла. Ко­нечно, Бог помогает тому, чтобы свободная воля становилась именно добром, однако это не всегда возможно. Зло появляется в том случае, если иррациональная свобода приводит к на­рушению божественной иерархии бытия или происходит отход человека от Бога из-за своей гордыни, когда люди желают поставить себя с помощью доступной им рациональной свобо­ды на место Творца мира. В результате нарушаются естественные связи бытия и вместо сво­боды возникает рабство.

Выход из состояния вражды и подчинения виделся Н.А.Бердяеву в обращении к свобо­де, проникнутой любовью к Богу, в соборном единстве людей, так как действительно «свободный дух общителен и не является индивидуалистически изолированным». Именно такая свобода и есть высшая форма развития свободы. Благодаря ей происходит духовное совершенствование человека, принятие им высших ценностей и приближение ко Всевышне­му.

Согласно Н.А.Бердяеву, поведение человека не детерминируется обществом и социаль­ными условиями, его судьба зависит от внутреннего состояния духа, прежде всего от пони­мания им свободы и умения ею пользоваться. Поэтому над личностью нельзя ставить ника­ких более высоких ценностей, тем более превращать их в предмет поклонения. В этой связи Н.А.Бердяев обосновал идею самоценности конкретной личности: «живое конкретное суще­ство, вот этот человек, выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, общего блага, бесконечного прогресса и прочее. Это и есть христианское отношение к человеку...».

Человек вовсе не унижен по отношению к Всевышнему, ведь он его образ и подобие, он возвышается над природой и приобщен к божественному. В результате, помимо свободы, другой важной характеристикой личности человека является его призвание и способность к творчеству. Бог создает природу, а человек изменяет себя, становясь одухотвореннее, и дела­ет окружающий мир более красивым. Поэтому настоящая личность всегда есть «творческий акт» и бунт, борьба и победа над косной материей и «тяжестью мира», личность — это тор­жество свободы над рабством. Свобода и творчество человека основаны на его духовности.

Обращенность Н.А.Бердяева к проблемам свободы и творчества повлияла и на опреде­ление им предмета философии, которая рассматривается как «творчество, а не приспособле­ние и послушание». Наука же является познанием того, что есть и, соответственно, приспо­соблением к необходимости. Философское познание занимается тайнами свободы и творче­ства, а их нельзя разгадать лишь «блужданием по пустыням отвлеченного мышления». Рус­ский философ исходил из того, что в процессе познания субъект и объект всегда слиты во­едино, и нельзя игнорировать ни то, ни другое. Поэтому о помощью только рациональных приемов вряд ли можно постичь истину. Поскольку же наше мышление выступает как про­явление божественного духа, мы в силах познать последний в непосредственном (мистическом)опыте. Кроме мистического опыта формами познания выступают интеллекту­альная интуиция и религиозное откровение. Согласно Н.А.Бердяеву, в философии осуществ­ляется «самоосвобождение» творческих способностей человеческого духа, которое в то же время предполагает «особый дар свыше». Поэтому творчество рассматривалось русским мыслителем как своеобразная форма откровения человека, как продолжающееся совместно с Богом создание нового мира — мира культуры. Развитие творческой деятельности — это один из лучших путей сочетания свободы и любви.

Социальная философия Н.А.Бердяева также проникнута религиозным духом, а на пер­вом плане в ней находится мессианская тема. История рассматривалась философом как про­должение миротворения, но теперь уже не только Богом, но и людьми. В результате истори­ческого процесса может быть достигнуто воссоединение человека с Богом. Для этого люди должны будут реализовать свою экзистенциальную свободу, своим творчеством преобразо­вать мир мертвых объектов и занять уготованное им Творцом место во Вселенной, создать из бездушного космоса «новое небо и новую землю». Н.А.Бердяев нарисовал грандиозную эсхатологическую картину далекого будущего, когда мир перейдет на качественно новый уровень и будет окончательно преодолена «объективация», то есть отчужденность и необхо­димость, безличность и вражда. Правда, мыслитель при этом замечал, что указанная карти­на применительно к земной жизни и реальной истории представляет собой лишь идеал, воз­можность, которая в полном виде может осуществиться только в Царстве Божием.

