Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть. Казус — это своеобразное психическое отношение лица к содеянному. При определении невиновного причинения вреда законодатель использует категории, присущие небрежности. За основу взяты ее объективный и субъективный критерии. Только в преступной небрежности их присутствие в совокупности обосновывает виновное причинение вреда. Для казуса же (невиновного причинения вреда) достаточно отсутствия одного из них. В отличие от небрежности определение случая законодатель дает отдельно как психическое отношение к деянию (применительно к формальным составам преступлений) и к последствиям (применительно к материальным составам преступлений). Рассмотрим каждое из них.
Невиновное причинение вреда может выразиться в невиновном совершении объективно общественно опасного деяния, тем или иным образом нарушившим определенные общественные отношения. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не сознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия).
Причинение вреда признается невиновным и в том случае, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Поскольку объективный и субъективный критерии казуса разделены союзом «или», возможны следующие его вариации: 1) лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было, но могло их предвидеть; 2) лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не могло, но должно было их предвидеть; 3) лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. Этот вид невиновного причинения вреда необходимо отличать от преступного легкомыслия, ибо он граничит именно с ним. Отличие следует проводить по волевому компоненту психической деятельности человека. В случае причинения вреда по легкомыслию лицо, рассчитывая на реальные факторы, надеется на предотвращение общественно опасных последствий, однако такой расчет не имел достаточных оснований. Общественно опасные последствия предотвращены не были, лицо несет за них уголовную ответственность. При невиновном же причинении вреда данного вида лицо направляет свою волю на предотвращение общественно опасных последствий, но при этом не может их предотвратить, т.к. действует (бездействует) в экстремальных условиях или в обстановке нервно-психических перегрузок. Психофизиологические качества невиновно действующего (бездействующего) лица не соответствуют условиям и обстановке, в которых оно находилось в момент совершения деяния.
Преступления, совершенные по небрежности, необходимо отличать от случая (казуса) — невиновного причинения вреда: совершения объективно общественно опасного деяния либо причинения объективно общественно опасного результата при отсутствии умысла и неосторожности. За невиновное причинение вреда лицо не подлежит уголовной ответственности.