Содержание земной истории составляет процесс борьбы сил добра против иррацио­нальной свободы. Когда последняя достигает господства, то социальная реальность начина­ет распадаться и возвращаться к первоначальному хаосу, крайней формой которого приме­нительно к общественной жизни является революция. По мнению Н.А.Бердяева, революцио­неры только воображают себя свободными творцами нового будущего, на самом же деле они обращаются к прошлому, ведь все они — рабы прошлого, прикованные к нему злобой, завистью и местью. В этой связи русский мыслитель критиковал марксизм за его подчинен­ность идее классовой борьбы и стремление насильственно изменить естественный ход исто­рии, абсолютизацию общественных интересов в ущерб личным и непримиримость к инако­мыслию. Н.А.Бердяев был убежден, что революции ничего не могут создавать, они только разрушают и никогда творческими не бывают. Творчество начинается в период реакции, ко­торая наступает после революции, именно тогда и появляются новые формы жизни, к кото­рым люди были подготовлены всем прошлым.

В историческом процессе человек выделился не только из природы. В период Возрожде­ния и гуманизма он также отрешился и от Бога, стремясь подчинить себе природу без божьей милостивой помощи. Развитие науки также поставило между человеком и природой маши­ны, которые ему помогают. Однако одновременно машины и другие бездушные и не имею­щие свободы и способности к творчеству объекты, которые все больше нас окружают, ли­шают человека живого общения. Наконец, устанавливается безмерная власть коллектива над личностью. В результате человек постепенно дегуманизируется и начинает терять свой инди­видуальный образ, «обезличивается и подчиняется искусственной, механизированной при­роде, которую он сам и создал». Таким образом, эпоха крайнего индивидуализма заканчива­ется утратой индивидуальности, а нерелигиозный гуманизм приводит к утрате человеком человечности.

Н.А.Бердяев с тревогой отмечал, что мировой цивилизации угрожают новые формы рабства, основанного на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения своих материальных потребностей. Поэтому необходимо на новом уровне вернуться к рели­гиозному гуманизму и сверять с ним духовно-нравственные идеалы человечества. Как и мно­гие другие русские мыслители, Н.А.Бердяев отводил России особое место в истории. По его мнению, русский народ противоречив, он соединяет в себе черты восточной и западной культур. Философ выражал надежду на то, что в постсоветской России будет создано обще­ство, более справедливое, чем казарменный социализм или капитализм, и она станет объеди-нительницей восточного (религиозного) и западного (гуманистического) начал мировой ис­тории.

Учение Н.А.Бердяева является одной из вершин отечественной философской мысли. Однако значительную часть жизни философ был вынужден провести вдали от родины. Дело в том, что судьба русской религиозной философии в XX веке оказалась весьма трагичной. Многие мыслители эмигрировали из Советской России и были оторваны от родной земли. Оставшиеся, как уже говорилось в рамках предыдущей темы, должны были «перевоспитываться», некоторые вообще погибли.

В соловецком лагере был безвинно расстрелян выдающийся русский мыслитель П.А.Флоренский. Будучи продолжателем концепции В.С.Соловьева о все­единстве, он весьма последовательно отстаивал религиозные идеалы. Так, им обосновыва- лась православная догматика, в частности, положение о триединстве Бога, почитание икон и аскетизм. Интересно, что П.А.Флоренский при этом довольно успешно занимался пробле­мами математики, физики и химии, ему принадлежат изобретения и открытия в других об­ластях науки и техники. Он обосновывал идею «всеобщего синтеза», «единения» философии и богословия, веры и разума, науки и искусства.

В работе «Смысл идеализма» мыслитель критиковал рационализм западной философии и искал опору в православной вере. Как объективный идеалист, П.А.Флоренский полагал, что идеи Платона являются скорее «живыми конкретными личностями», а не абстрактными понятиями, такими, как раса, нация, человечество и т.д. Отдельное существо — это наиболее наглядное проявление идеи, которая имеет «живой лик». Идеи находят выражение и в сверхчеловеческих личностях, прежде всего, обитателях Царства Божия — мировой душе и ангелах. Таким образом, по убеждению философа, духовная реальность дана Всевышним, а не творится человеком. Им доказывалось, что идея выполняет в бытии оформляющую и кон­ституирующую роль. По сути дела, она является «настоящим именем», выражающим сущ­ность объекта. Для нас выражением идеи выступают символ и имя. Символ является «бытием, которое больше самого себя», он берет на себя энергетический потенциал бытия. Слово же дает возможность познания и определяет его форму.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.